Насколько велика наша импортозависимость в сфере морской сейсморазведки? Возможна ли локализация производства оборудования по сейсморазведке на территории России? Что такое донный трактор и за какой срок его можно построить? На эти и другие темы "Корабел.ру" побеседовал со специалистами в области морской сейсморазведки — руководством компании "Морские Инновации". Сегодня у нас в гостях генеральный директор "Морских Инноваций" Антон Плешков.
Антон Плешков, генеральный директор компании "Морские Инновации" / ООО "Морские Инновации" |
– Как решается вопрос с импортозамещением в области морской сейсморазведки? Насколько критична в отрасли зависимость от импорта?
– Импортозамещение в морской сейсморазведке имеет две неразрывно связанные стороны: специализированные сейсморазведочные суда и устанавливаемое на них оборудование различных сейсмических технологий. Какова ситуация в первой категории — суда? Последние отечественные сейсмические суда типа "Исследователь" строились в Хабаровске в 70-80-е годы (водоизмещение около 1 тыс. тонн), все остальные суда (водоизмещение 1,5 — 3,5 тыс. тонн) строились в Финляндии и Польше. Сейчас в РФ нет судоверфи с опытом постройки сейсмических судов, есть только аванпроекты нескольких КБ. Ремонт и переоборудование имеющихся судов на наших верфях также затруднителен или невозможен. Невозможна и замена спуско-подъемного оборудования, так как наши заводы не производят специализированных гидравлических лебедок и другого палубного оборудования.
То есть для импортозамещения в интересах морской сейсморазведки требуется специализация какой-либо судоверфи с локализацией соответствующих современных технологий, например, в сотрудничестве с традиционными финскими судостроителями, а может быть и с южнокорейскими. При этом попытки копирования больших сейсморазведочных судов представляются довольно бессмысленными, и акцент следует сделать на сейсмических судах арктического класса с новыми отечественными технологиями, а также на малых и средних специализированных судах прибрежного плавания типа катамаранов-тримаранов с наибольшими площадями рабочей палубы. Поэтому появление отечественного дизель-электрического ледокола "Илья Муромец" можно рассматривать как возможную базовую платформу для создания специализированных арктических сейсморазведочных судов. Наша маленькая компания тоже не осталась в стороне, спроектировав малый прибрежный катамаран для инженерных изысканий.
Спуск на воду ледокола проекта 21180 "Илья Муромец" на Адмиралтейских верфях / Корабел.ру |
Если говорить о будущем, то одним из самых интересных и прорывных проектов в сейсмическом судостроении было бы, например, создание многоцелевого донного трактора (автономного и/или телеметрического), дающего возможность проведения донной сейсморазведки как в Арктике в ледовых и продленных безледовых условиях, так и в других акваториях при существенно расширенных гидрометеоусловиях.
– Ненадолго прерву вас... Донный трактор — это действительно интересный проект. Можете немного подробнее рассказать о нем? В чем его преимущества? В чем сложности создания? Ведется ли его реальная разработка и на каком уровне она находится?
– На самом деле этого проекта еще нет. Попытки его создания встретили серьезное сопротивление, в том числе от собственных коллег, не только связанное с понятными экологическими беспокойствами, но и вызванное непониманием предлагаемой методики работ, а также с возможной конкуренцией с другими донными технологиями. Поскольку мы считаем такой проект самым инновационным (в методическом плане), то все равно сделаем попытку его представить в Программу судостроения на 2013-2030 годы.
В чем его главный смысл? Донный трактор в телеметрическом и может быть в автономном варианте предназначен для передвижения по дну в старт-стопном режиме одиночного или группового излучателя сейсмических сигналов и/или донной многоканальной и компонентной сейсмокосы любой длины. Тем самым, в первую очередь, может быть обеспечена работа по технологии донной сейсморазведки с существенно уменьшенной или почти полной независимостью от поверхностных гидрометеоусловий, что существенно уменьшает простои из-за штормовой погоды и тем самым увеличивает продолжительность проведения сейсморазведки. Во-вторых, многократно увеличивается навигационная точность сейсморазведки. В-третьих, появляется возможность установки излучателей на дно, в том числе сейсмических вибраторов.
В чем сложность создания? Нам пока неизвестно, чтобы кто-нибудь у нас спроектировал и построил что-нибудь самоходное для работы на дне (за исключением военных амфибий). Кто за это возьмется, может решить конкурс, хотя возможен вариант: "выиграют – освоят ресурсы – результата нет". К сожалению, таких примеров много. Прототипами могут служить зарубежные конструкции донных тракторов для диагностики подводных трубопроводов и кабелей.
– Можно ли хотя бы очень примерно обозначить сроки реализации, возможных исполнителей и бюджет?
— Сроки реализации обычные: 2 года – поисковый НИР, 3 года — ОКР с испытаниями. Головные исполнители: судостроительное КБ в паре с амфибийным КБ — а мы поможем. Бюджет: НИР — 400 млн рублей с маленьким прототипом, ОКР – 650-800 млн рублей с полноразмерным опытным образцом.
Профессор Логачев / Корабел.ру |
— Давайте вернемся к вопросу об импортозамещении. Про ситуацию со специализированными судами вы рассказали. А что с оборудованием?
— С импортозамещением в морских сейсмических технологиях дело обстоит сложнее. В России единственной компанией, выпускающей аппаратуру и оборудование для морской сейсморазведки, является ООО "ССТ" ("Современные сейсмические технологии") из Геленджика. Из этого оборудования наиболее перспективным для модернизации и инвестиций можно считать полный комплекс аппаратуры для сейсморазведки в переходных зонах (пневмоизлучатели, кабель-тросовые цифровые сейсмокосы любой длины с компонентными геофонами, многоканальные системы сбора с собственным ПО), который может устанавливаться на малых и маломерных судах, понтонах и амфибиях. Кроме этого, ССТ выпускает аппаратуру для глубоководной сейсморазведки (глубины более 10 м), включающую цифровые многоканальные сейсмокосы длиной до полутора км и системы сбора данных, которые можно считать отечественными только частично, поскольку элементная база и сейсмоприемники в основном импортные. Комплекс буксируемой аппаратуры неконкурентен западным аналогам, во всяком случае на сегодняшний день. Следует также отметить отечественные электромагнитные излучатели "Геотон" для мелководья, которые штучно делает "Иркутскгеофизика". В итоге можно утверждать, что собственными силами и технологиями мы можем успешно обеспечить морские сейсморазведочные работы только в переходных зонах и в мелководных акваториях наших морей.
Удручающая ситуация в стандартных сейсмических технологиях для глубокой воды не означает, что у нас нет новых технологий, которые мы можем предложить нашему рынку. Наиболее перспективной технологией можно считать применение линейных и площадных приемных систем компонентных донных сейсмических станций (ООО "Сейсмошельф") как основу методики донной двумерной и трехмерной сейсморазведки и как альтернативу сейсморазведки с буксируемыми приемными системами. Массовое применение донных сейсмических станций (сотни станций на расстановку) неизбежно потребует создания судов со специализированным спуско-подъемным оборудованием и соответствующей навигационной системой определения положения донных станций. Сравнительно невысокая производительность такой технологии донной сейсморазведки полностью компенсируется уникальным качеством получаемых сейсмических данных. Эта технология может стать еще более перспективной при использовании донных самоходных аппаратов для расстановки донных станций.
— Хорошо, что перспектива есть, но если брать текущий момент, то заменить западную аппаратуру, получается, нечем. Или можно обратиться к азиатскому рынку? Есть ли там достойные аналоги?
— На азиатских рынках аналогов западному морскому сейсмическому оборудованию пока нет.
НИС "Николай Трубятчинский" / ОАО "Морская арктическая геологоразведочная экспедиция" |
— Может быть, тогда стоит заняться программой локализации производства в России?
— Локализация производства западной аппаратуры для морской сейсморазведки весьма затруднительна. Я бы даже сказал, что на мой взгляд это практически невозможно. В первую очередь, это связано с тем, что аппаратура морской сейсморазведки (главным образом, буксируемые антенны с пьезоэлектрическими приемниками давления и системы их позиционирования) всегда рассматривалась как аппаратура возможного двойного применения, на экспорт и импорт которой накладывались различные ограничения. Из этих соображений рассчитывать на локализацию передовых технологий не приходится, тем более в условиях санкций, а старые технологии нам могут понадобиться лишь частично, хотя и это может быть полезно при отсутствии собственных разработок. Во-вторых, отечественный рынок морской сейсморазведочной аппаратуры настолько сравнительно мал (общее количество сейсмокос на всех наших судах в два раза меньше, чем на одном судне Ramform), что возможный интерес западных компаний к локализации производства в России носит скорее информационный характер, а экспортный потенциал локализованного производства не очевиден.
Основная проблема в отечественном сейсмическом судостроении и приборостроении состоит в отсутствии заказчика, которым может быть либо государство в лице Минпромторга, либо "Роснефть" и "Газпром" как монополисты на шельфе страны. Большой стратегической ошибкой было бы не использовать время низкой деловой активности в морской сейсморазведке для развития собственных перспективных сейсмических технологий и компенсации прошлых инвестиционных ошибок в специализированном судостроении и приборостроении.
Беседовал Ренарт Фасхутдинов