Полная и справедливая история отечественного судоремонта невозможна без упоминания имени Петра Александровича Шурекова, долгие годы работающего на благо астраханского региона и совмещающего сейчас две должности — председателя Совета директоров ОАО "Волго-Каспийский судоремонтный завод", а также вице-президента Ассоциации судоремонтных заводов. В октябре ему исполняется 60 лет — хороший повод, чтобы рассказать (хотя бы в двух словах) об этом человеке.
Родился Петр Александрович 22 октября 1956 года в селе Старые Алгаши Богдашкинского района Ульяновской области. Вроде бы крестьянская глубинка, откуда до любого моря — что на юг, что на север, что на запад — одинаково далеко. Но если доехать до Ульяновска, то рядом течет Волга, а по ней ходят суда, и так легко мечтать, что однажды взойдешь на борт одного из них и доплывешь до могучего Каспия... Закончив школу, Шуреков уже знал, куда пойдет учиться — в Астраханскую мореходку. Специальность себе выбрал, правда, не столь романтичную, но крайне нужную в морском деле — судоремонт.
А дальше — новый поворот судьбы забросил сельского паренька прямо на берег самого настоящего моря. Только не к южным теплым водам, а к суровым северным берегам. Двадцатилетнего выпускника Астраханского мореходного училища по распределению отправили слесарем-судоремонтником на Мурманский судоремонтный завод. Там на протяжении следующих 17 лет последовательно преодолевал ступеньки в рабочей иерархии — вплоть до директора по производству. Параллельно закончил в 1985 году Высшее инженерное морское училище им. адмирала Макарова в Ленинграде по специальности "Эксплуатация судовых силовых установок".
Учиться и одновременно работать было трудно, приходилось пахать круглосуточно и практически без выходных, вспоминает о тех временах Петр Александрович. С другой стороны, эти годы дали ему неоценимый опыт — судоремонтный завод в Мурманске был одним из ведущих в стране на тот момент, имел отличное оборудование и высокий уровень организации труда. Как раз в середине восьмидесятых на одном из участков предприятия был проведен эксперимент по переходу на хозрасчет — впервые в судоремонтной отрасли Советского Союза. Позже это очень пригодилось Шурекову уже в иной, рыночной реальности.
В 1994 году Петр Александрович принял решение попрощаться с Мурманском и вернуться в город своей молодости, стоящий на реке его детства. Вместе с семьей он перезжает в Астрахань, где сначала поступает на должность главного строителя Астраханского СЗ, а уже через четыре месяца, в марте 1995 года, становится директором по производству судоремонтного завода "Слип". Впереди его ждала тяжелая задача — предприятие находилось в предбанкротном состоянии, и Шурекову предстояло совершить управленческий подвиг, чтобы вывести его на правильные рельсы. Пришлось не только применить все накопленные знания, но и проявить твердый характер. Результат впечатляет: уже через год завод "Слип" встал на ноги, а еще через три года, в 1999-м, вошел десятку стабильных заводов области.
Под руководством Петра Александровича СЗ "Слип" перестал быть сугубо городским предприятием и стал заметным явлением в жизни региона. Благодаря ему, сюда пошли заказы из стран СНГ. Важным шагом стало получение лицензии на право ремонта военных кораблей различных типов.
В 2004 году завод выиграл конкурс "Лидер XXI века" среди предприятий Южного федерального округа. После этого на Петра Александровича пролился настоящий дождь заслуженных наград. Экспертный совет международного форума "Мировой опыт и экономика России" вручил ему Почетный знак и диплом "Лидер российской экономики" за достижение высоких производственных результатов и стабильную работу в условиях перехода российской экономики на рыночные принципы хозяйствования. А дальше в копилке Шурекова поочередно появились медаль "300 лет российскому флоту", Знак отличия "За заслуги в Пограничной службе I степени" ФПС РФ, Знак "Почетный работник морского флота" Министерства транспорта РФ, Памятный знак "Бриллиантовый лавр" администрации г. Астрахани, Почетный диплом и Золотая медаль Ассоциации промышленников Франции, медаль ордена "За заслуги перед Астраханской областью" и другие награды.
Для того, чтобы достичь таких успехов, безусловно, нужна твердая рука и бизнес-хватка. Однако слово "делец" к Петру Александровичу неприменимо. Он человек открытый, жизнерадостный, хороший семьянин, надежный товарищ. В отличие от многих постперестроечных начальников, Шуреков никогда не забывал, что во главе угла стоят не деньги, а люди. Потому и взял себе за правило к своим специалистам относиться по-человечески. обеспечивая комфортные условия не только труда, но и жизни по ту сторону проходной. Если надо — предприятие построит жилье, выдаст беспроцентную ссуду на ремонт квартиры, отправит ребенка в летний лагерь, предоставит медицинскую помощь. На "социалке" он никогда не экономил, и коллектив платил ему той же монетой, работая на высоком уровне эффективности.
В 2007 году набравший хорошие темпы развития завод "Слип" отправляется в свободное плавание уже с новым руководителем, а Шурекова ждет новое назначение — он становится президентом Волго-Каспийского судоремонтного завода. Это предприятие, тесно связанное с отечественной "оборонкой": в общем объеме его производства оборонзаказ составляет свыше 30 процентов. Повышенная требовательность к качеству, всегда отличавшая Петра Александровича, здесь оказалась как нельзя более кстати. Убедившись, что к выпускаемой продукции никаких претензий быть не может, на предприятие потянулись все новые и новые заказчики.
На сегодняшний день Волго-Каспийский завод неуклонно расширяет свою деятельность, повышая показатели, увеличивая объемы производства и производительность труда. Не стоит на месте и заработная плата — на новом месте Шуреков не изменил своим принципам социальной ответственности. Здесь тоже вовсю реализуются программы материальной помощи работникам завода. Более того, поддержку Петр Александрович оказывает не только своему коллективу, но и, в целом, городу, ставшему родным. Астрахань и Астраханская область, к сожалению, не относятся к числу доноров, поэтому периодически местные бюджеты испытвают трудности с финансированием таких важных проектов, как дноуглубление. Дважды предприятие брало на себя работы по углублению рек — Бахтемира и Старой Волги.
От лица коллектива Канонерского судоремонтного завода, а также всей Ассоциации судоремонтных заводов поздравляю Петра Александровича Шурекова с юбилеем! Шестьдесят лет для руководителя такого уровня — возраст наивысшего расцвета, когда накопленный опыт позволяет максимально верно определять вектор развития предприятия. Верю, что впереди у него еще много лет плодотворной работы на благо астраханского судоремонта, да и всей отечественной судоремонтной отрасли!
А дальше — новый поворот судьбы забросил сельского паренька прямо на берег самого настоящего моря. Только не к южным теплым водам, а к суровым северным берегам. Двадцатилетнего выпускника Астраханского мореходного училища по распределению отправили слесарем-судоремонтником на Мурманский судоремонтный завод. Там на протяжении следующих 17 лет последовательно преодолевал ступеньки в рабочей иерархии — вплоть до директора по производству. Параллельно закончил в 1985 году Высшее инженерное морское училище им. адмирала Макарова в Ленинграде по специальности "Эксплуатация судовых силовых установок".
Учиться и одновременно работать было трудно, приходилось пахать круглосуточно и практически без выходных, вспоминает о тех временах Петр Александрович. С другой стороны, эти годы дали ему неоценимый опыт — судоремонтный завод в Мурманске был одним из ведущих в стране на тот момент, имел отличное оборудование и высокий уровень организации труда. Как раз в середине восьмидесятых на одном из участков предприятия был проведен эксперимент по переходу на хозрасчет — впервые в судоремонтной отрасли Советского Союза. Позже это очень пригодилось Шурекову уже в иной, рыночной реальности.
Петр Александрович Шуреков среди коллег |
В 1994 году Петр Александрович принял решение попрощаться с Мурманском и вернуться в город своей молодости, стоящий на реке его детства. Вместе с семьей он перезжает в Астрахань, где сначала поступает на должность главного строителя Астраханского СЗ, а уже через четыре месяца, в марте 1995 года, становится директором по производству судоремонтного завода "Слип". Впереди его ждала тяжелая задача — предприятие находилось в предбанкротном состоянии, и Шурекову предстояло совершить управленческий подвиг, чтобы вывести его на правильные рельсы. Пришлось не только применить все накопленные знания, но и проявить твердый характер. Результат впечатляет: уже через год завод "Слип" встал на ноги, а еще через три года, в 1999-м, вошел десятку стабильных заводов области.
Под руководством Петра Александровича СЗ "Слип" перестал быть сугубо городским предприятием и стал заметным явлением в жизни региона. Благодаря ему, сюда пошли заказы из стран СНГ. Важным шагом стало получение лицензии на право ремонта военных кораблей различных типов.
В 2004 году завод выиграл конкурс "Лидер XXI века" среди предприятий Южного федерального округа. После этого на Петра Александровича пролился настоящий дождь заслуженных наград. Экспертный совет международного форума "Мировой опыт и экономика России" вручил ему Почетный знак и диплом "Лидер российской экономики" за достижение высоких производственных результатов и стабильную работу в условиях перехода российской экономики на рыночные принципы хозяйствования. А дальше в копилке Шурекова поочередно появились медаль "300 лет российскому флоту", Знак отличия "За заслуги в Пограничной службе I степени" ФПС РФ, Знак "Почетный работник морского флота" Министерства транспорта РФ, Памятный знак "Бриллиантовый лавр" администрации г. Астрахани, Почетный диплом и Золотая медаль Ассоциации промышленников Франции, медаль ордена "За заслуги перед Астраханской областью" и другие награды.
Для того, чтобы достичь таких успехов, безусловно, нужна твердая рука и бизнес-хватка. Однако слово "делец" к Петру Александровичу неприменимо. Он человек открытый, жизнерадостный, хороший семьянин, надежный товарищ. В отличие от многих постперестроечных начальников, Шуреков никогда не забывал, что во главе угла стоят не деньги, а люди. Потому и взял себе за правило к своим специалистам относиться по-человечески. обеспечивая комфортные условия не только труда, но и жизни по ту сторону проходной. Если надо — предприятие построит жилье, выдаст беспроцентную ссуду на ремонт квартиры, отправит ребенка в летний лагерь, предоставит медицинскую помощь. На "социалке" он никогда не экономил, и коллектив платил ему той же монетой, работая на высоком уровне эффективности.
Петр Александрович Шуреков среди коллег |
В 2007 году набравший хорошие темпы развития завод "Слип" отправляется в свободное плавание уже с новым руководителем, а Шурекова ждет новое назначение — он становится президентом Волго-Каспийского судоремонтного завода. Это предприятие, тесно связанное с отечественной "оборонкой": в общем объеме его производства оборонзаказ составляет свыше 30 процентов. Повышенная требовательность к качеству, всегда отличавшая Петра Александровича, здесь оказалась как нельзя более кстати. Убедившись, что к выпускаемой продукции никаких претензий быть не может, на предприятие потянулись все новые и новые заказчики.
На сегодняшний день Волго-Каспийский завод неуклонно расширяет свою деятельность, повышая показатели, увеличивая объемы производства и производительность труда. Не стоит на месте и заработная плата — на новом месте Шуреков не изменил своим принципам социальной ответственности. Здесь тоже вовсю реализуются программы материальной помощи работникам завода. Более того, поддержку Петр Александрович оказывает не только своему коллективу, но и, в целом, городу, ставшему родным. Астрахань и Астраханская область, к сожалению, не относятся к числу доноров, поэтому периодически местные бюджеты испытвают трудности с финансированием таких важных проектов, как дноуглубление. Дважды предприятие брало на себя работы по углублению рек — Бахтемира и Старой Волги.
От лица коллектива Канонерского судоремонтного завода, а также всей Ассоциации судоремонтных заводов поздравляю Петра Александровича Шурекова с юбилеем! Шестьдесят лет для руководителя такого уровня — возраст наивысшего расцвета, когда накопленный опыт позволяет максимально верно определять вектор развития предприятия. Верю, что впереди у него еще много лет плодотворной работы на благо астраханского судоремонта, да и всей отечественной судоремонтной отрасли!
Николай Вихров,
генеральный директор Канонерского судоремонтного завода
генеральный директор Канонерского судоремонтного завода