Публике представлено около 20 чертежей и 30 постеров. Среди документов судоверфи - проект небольшой лодки дори. Представлен катер "соломбалец", который был разработан в Архангельске и назван в честь района города - острова Соломбала, передает ТАСС.
"Наш новогодний вернисаж - это выставка чертежей Соломбальской судоверфи маломерных небольших корабликов, мы до этого их не выставляли. Чертежи 1943-1963 гг., уникальные кальки, от руки нарисованные, ручная работа, все это оригиналы. Они сами по себе интересные, дизайнерские, очень красивые работы, графика школы тех лет, которой сейчас уже нет. И второе - выставка постеров, которые мы сделали по мотивам чертежей деревянных судов", - рассказал руководитель клуба "Морские практики" Евгений Шкаруба.
Еще один чертеж - поморский карбас, который, как считают исследователи, был построен народными мастерами, а специалисты конструкторского бюро судоверфи сделали его обмеры и сохранили.
"Народное и промышленное судостроение здесь всегда были связаны, промышленное выросло из народного. И конструкторы-инженеры, которые работали в начале XX века, они хорошо понимали, и они один из удачных карбасов обмерили. Двойная ценность чертежа, как и сохранения карбаса, так и отношения профессионалов промышленного судостроения, насколько они уважали и любили народное судостроение, с которого все началось", - уточнил Евгений Шкаруба.
За основу постеров были взяты чертежи поморских судов, которые дополнили цветом и дизайнерскими элементами. Шкаруба особо выделил постер со шхуной "Запад", которая в 1980-е годы была размещена в качестве памятника на Красной пристани Архангельска.
Трехмачтовая парусно-моторная шхуна была построена в Финляндии в 1949 году . Использовалась для перевозки грузов, затем для практики курсантов мореходных училищ СССР. В 1983 году установлена на Красной пристани Архангельска. В 1998 году все три мачты шхуны были сломаны сильным ветром, восстановить повреждения не удалось. В 2016 году на судне произошел пожар, после чего она была демонтирована.
Работа с архивами Соломбальской судоверфи продолжается, изучено примерно 4,5 тысячи документов. Часть материалов использована на практике, например, построено несколько сельдяных карбасов. На них в Архангельске проводится традиционная карбасная регата.
Соломбальская судостроительная верфь была основана в Архангельске в 1911 году под названием "Поморский Эллинг". На верфи строили традиционные поморские суда: зверобойные шхуны, рыболовные боты, елы, карбасы, шлюпки, катера-соломбальцы, доры. Продукция, выпускаемая верфью, была прямым продолжением народного традиционного судостроения Русского Севера. Соломбальская судоверфь была единственной в СССР верфью промышленного деревянного судостроения.