В особенности это коснулось контейнерных перевозок. Согласно последним исследованиям британской консалтинговой компании Drewry, средняя общая продолжительность пребывания судна в порту (включая как время ожидания на рейде, так и собственно производства погрузочно-разгрузочных работ) по итогам первого квартала 2022-го превысила аналогичный показатель трехлетней давности на 58% – до 2,3 суток.
В мае же текущего года ситуация несколько улучшилось, однако длительность простоя все еще оставалась достаточно высокой – почти на 40% выше, нежели в предпандемийную эпоху. По оценкам экспертов Drewry, основная часть (до 60%) этого времени уходило на проведение операций непосредственно у терминалов, в то время как ожидание на рейде в среднем составило до 20%.
Таким образом, текущая обстановка в европейских портах коренным образом отличается от ситуации, сложившейся у берегов Северной Америки. Например, пиковые значения простоев в ожидании на швартовку (октябрь 2021 года) в регионе достигали порядка 4,3 суток или более 55% всего времени, затраченного на заход в порт.
При этом специалисты Drewry подчеркивают, что общие объемы грузопотоков через четыре крупнейших порта Западной Европы (Антверпен, Бремергафен, Роттердам и Гамбург) по итогам I-го квартала 2022 года оказались на 3,5% ниже соответствующих показателей первых трех месяцев 2019-го, в то время как среднее количество принятых портами судов уменьшилось более, чем на 15%.
Британские аналитики связывают подобные тенденции с недостаточно быстрыми темпами восстановления мировой экономики после эпидемии Covid-19, а также с неуверенностью потребительских настроений, что приводит к существенному "повышению волатильности" грузопотоков.
При этом старательно обходится тема эффекта бумеранга антироссиийских санкций, последствия которых привели к дезорганизации традиционных логистических цепочек и чувствительным потерям во всех сегментах морского бизнеса.