Крупнейшие в мире атомные подводные лодки, предназначенная для несения боевого дежурства в высоких широтах.
Создание крупной стратегической лодки-ракетоносца стартовало в начале 1970-х годов, в ответ на американскую программу по разработке атомоходов типа Огайо с 24 баллистическими ракетами Трайдент I (в дальнейшем Трайдент II). Проект вело ленинградское ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор Сергей Ковалёв.
|
Атомный ракетоносец проекта 941 "Дмитрий Донской" |
Головная подводная лодка ТК-208 вошла в состав флота в декабре 1981 года, последняя в серии ТК-20 - в сентябре 1989 года.
При разработке учитывались характерные районы боевой службы лодок - высокие арктические широты. Ограждение рубки выполнено с подкреплением, которое позволяло при всплытии проламывать тяжелые льды толщиной до 2−2,5 метров.
|
Атомный ракетоносец проекта 941 "Дмитрий Донской" |
Первоначальное симметричное требование (24 ракеты) было сокращено главкомом ВМФ Сергеем Горшковым до 20. Это было связано в том числе и с массогабаритными характеристиками: ракеты Р-39 комплекса Д-19, превосходя "Трайденты" по основным параметрам, были значительно крупнее "американок". Это сразу увеличило габариты и самой лодки.
|
Пять из шести построенных субмарин проекта 941 в Западной Лице, 1980−90-е годы. Фото: форум Авиабазы |
Поэтому "Акула" получилась выдающаяся во всех отношениях. Это самая крупная субмарина, когда-либо построенная в мире - 48 тыс. тонн подводного водоизмещения (примерно половина из них приходится на емкость цистерн балласта, за что проект 941 непочтительно прозвали на флоте "водовозом"), наибольшая длина 170−173 метра у разных представителей проекта, ширина корпуса свыше 23 метров. Лодка выполнена по многокорпусной схеме: под легким корпусом у нее находится пять (!) прочных корпусов из титана, из которых два основные (диаметрами по 10 метров) расположены параллельно по принципу катамарана. Корпуса соединены капсульными изолированными отсеками-переходами только в трех местах. По сути, под легким корпусом находятся сразу две лодки, что резко повышает живучесть.
|
Атомный ракетоносец проекта 941 "Дмитрий Донской" |
Главная энергетическая установка представлена двумя реакторами ОК-650 и двумя паротурбинными агрегатами, расположенными парами в соседних прочных корпусах - по сути, двигательная система лодки полностью дублирована. Максимальная скорость подводного хода 25 узлов по нормативу, реальная 26,3-28 узлов (у разных представителей проекта). Максимальная надводная скорость 13-14 узлов. Рабочая глубина погружения 400 метров.
|
Атомный ракетоносец проекта 941 "Архангельск" |
Размеры лодки позволили создать для экипажа (168 человек) немыслимые по стандартам советского подплава комфортные условия обитания. Офицеры размещались в двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и кондиционерами, матросы - в маломестных кубриках. На лодке имелся спортзал, плавательный бассейн размером 4 на 2 метра и глубиной 2 метра, обшитая дубом сауна, солярий, салон для отдыха, комната с игровыми автоматами и даже "живой уголок".
|
Атомный ракетоносец проекта 941 "Дмитрий Донской" |
Основное вооружение атомохода - 20 ракет межконтинентальных твердотопливных ракет Р-39 комплекса Д-19, размещенные в ракетном отсеке между обоими прочными корпусами. Ракеты несли по 10 высокоскоростных боевых блоков малой мощности. Запуск ракет мог осуществляться с глубины до 55 метров, причем без ограничений по погодным условиям на поверхности моря.
Торпедное вооружение включает шесть 533-мм торпедных аппаратов с боекомплектом из 22 торпед, ракето-торпед типа «Шквал» и противолодочных ракет комплексов РПК-6М "Водопад" и РПК-2 "Вьюга".
|
Атомный ракетоносец проекта 941 "Дмитрий Донской" |
Всего было построено шесть лодок проекта 941, три из них уже утилизированы, две находятся в резерве. Головной корабль серии ТК-208 ("Дмитрий Донской") переоборудован по проекту 941УМ и использовался в качестве испытательного стенда при отработке ракеты "Булава"