21-22 апреля в Архангельске состоялся третий деловой форум "Порты Арктики". В столице Поморья собрались руководители крупных судоходных, стивидорных и логистических компаний, главы промышленных предприятий, представители федеральных и региональных органов власти. Гости форума обсудили перспективы развития транспортной системы Арктики в новых экономических условиях.
Закрытие европейских портов для российских судов, выход зарубежных партнеров из совместных проектов, ограничения на поставки технологий и оборудования - все эти факторы негативно сказываются на возможностях развития транспортной и промышленной инфраструктуры в Арктической зоне, а общая атмосфера неопределенности вносит изменения в ранее намеченные планы.
Тем не менее, компании, участвующие в развитии арктических территорий, продолжают работу и реализацию долгосрочных стратегий. В числе приоритетов - модернизация существующих и создание новых грузовых терминалов, развитие контейнерных перевозок, строительство ледоколов и грузопассажирских судов ледового класса, цифровизация и автоматизация, подготовка кадров.
|
"Порты Арктики" / Фото: "Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности "Созвездие" |
Одной из главных точек на карте арктических перевозок является Архангельск. Это подчеркнул в своем выступлении губернатор региона Александр Цыбульский. По словам главы Поморья, Архангельский транспортный узел занимает особое место в арктических логистических цепочках, обеспечивая бесперебойное снабжение ключевых промышленных и инфраструктурных проектов в Арктике и Сибири:
У нас универсальный морской порт. Через него осуществляются и северный завоз, и экспортные перевозки, и перевалка грузов в интересах Министерства обороны и Минприроды России в Арктической зоне. В 2021 году морской порт Архангельск обработал больше пяти миллионов тонн грузов, из них четверть отправлена на экспорт. Рост объема перевалки составил около девяти процентов к уровню предыдущего года.
Собственники архангельских транспортных терминалов вкладывают большие средства в развитие: только за последние годы новые площадки для хранения грузов ввели в эксплуатацию "Арктик-Консалтинг-Сервис", Архангельский морской торговый порт и Архангельский речной порт. Начато строительство новых терминалов, дноуглубление, идет модернизация прилегающей инфраструктуры.
|
"Порты Арктики" / Фото: "Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности "Созвездие" |
Новый портовый комплекс вскоре может быть построен в западной части Архангельской области: компания "Портово-индустриальный парк "Онега" представила амбициозный проект, предполагающий строительство целого промышленно-инфраструктурного кластера с прямым выходом в акваторию Белого моря. Порт сможет обеспечить круглогодичные экспортно-импортные грузоперевозки и станет драйвером развития не только для всего Онежского района, но и для региона в целом. Планируемый объем грузооборота - от 1,5 миллионов тонн в год. В рамках форума "Порты Арктики" между Правительством Архангельской области и компанией-оператором проекта было подписано соглашение о намерениях.
В регионе развивается судоремонтная отрасль: такие компании, как судоремонтный завод "Красная Кузница", Архангельская РЭБ флота, база технического обслуживания Архангельского тралового флота, ГК "Оптимист" и другие предприятия делают архангельский порт центром комплексного обслуживания для арктических судовладельцев. Многие судоходные компании, которые раньше ремонтировали флот на европейских верфях, теперь обращаются к отечественным (в том числе архангельским) подрядчикам. Растет и количество судов, портом приписки для которых является Архангельск: в 2021 году это число увеличилось на 39 единиц, и сегодня архангельский порт стал "своим" более чем для 300 судов различных классов.
|
"Порты Арктики" / Фото: "Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности "Созвездие" |
Елена Кудряшова, ректор Северного (Арктического) федерального университета, в своем выступлении особое внимание уделила проблеме подготовки персонала. Без квалифицированных кадров невозможно эффективное развитие современных транспортных и логистических систем, проектирование инфраструктуры и всестороннее сопровождение работы в Арктике:
По прогнозу, до 2035 года в Арктике будет создано 182 тысячи рабочих мест. САФУ имени М.В. Ломоносова - единственный российский федеральный университет в Арктической зоне. В университете действуют более 130 программ арктической направленности, а 73% выпускников трудоустраиваются в Арктическом регионе. Особенностью нашего вуза является тесная связь с партнерами-работодателями не только в сфере организации практик студентов, но и на этапе подготовки образовательных программ. Это позволяет нам готовить востребованных специалистов, ориентированных на развитие арктических предприятий. Сегодня благодаря появлению в составе университета Высшей школы рыболовства и морских технологий мы начали подготовку (пока в рамках среднего профессионального образования) по морским специальностям, что крайне важно для развития рыболовецкой отрасли Севера и транспортных проектов.
Всего в третьем форуме "Порты Арктики" приняли участие более 150 делегатов со всей России. Среди участников - губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный, первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков, представители таких предприятий и организаций, как госкорпорация "Росатом", ФГУП "Атомфлот", ФГУП "Гидрографическое предприятие", ПАО "Газпром нефть", ОАО "РЖД", ПАО "Мегафон" и других. Организаторами форума выступили Правительство Архангельской области, ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности "Созвездие" и ассоциация "Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области". Следующий форум "Порты Арктики" планируется провести весной 2023 года.
|
"Порты Арктики" / Фото: "Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности "Созвездие" |