Темой дискуссии стали новые материалы и химия. В 2025 году запускается одноименный национальный проект технологического лидерства. Его цель – создание инфраструктуры и условий для производства химической и биотехнологической продукции, новых композиционных материалов, редких и редкоземельных металлов, сообщает официальный сайт президента РФ.
Помощник президента Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Владислав Антипов рассказал о современном состоянии, достижениях и перспективах крупнейшего в мире материаловедческого центра на базе Курчатовского института.
"Переходя к стратегической задаче по освоению Арктики, надо сказать, что и здесь не обойтись без материалов со специальными свойствами, поскольку такие материалы должны работать в арктических условиях. И мы понимаем, что это низкие температуры, повышенная влажность. В Курчатовском институте созданы хладостойкие стали, которые сегодня позволяют делать корпуса ледоколов. Эти ледоколы преодолевают льды толщиной более четырех метров. Разработаны уплотнительные материалы, лакокрасочные материалы, функциональные материалы, которые не теряют свою эластичность и работают при температурах до минус 60 градусов Цельсия. В целом созданный научно-технический задел позволяет России сегодня являться единственной державой, которая имеет атомный ледокольный флот. Этот задел открывает возможности и на будущее с точки зрения создания арктических подводных газовозов", - отметил Владислав Антипов.
Владимир Путин поблагодарил коллектив Курчатовского института за исследования и разработки в области материаловедения, подробнее остановившись на проекте подводных атомных газовозов.
"Коллега сейчас сказал о возможности создания подводных газовозов. Знаете, когда мне Михаил Валентинович [Ковальчук] пару лет назад упоминал об этом, я сказал: ну ладно, не болтай, на подводных лодках газ будем возить, что ли? Ничего подобного! "Газпром" и "НОВАТЭК" считают, что это вполне возможно и рентабельно будет. Будет эффективно и безопасно. Все-таки сжиженный газ, представляете, такие огромные резервуары со сжиженным газом, они, в общем-то, достаточно опасны. А под водой – нет, под водой все по-другому. И оказывается, рентабельно. Удивительно. Но это будущее, конечно, и вполне реализуемое. А Арктика – мы безусловные лидеры там. Многие страны сейчас хотят вместе с нами сотрудничать по поводу производства атомного ледокольного флота, но это, конечно, невозможно без современных материалов", - отметил глава государства.
В октябре 2024 года Михаил Ковальчук представил проект атомного подводного газовоза. Грузовместимость судна, по расчетам разработчиков, 180 тыс. тонн, осадка - не более 14 метров. Предполагаемая длина судна - 360 метров, ширина - 70 метров. Работу трех гребных электродвигателей мощностью по 30 МВт каждый обеспечат три ядерных реактора "Ритм – 200". Подводный газовоз сможет передвигаться со скоростью около 17 узлов и сократит сроки доставки груза по СМП с 20 до 12 суток. В ноябре 2024 года Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" заключил с "Газпромом" договор на разработку подводного атомного газовоза.