В словарях пишут, что судостроение - это отрасль тяжелой промышленности и коллективной деятельности. От себя могу добавить, что коллектив, участвующий в этой деятельности, немаленький, а значит, сфера судостроения может обеспечить людей рабочими местами. А, так как работа тяжелая, то и оплата должна быть высокая.
Пока все получается очень логично и хорошо. Но в процессе написания статьи и общения с работниками судостроения оказалось, что не все так гладко. «Специалистов не хватает», - жаловались почти все руководители предприятий. Я задумалась, отчего же так происходит. Специфика интересная, работа всегда есть и конкуренция не 30 человек на одно рабочее место. Так может, дело в заработной плате? Давайте разбираться.
Пока все получается очень логично и хорошо. Но в процессе написания статьи и общения с работниками судостроения оказалось, что не все так гладко. «Специалистов не хватает», - жаловались почти все руководители предприятий. Я задумалась, отчего же так происходит. Специфика интересная, работа всегда есть и конкуренция не 30 человек на одно рабочее место. Так может, дело в заработной плате? Давайте разбираться.
Для начала я обратилась к Российской статистике. По данным Росстата Российской Федерации все выглядит так:
Потребность организаций в работниках по профессиональным группам
Цифры измеряются в тыс. чел.
- 2008 год (синий)
- 2011 год (бордовый)
1 - Руководители организаций и их структурных подразделений (служб)
2 - Специалисты высшего уровня квалификации
3 - Специалисты среднего уровня квалификации
4 - Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием
5 - Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности
6 - Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства
7 - Квалифицированные рабочие промышленных предприятий (машиностроение, судостроение, строительство)
8 - Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин
9- Неквалифицированные рабочие
Судя по таблице, нехватка работников судостроения стоит почти на первом месте. Да, конечно за 3 года потребность в рабочей силе сократилась, но все же цифры внушающие.
Проведя самостоятельные расчеты, на основании вакансий размещенных в интернете , я попыталась выяснить, каких именно профессий не хватает в нашей отрасли, вот что у меня получилось:
58% - это квалифицированные токари, электрики, механики, автоматчики, судоремонтники, станочники;
42% - инженеры-технологи, инженеры-конструкторы.
А ознакомившись с данными по заработной плате Российского центра занятости, я составила следующую таблицу:
1 – Московская обл. 3 – Нижегородская обл.
2 – Ленинградская обл. 4 – Ярославская обл. 5 – Ростовская обл.
То, что заработная плата в регионах, значительно ниже столичной, ни для кого не секрет. Да и для некоторых городов зарплата в 30 000 рублей очень даже неплохой показатель. Может, задерживают оплату? За этой информацией я обратилась к председателю Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Межрегионального профсоюза работников судостроения и судоремонта Максименко Сергею.
«Задержек на наших предприятиях не бывает», - четко заявил Сергей Прокофьевич. Он объяснил, что во всех организациях действует коллективный договор, в котором прописан пункт об индексации. Она происходит раз, а иногда и два раза в год (в зависимости от того как указано в договоре). Поэтому выплата заработной платы не только не задерживается, но ещё и сумма её периодически увеличивается. Коллективные договоры формируются на основании отраслевого регионального соглашения. «Сейчас ведутся переговоры с исполнительной властью, для того, чтобы заручиться их поддержкой» - добавил председатель профсоюза.
Перспективы неплохие, радуют, но что по этому поводу думают непосредственно руководители организаций? Тут мнения разделились и даже не на равные части. Оказалось, что у многих предприятий судостроения профсоюзов нет. Да и говорят о них руководители скептически, считают, что это не влияет на уровень зарплат. Такого же мнения относительно профсоюзов, как оказалось, придерживаются не только в России. Например, Андрис Келехсашвили, руководитель SIA Skipper (Латвия) поделился мнением: «Вера в профсоюз пропала и разрушена. Тот профсоюз, который был раньше, морально устарел, а в новых, не вижу смысла. Нет доверия. А что касается уровня зарплат в отрасли, то за последние 2 года он увеличился примерно на 10%». Все опрашиваемые мной руководители Российских судостроительных предприятий тоже заявили, что зарплата растет стабильно. Разница между 2009 и 2012 годом значительно ощущается. А работников (особенно молодых специалистов) не хватает потому, что работа очень тяжелая и если приходят, то только на практику и долго не задерживаются. Очень не хватает именно квалифицированных специалистов, уже обученных профессии. В связи с этим многие предприятия иногда сами проводят обучение работников.
Подводя итоги, хочется пожелать работникам столь тяжелой отрасли терпения и дальнейшего роста заработной платы. Будем надеяться, что недостатка в квалифицированных кадрах в ближайшее время не будет.
Ольга Солгалова
Потребность организаций в работниках по профессиональным группам
- 2008 год (синий)
- 2011 год (бордовый)
1 - Руководители организаций и их структурных подразделений (служб)
2 - Специалисты высшего уровня квалификации
3 - Специалисты среднего уровня квалификации
4 - Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием
5 - Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности
6 - Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства
7 - Квалифицированные рабочие промышленных предприятий (машиностроение, судостроение, строительство)
8 - Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин
9- Неквалифицированные рабочие
Судя по таблице, нехватка работников судостроения стоит почти на первом месте. Да, конечно за 3 года потребность в рабочей силе сократилась, но все же цифры внушающие.
Проведя самостоятельные расчеты, на основании вакансий размещенных в интернете , я попыталась выяснить, каких именно профессий не хватает в нашей отрасли, вот что у меня получилось:
58% - это квалифицированные токари, электрики, механики, автоматчики, судоремонтники, станочники;
42% - инженеры-технологи, инженеры-конструкторы.
А ознакомившись с данными по заработной плате Российского центра занятости, я составила следующую таблицу:
2 – Ленинградская обл. 4 – Ярославская обл. 5 – Ростовская обл.
То, что заработная плата в регионах, значительно ниже столичной, ни для кого не секрет. Да и для некоторых городов зарплата в 30 000 рублей очень даже неплохой показатель. Может, задерживают оплату? За этой информацией я обратилась к председателю Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Межрегионального профсоюза работников судостроения и судоремонта Максименко Сергею.
«Задержек на наших предприятиях не бывает», - четко заявил Сергей Прокофьевич. Он объяснил, что во всех организациях действует коллективный договор, в котором прописан пункт об индексации. Она происходит раз, а иногда и два раза в год (в зависимости от того как указано в договоре). Поэтому выплата заработной платы не только не задерживается, но ещё и сумма её периодически увеличивается. Коллективные договоры формируются на основании отраслевого регионального соглашения. «Сейчас ведутся переговоры с исполнительной властью, для того, чтобы заручиться их поддержкой» - добавил председатель профсоюза.
Перспективы неплохие, радуют, но что по этому поводу думают непосредственно руководители организаций? Тут мнения разделились и даже не на равные части. Оказалось, что у многих предприятий судостроения профсоюзов нет. Да и говорят о них руководители скептически, считают, что это не влияет на уровень зарплат. Такого же мнения относительно профсоюзов, как оказалось, придерживаются не только в России. Например, Андрис Келехсашвили, руководитель SIA Skipper (Латвия) поделился мнением: «Вера в профсоюз пропала и разрушена. Тот профсоюз, который был раньше, морально устарел, а в новых, не вижу смысла. Нет доверия. А что касается уровня зарплат в отрасли, то за последние 2 года он увеличился примерно на 10%». Все опрашиваемые мной руководители Российских судостроительных предприятий тоже заявили, что зарплата растет стабильно. Разница между 2009 и 2012 годом значительно ощущается. А работников (особенно молодых специалистов) не хватает потому, что работа очень тяжелая и если приходят, то только на практику и долго не задерживаются. Очень не хватает именно квалифицированных специалистов, уже обученных профессии. В связи с этим многие предприятия иногда сами проводят обучение работников.
Подводя итоги, хочется пожелать работникам столь тяжелой отрасли терпения и дальнейшего роста заработной платы. Будем надеяться, что недостатка в квалифицированных кадрах в ближайшее время не будет.
Ольга Солгалова