Подлодки проекта 1910 являются первым поколением атомных научно-исследовательских станций малого водоизмещения для длительных работ различного назначения на больших глубинах Мирового океана.
Задача создания научно-исследовательских субмарин с атомными энергетическими установками была поставлена перед отечественной промышленностью более 40 лет назад постановлением правительства СССР 1965 года. Глубоководные научно-исследовательские субмарины эффективны при освоении Мирового океана в интересах экономики и науки: они обеспечивают изучение континентального шельфа, поиск и подъем затонувших объектов и проведение научных исследований. По задумкам конструкторов, субмарина могла длительное время, ограниченное только физиологическими способностями человека, работать у грунта на любых глубинах — независимо от ледовой обстановки и погодных условий.
Проектирование атомной глубоководной станции началось в 1966 году в стенах ЦКБ "Рубин", затем все работы на стадии технического проектирования АГС проекта 1910 "Яуза" передали в ЦКБ "Волна", которое позднее вошло в "Малахит", где была создана специальная конструкторская группа под руководством Юрия Михайловича Коновалова.
Постройка первой атомной глубоководной станции АС-13 началась в 1977 году на Ленинградском адмиралтейском объединении. Строительство велось в условиях высокой секретности. В 1986 году АГС была передана в опытную эксплуатацию флоту. Строительство серии из трех лодок завершилось 16 декабря 1994 года передачей ВМФ третьей лодки. Все АГС проекта 1910 проходили или проходят службу на Северном флоте в составе 29-й отдельной бригады ПЛ ВМФ в Оленьей губе. По непроверенным данным, две из них проходят ремонт в Северодвинске.
Конструкция:
Двухкорпусная субмарина. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава. Субмарины оснащены робототехническими, манипуляторными и другими комплексами. Они используются не только для разведывательных и научных целей, но и в качестве средства доставки боевых пловцов. Во время катастрофы подводной лодки К-141 "Курск" к работам по поиску и спасению привлекалась одна из станций этого проекта.
Двигательная установка: ядерная энергетическая установка с водо-водяным реактором и двумя турбогенераторами общей номинальной мощностью 10000 л. с., основной гребной электродвигатель и 6 подруливающих колонок. Вероятно, что находящаяся в отдельном прочном корпусе ЯЭУ обслуживается только в условиях базы — в доке.
Тактико-технические характеристики:
Список построенных АГС проекта 1910 "Яуза":
Формирование отряда гидронавтов было начато на территории 39-й бригады строящихся подводных лодок на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером был Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира. Позднее отряду предоставили небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого физики исследовали воздействие ядерного излучения на живые организмы. Там отряд просуществовал до 1992 года. В 1979-м для обучения были набраны первый и второй экипажи АГС 1-го ранга АС-13 проекта 1910. В том же году для базового обслуживания АГС и эксплуатации их носителей на Северном флоте в губе Оленья начато формирование 29-й отдельной бригады ПЛ КСФ. В 1980 году первые гидронавты отряда начали эксплуатацию буксируемого комплекса "Селигер".
В некоторых интернет-СМИ встречается также наименование шифра проекта "Кайман" — вероятно, ошибочное. Иногда проект АГС именуется в источниках как "Нельма", что также ошибочно. Наименование проекта — "Яуза" — приводится в справочнике «Краткая история ОАО "СПМБМ "Малахит". Все данные и графические материалы основаны на опубликованных источниках.
Статья подготовлена по материалам сайта militaryrussia.ru и издания "Уникальные боевые и глубоководные аппараты России 20-начала 21 века (Краткая историяОАО «СПМБМ "Малахит").
Проект 1910 / Википедия |
Проектирование атомной глубоководной станции началось в 1966 году в стенах ЦКБ "Рубин", затем все работы на стадии технического проектирования АГС проекта 1910 "Яуза" передали в ЦКБ "Волна", которое позднее вошло в "Малахит", где была создана специальная конструкторская группа под руководством Юрия Михайловича Коновалова.
Постройка первой атомной глубоководной станции АС-13 началась в 1977 году на Ленинградском адмиралтейском объединении. Строительство велось в условиях высокой секретности. В 1986 году АГС была передана в опытную эксплуатацию флоту. Строительство серии из трех лодок завершилось 16 декабря 1994 года передачей ВМФ третьей лодки. Все АГС проекта 1910 проходили или проходят службу на Северном флоте в составе 29-й отдельной бригады ПЛ ВМФ в Оленьей губе. По непроверенным данным, две из них проходят ремонт в Северодвинске.
Модель АГС проекта 1910 производства компании "МикроМир" |
Конструкция:
Двухкорпусная субмарина. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава. Субмарины оснащены робототехническими, манипуляторными и другими комплексами. Они используются не только для разведывательных и научных целей, но и в качестве средства доставки боевых пловцов. Во время катастрофы подводной лодки К-141 "Курск" к работам по поиску и спасению привлекалась одна из станций этого проекта.
Двигательная установка: ядерная энергетическая установка с водо-водяным реактором и двумя турбогенераторами общей номинальной мощностью 10000 л. с., основной гребной электродвигатель и 6 подруливающих колонок. Вероятно, что находящаяся в отдельном прочном корпусе ЯЭУ обслуживается только в условиях базы — в доке.
Проект 1910 (справа) на территории судоремонтного предприятия "Звёздочка" |
Тактико-технические характеристики:
- Экипаж — 8−12 человек,
- Длина — 69 м,
- Ширина — 7 м,
- Осадка — 5,2 м,
- Водоизмещение надводное — 1390 т,
- Водоизмещение подводное — 2000 т,
- Скорость надводная — 10 уз.,
- Скорость подводная максимальная — нет данных,
- Глубина погружения — 700 м (по западным данным, в большинстве источников указано — до 1000 м),
- Вооружение — отсутствует.
Проект 1910 / Википедия |
Список построенных АГС проекта 1910 "Яуза":
- АС-13
- АС-15
- АС-33
Формирование отряда гидронавтов было начато на территории 39-й бригады строящихся подводных лодок на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером был Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира. Позднее отряду предоставили небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого физики исследовали воздействие ядерного излучения на живые организмы. Там отряд просуществовал до 1992 года. В 1979-м для обучения были набраны первый и второй экипажи АГС 1-го ранга АС-13 проекта 1910. В том же году для базового обслуживания АГС и эксплуатации их носителей на Северном флоте в губе Оленья начато формирование 29-й отдельной бригады ПЛ КСФ. В 1980 году первые гидронавты отряда начали эксплуатацию буксируемого комплекса "Селигер".
Первый экипаж АС-13 |
В некоторых интернет-СМИ встречается также наименование шифра проекта "Кайман" — вероятно, ошибочное. Иногда проект АГС именуется в источниках как "Нельма", что также ошибочно. Наименование проекта — "Яуза" — приводится в справочнике «Краткая история ОАО "СПМБМ "Малахит". Все данные и графические материалы основаны на опубликованных источниках.
Статья подготовлена по материалам сайта militaryrussia.ru и издания "Уникальные боевые и глубоководные аппараты России 20-начала 21 века (Краткая историяОАО «СПМБМ "Малахит").