До конца навигации вступят в действие новые ставки и правила передачи в аренду федерального недвижимого имущества в российских морских портах.
Как стало известно «Гудку», ФГУП «Росморпорт» и Росимущество готовят к представлению в МЭРТ и Минтранс РФ проект положения о порядке передачи в аренду федерального недвижимого имущества в морских портах. По поручению Морской коллегии документ должен быть введен в действие в текущем году.
Начальник отдела имущества и арендных отношений ФГУП «Росморпорт» Константин Шидловский отметил, что положение позволит сформулировать «прозрачную правовую базу, регулирующую арендные взаимоотношения в морских портах между государством и акционерными стивидорными компаниями».
Как пояснил корреспонденту «Гудка» президент Ассоциации морских портов России (АСОП) Олег Терехов, новое положение содержит норму об увеличении сроков аренды госимущества в портах. Сегодня «Росморпорт» сдает причалы, складские терминалы и другие объекты федерального имущества по временным положениям и на короткие сроки — от 1 года до 5 лет. «Такая ситуация, естественно, не устраивает стивидорный бизнес, поскольку невозможно планировать долгосрочную стратегию развития и привлекать инвестиции», — отметил господин Терехов.
Максимальный срок аренды предлагается увеличить до 49 лет. Таким образом, портовики получат гарантированный период аренды федерального имущества на длительное время.
Президент АСОП считает важным и тот факт, что определение размера арендной платы будет производиться по четкой и понятной формуле — это исключит субъективизм, а значит, и коррумпированность чиновников, влияющих на эти процессы. Такая формула основывается на данных восстановительной, балансовой стоимости имущества с применением различных коэффициентов, которые характеризуют географическое положение порта, структуру перерабатываемых грузов и техническое состояние объектов, в частности причалов. По расчетам «Росморпорта», арендная плата увеличится не более чем на 10 —15% по каждому объекту.
«Новое положение о порядке сдачи в аренду федерального имущества в морских портах позволит наконец навести порядок в определении уровня тарифов и портовых сборов», — сказал корреспонденту «Гудка» президент Союза российских судовладельцев (СОРОСС) Михаил Романовский. — Мы давно добиваемся решения этого вопроса на прозрачной экономической основе».
«Это очень актуальная для нас тема, — говорит коммерческий директор ОАО «Архангельский морской торговый порт» Виктор Воробьев. — Слишком многое зависит от чиновников при передаче в аренду причалов и других портовых сооружений. Уровнем арендной платы можно стимулировать развитие стивидорной компании, а можно довести ее до банкротства. И, конечно, все мы очень ждем принятия закона о морских портах».
В то же время собеседники «Гудка» высказали опасения, что чиновники «Росморпорта» и Росимущества могут надолго затянуть процесс согласования документа.
Рафаил БИКМУХАМЕТОВ