Грузооборот порта Архангельск может вернуться к досанкционным показателям в 2025-2026 гг. Это станет возможным за счет развития каботажных рейсов и увеличения экспорта и импорта в Китай. Таким прогнозом с изданием "Ведомости Северо-Запад" поделился генеральный директор Архангельского морского торгового порта Цецен Горяев.
По данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот порта Архангельск в 2021 г. составил 3,2 млн т. Но после введения санкций он сократился в 2022 г. на 28,7% – до 2,3 млн т., а в 2023 г. упал до 1,9 млн т. Однако уже в этом году показатели начали восстанавливаться. В результате по итогам I полугодия 2024 г. грузооборот вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40,6% и составил 1,2 млн т.
По словам Горяева, важным драйвером роста для восстановления грузооборота станут каботажные рейсы – субсидируемые государством перевозки в рамках Северного морского пути (СМП). Горяев связывает растущий грузооборот на этой линии с "возобновившейся стройкой" в Арктике.
Напомним, механизм субсидирования регулярных грузовых перевозок по СМП между российскими портами был запущен в 2022 г. Средства предназначены компаниям-перевозчикам на компенсацию недополученных из-за льготных тарифов доходов, а также расходов, связанных с заходами судна в порты.
Сначала в программе участвовали только Большой порт Санкт-Петербург, порты Мурманск, Владивосток и Восточный, в прошлом году к ним добавили порты Архангельск и Находка. В конце июля из Архангельска вышло первое в этом году судно в рамках субсидированного маршрута. На борту - минеральные добавки, металлоконструкции для промышленников и строителей мостов, а также пиломатериалы для дальнейшего экспорта в Китай. Судно пройдет по маршруту Архангельск – Певек – Корсаков – Находка – Магадан – Петропавловск-Камчатский – Певек – Мурманск. Всего в этом году планируется выполнить по СМП три субсидированных каботажных рейса.
Помимо каботажных рейсов порт Архангельска восстанавливает импортно-экспортный грузооборот, рассказал Горяев. По его словам, на данный момент удалось заместить 30-35% грузооборота, который ранее шел в Европу и обратно. "На его место пришли контейнерные линии из Китая, а также налажены экспортные поставки минеральных удобрений", — прокомментировал он.
В прошлом году китайская Hainan Yangpu Newnew Shipping и компания "Торгмолл" запустили по СМП грузовую контейнерную линию Архангельск–Шанхай и в этом году планируют совершить по ней 10 рейсов. Кроме того, 5 июля был запущен первый рейс по мультимодальному маршруту "Экспресс СМП № 1", который включает 200 км пути из Москвы в Архангельск по суше и еще 6600 морских миль по воде. Как сообщал управляющий директор китайской транспортно-логистической компании Ке Цзинь, в 2024 г. по маршруту планируется перевезти около 20 000 TEU.
В рамках новой морской линии 13 августа 2024 г. в порт Архангельск прибыл груз с импортной продукцией из Китая. По данным губернатора региона, в столицу Поморья прибыло около 500 контейнеров с запчастями для автомобилей, бытовой техникой и товарами народного потребления. В ближайшее время судно отправится в Китай, но уже с российской продукцией: бумагой, картоном, целлюлозой и пиломатериалами.
По словам Цыбульского, в течение двух недель в Архангельск прибудет еще два судна из Китая, на борту каждого будет порядка 700-800 контейнеров. Всего в эту навигацию ожидается 10 судозаходов: 5 импортных и 5 экспортных. Цыбульский в мае 2024 г. в ходе выступления на VIII Российско-Китайском ЭКСПО прогнозировал, что потенциальный грузопоток импортно-экспортных грузов в Архангельск может составить 4,45 млн т к 2030 г. или около 300 000 контейнеров.
Опрошенные эксперты считают, что прогнозируемый период восстановления грузооборота является реалистичным, а при благоприятных условиях в 2025-2026 гг. показатели могут превысить досанкционные. При этом направления в рамках Северного морского пути станут основными в развитии порта Архангельск, уверен национальный менеджер по интермодальным транспортировкам Noytech Supply Chain Solutions Федор Токарев.
"В связи с перегруженностью Восточного полигона РЖД открываются перспективы для более активного выполнения каботажных перевозок, которые к тому же субсидируются", — прокомментировал он.
Директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша рассказал, что главным препятствием в развитии порта в Архангельске является ограниченность инфраструктуры.
"Надо понимать, что импортные грузы из порта Архангельск при доставке в другие российские регионы будут, преимущественно, вывозиться по железной дороге, пропускная способность которой ограничена", — прокомментировал он.
С другой стороны, Токарев обращает внимание, что удобное логистической плечо и развитая железнодорожная сеть не только с северо-западными и центральными российскими регионами, но и с уральскими, позволяет расширить географию мультимодальных грузоперевозок через Архангельск.
Заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург Александр Дмитриев напомнил, что в Поморье работает большое количество компаний лесопромышленного комплекса, металлургии и нефтегазодобычи.
"Поэтому при сохранении нынешней тенденции на развитие маршрутной сети через Арктику с российскими и зарубежными регионами грузооборот в перспективе ближайших двух лет может даже превысить досанкционные показатели", — резюмировал он.