Узловой частью открытого транспортного коридора стал строящийся у одноименного поселка в северо-восточной части полуострова Ямал новый российский порт Сабетта. "Инженер Трубин" — первое судно, вышедшее с коммерческим грузом из Сабетты. Прежде отсюда по этому маршруту никто никуда ничего не возил в таких количествах.
До сих пор товар из стран Юго-Восточной Азии в Европу можно было доставить тремя способами: по суше, морем через Индийский океан и Суэцкий канал — по южному маршруту, а также вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана — по Северному морскому пути. При этом перевозка тонны груза по морю обойдется на 30—60% дешевле, чем по железной дороге, а тем более автотранспортом и самолетом. Неудивительно, что морским транспортом сегодня перевозят уже более 60% грузов в мире. А к 2030 году, по оценкам экспертов, объем морских грузоперевозок может увеличиться еще в три раза — до 26 млрд т в год. И торговый маршрут Европа — страны Юго-Восточной Азии не исключение — большая часть грузов по нему идет южным морским путем.
Но Северный морской путь короче южного, и на нем нет простоев из-за узости каналов и проливов. Поэтому рейс, например, из Нидерландов до китайских портов по СМП короче на 20%, до южнокорейских — на треть, а до японских — почти наполовину. А если учесть сборы за проход Суэцкого канала, стоимость топлива и другие параметры, составляющие тариф на перевозку, Северный морской путь снижает стоимость рейса крупного судна на 20% — с 17,5 млн до 14 млн долл. Кроме того, этот путь из Европы в Азию и более безопасный. На пути в Азию через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан есть большой риск пиратства. При этом страховые компании их, как правило, не покрывают.
Но такое безопасное и эффективное прохождение судов СМП обеспечивал не всегда. До сих пор льды и слабая, построенная еще в советское время береговая инфраструктура сводили на нет все преимущества этого пути. За его восстановление взялись федеральные власти и северные регионы страны — Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Камчатский край.
Создаваемые на территории Ямала производственные мощности и транспортная инфраструктура способны увеличить объем грузоперевозок по СМП в 30 раз уже в ближайшее десятилетие. Сегодня уже очевидно, что именно Арктика будет ресурсным центром страны и мира в XXI веке. По оценке экспертов Международного энергетического агентства, запасы газа в Арктике могут обеспечить 40—55% его мирового потребления. Только на полуострове Ямал их около 16 трлн куб. м и 22 трлн куб. м — перспективных запасов.
На полуострове сегодня создают новый центр по производству сжиженного природного газа — ·Ямал СПГ" — с проектной мощностью в 15 млн т в год. Он обеспечит треть российского объема. И его рентабельность в значительной степени зависит от транспортно-логистической составляющей. На строительство морского порта Сабетта федеральный бюджет предусмотрел почти 47,3 млрд руб. Средства пойдут на углубление дна, создание судоходного канала в Обской губе. В 2014 году откроется и аэропорт Сабетта, строительство которого также идет сегодня за федеральный счет.
Из порта Сабетта СПГ в танкерах ледокольного класса сможет отправляться в любую точку планеты. При этом местным властям удалось убедить федеральное руководство в том, что нужно сделать порт многопрофильным. Тогда ямальская Сабетта сможет стать новым базовым портом на Севморпути: сюда смогут заходить не только танкеры-газовозы, но и сухогрузы со строительными материалами, военные корабли, пассажирские лайнеры и туристические яхты. Глубины позволят этому порту принимать и крупнотоннажные океанские суда. По предварительным данным, порт ежегодно будет обеспечивать 220 заходов судов.