Круизные компании только в июле начали навигацию, что неминуемо привело к потерям, тратам, подстраиванию, а порой и выживанию. Иностранные туристы оказались запертыми в своих странах, зато добавилось отечественных. В целом, на сегодняшний день картина 2020 года ясна. Но что ждет туристов, пожелавших отдохнуть на теплоходе в этом году?
Рассматриваем ситуацию на примере трех, достаточно известных и крупных компаний, работающих на российском рынке.
"СК Созвездие"
Круизная компания "СК Созвездие" уже во всю готовится к предстоящей навигации, которая, кстати, у них начнется с 26-го апреля. Первый теплоход в свое путешествие отправится из Нижнего Новгорода, и шаг за шагом в течение апреля и мая будут выходить другие суда. Так как изначально "СК Созвездие" не было сосредоточено на иностранных клиентах (хотя для них и были специальные рейсы), то и коронавирус особенно карты не попутал.
"Да, тем, кто был ориентирован на иностранный рынок, сейчас непросто. Из-за этого часть теплоходов не выйдет в навигацию. Мы же отменили практически все рейсы с иностранными клиентами и полностью переключились на россиян. Надеемся, что навигация пройдет штатно", – председатель совета директоров "СК Созвездие" Александр Соснин.
Но будут и некоторые отличия. Как минимум, до сих пор не отменили ограничения, связанные с коронавирусом. Хотя и на предстоящие круизы это никак не повлияет, ковидные требования придется соблюдать. К слову, на туристах это тоже никак не отразится, скорее на персонале: пандемия сменила технологию работы экипажа, особенно в ресторанах и других общественных местах. Также остались обязательства перед клиентами с прошлого года, для которых круизы были перенесены на 2021 год, что несколько увеличит объем работ.
Интересная тема – предпочтения отечественного туриста. Если иностранный клиент любит курсировать между Москвой и Санкт-Петербургом и останавливаться в этих центральных городах на несколько дней, то россиян такое не особо привлекает.
У "СК Созвездие", как у опытной круизной компании, самые разные предложения. Классическое: Москва-Петербург, маршруты по Волге, Каме, Дону. В этом году четырехпалубный теплоход впервые отправится по необычной и привлекательной реке Вятке. Кстати, билеты уже активно распродаются, компания принимает множество заявок из самых разных мест. Также в этом деле весьма помогает государственная программа по кэшбеку для туристов.
Председатель директоров "СК Созвездие" рассказал нам и о планах по модернизации и обновлению флота. Есть запрос на новые суда, но пока что это не ближайшая перспектива, а вот реконструкция проводится регулярно: переделывают каюты, обновляют общественные помещения, проводят классические механические работы.
Но самое интересное ожидает туристов в 2023 году: теплоход "Северная Сказка" отправится в Сибирь на Обь-Иртыш, чтобы, так сказать, открывать новые просторы. Уникальный круиз будет работать по маршруту Тобольск – Салехард – Сургут.
"Мостурфлот"
Не менее интересно складывается ситуация у компании "Мостурфлот".
"Предстоящую навигацию я вижу интересной и необычной, потому что известные события, которые разворачиваются сегодня, происходят впервые. Также у нас есть отличные предложения и новинки, которых до этого не было. Надеемся, что внутренний туризм активизируется и маршруты будут востребованы. К тому же обещают теплое лето", – заместитель генерального директора по туризму "Мостурфлота" Светлана Гончарова.
Эта круизная компания коронавирусных ограничений тоже не боится, однако Светлана Гончарова выразила надежду на спад "пандемической лихорадки" в связи с тем, что многие уже получили вакцину или переболели covid-19.
"Очень-очень надеюсь, что все пройдет в более легком формате. Сотрудникам компании было тяжело работать в тех условиях, которые сложились в прошлом году", – Светлана Гончарова.
В отличие от "СК Созвездие" 50% туристов "Мостурфлота" составляли иностранцы, и, конечно, когда возник естественный запрет на пересечение границ, компания почувствовала "удар". Положительная сторона работы с иностранным клиентом была в "глубине" продаж путевок: то есть недозагрузка судна по каким-то причинам (например, из-за плохих погодных условий) грозила реже.
В конкретных цифрах убытки "Мостурфлота" мы не получили, а вот о причинах финансовых издержек нам рассказали. На доходную часть повлияла поздняя навигация в прошлом году и неожиданная потеря зарубежного туриста, что повлекло за собой отмену навигации нескольких теплоходов.
"Потери были ощутимые для компании, и не только для нашей", – Светлана Гончарова.
В 2020 году ударили по карману компании расходы на обслуживание, так как пришлось вложиться в обеспечение безопасной среды в связи с ковидом: дезинфекция, дезинфекционные лампы и прочие необходимые закупки.
Касательно 2021 года Светлана Гончарова отметила, что на внутренний рынок вышло большое количество теплоходов, которых там никогда не было (они работали под иностранного туриста). А это неизбежно может привести к превышению предложения над спросом. Однако выводы правильно будет делать только, когда начнется навигация.
"Картина всегда складывается двояко: не только в минус что-то может получиться, но и в плюс", – заметила Светлана Гончарова.
Путевки тем временем, как нам рассказали, уже продаются и достаточно активно. "Мостурфлот" очень помогает программа кэшбека, которую организовал Ростуризм. Также, как и у "СК Созвездие", тут есть пересаженные туристы с прошлого года.
В связи с тем, что для "Мостурфлота" строится круизный лайнер аналогичный "Мустаю Кариму", мы поинтересовались судьбой "Петра Великого" (проект PV300VD, разработчик – МИБ). В СМИ недавно появилась информация, что теплоход сдадут только в 2022 году, но Светлана Гончарова в ответ на это сказала, что сперва нужно дождаться официального заявления от ОСК. Кроме "Петра Великого" компания рассматривает возможность строительства и других круизных судов, но эта информация остается закрытой.
Круизный лайнер "Петр Великий" / Фото: Управление пресс-службы и информации администрации губернатора Астраханской области |
Кстати, в "Мостурфлоте" с самого начала следили за судьбой "Мустая Карима", и Светлана Гончарова выразила радость по поводу того, что теплоход в прошлом году вышел в рейс. Также она отметила, что считает важными те различия, которые в самом начале заложили в проект, по которому строится "Петр Великий". Судно сделают более приспособленным к морю, а ещё на лайнере будут балконы.
Ну а теперь пора перейти к самому интересному – маршрутам.
В этом году "Мостурфлот" предлагает новинку – путешествие на теплоходе класса люкс "Александр Грин", который посетит очень красивое с точки зрения ландшафта место – Ладожские шхеры. Ранее там круизные теплоходы не ходили и это может стать весьма необычным опытом, ведь с этим местом также связано множество интересных исторических тем, военных, эпос "Калевала".
"Например, есть там остров, на котором достаточно долгое время жил Николай Рерих. Мало кто об этом знает из наших соотечественников. Места невероятна интересные, с древними стоянками людей: второй век до нашей эры, четырнадцатый. Городище разваленное. И на это все можно будет полюбоваться прямо с борта теплохода", – Светлана Гончарова.
Также "Александр Грин" продолжит круизы до Великого Новгорода. Это тоже уникальное направление, так как только один теплоход ходит по Волхову прямо до Великого Новгорода. Судно проходит мимо крепости Дети?нец, останавливается непосредственно в городе, и туристы могут по нему прогуляться. Сама река, как обещают в компании, тоже достойна отдельной похвалы.
"А в речные круизы как раз идут для того, чтобы любоваться красотой, открывающейся с борта теплохода", – Светлана Гончарова.
Вторая новинка – сценическое плавание. Здесь задействуют четырехпалубный теплоход класса люкс "Россия".
"Чувствуете название теплохода? Это прям его судьба. Мы немного изменили маршрут, и судно пойдет ближе к берегу, где, конечно, позволяют глубины. В определенные моменты на верхней палубе мы будем собирать туристов под легкую музыку, подавать для них кофе, чай, вино, а наш экскурсовод рассказывать о достопримечательных местах, мимо которых в данный момент проходим", – Светлана Гончарова.
Третья фишка – экскурсии на вертолете. Полетать туристы смогут из Самары, Санкт-Петербурга (вылет от Петропавловской крепости), Петрозаводска, Сортавалы, Нижнего Новгорода и других мест по ходу маршрута.
"То есть наши туристы смогут увидеть достопримечательности с воды, в городе и с воздуха, что невероятно красиво", – Светлана Гончарова.
Не забыли в "Мостурфлоте" в этом году и об Оке, которую очень любят туристы. Всю навигацию там будет курсировать "Сергей Образцов". По пути следования встретятся Муром, Касимово, Рязань, село Константиново (родина Есенина).
Понимая, что навигация предстоит непростая, "Мостурфлот" подготовил предложения для разного уровня дохода.
В рейсы выйдут три люкс теплохода: "Княжна Виктория", Александр Грин", "Россия", но также запустят и три теплохода в формате лоукостра. Эти маршруты рассчитаны на тех, кто не готов отдавать большие деньги за круиз, но при этом хотел бы опробовать такое направление. Плюс предложения в том, что можно будет самостоятельно подключать пакеты на те или иные услуги, одновременно с этим круиз ничем не будет отличаться от классического и пройдет на таком же четырехпалубном теплоходе хорошего уровня. Даже при полном пакете лоукостер всё равно выйдет дешевле.
Первое судно отправится в путешествие 30 апреля.
"Донинтурфлот"
В том виде, в которым мы знаем его сейчас, "Донинтурфлот" был основан в 1992 году путем выделения круизного флота из Волго-Донского речного пароходства, хотя истоки круизной деятельности компании берут свое начало ещё в Советском Союзе. Работали тогда и с иностранцами и со своими: первые отдыхали на маршруте Казань – Ростов, Казань – Волгоград, вторые путешествовали по линии: Ростов-на-Дону – Астрахань – Москва – Санкт-Петербург. В СССР все было завязано на отечественном туристе, который, кстати, попасть на отдых мог в рассрочку, а часть путевки компенсировали профсоюзы. Сегодня, конечно, редкое предприятие возьмется за компенсацию затрат на отдых своего сотрудника.
Так как изначально компания была ориентирована на иностранцев, в прошлом году ей пришлось нелегко. Были отменены почти все рейсы, и в итоге "Донинтурфлот" признали сильно потерпевшим и системообразующим предприятием, но финансовой помощи от государства они пока что не получили, поэтому опираются на собственные силы.
"Надеемся, что границы всё-таки откроются. Иностранцы ведь не отказываются от наших маршрутов и тоже ждут, когда смогут к нам приехать", – замгенерального директора "Донинтурфлота" Геннадий Черкашин.
Однако неясно (и это общая ситуация) насколько российский турист сможет заместить иностранного в финансовом плане, так как конкуренция в этом году на внутреннем рынке точно будет высокой. Зато остается ситуация с довольно-таки дорогим топливом, которое нужно отбивать.
"Донинтурфлот" на данный момент принципиальное обновление флота не планирует, так как на повестке более важные задачи, но, как и другие компании, не против обзавестись новыми судами. На вопрос о "Мустае Кариме", который мы задавали каждой компании, Геннадий Черкашин заметил, что, конечно, для речных круизов всё-таки требуются суда с прогулочными зонами, так как это позволяет полностью насладиться открывающимися красотами, для чего обычно и отправляются в путешествие те, кто любит такой формат отдыха.
А вот какие маршруты предлагает компания:
Пока что это три теплохода: "Антон Чехов", "Максим Литвинов", "Иван Бунин", маршрут – от Москвы до Санкт-Петербурга. У туристов будет возможность заглянуть в историко-архитектурный музей под открытым небом "Кижи", Кирилло-Белозерский монастырь, Углич, Ярославль (тут есть возможность в Валаам зайти), Сортавалу, суда будут останавливаться около крепости Орешек.
"Донинтурфлот", как и остальные компании стремится наполнить отдых на теплоходе чем-то особенным, чтобы человек, побывавший в круизе, вышел оттуда отдохнувший, наполненный, с ощущением того, что он не просто прокатился, а побывал на курорте.
Компания рассматривает принципиально новое для себя южное направление с конечными точками в Астрахани, Ростове-на-Дону (здесь есть возможность показать реку Дон и все станицы сопутствующие), и, если будет достаточный спрос, то эти маршруты запустят.
Ценовая политика у "Донинтурфлот" дифференцированная. Есть самые разные предложения в зависимости от времени года и предоставляемых услуг.
Первое судно в рейс выйдет 22 апреля.
Итог
Исходя из полученной информации от одних из самых крупных игроков круизного рынка, можно сделать вывод, что ковидная история довольно-таки серьезно ударила по компаниям, особенно тем, которые были сосредоточены на иностранных туристах. Однако предприятия находят способ выжить в сложившейся ситуации и даже найти новые грани бизнеса.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|