В конце прошлого месяца информационные заголовки многих российских и зарубежных изданий только и делали, что публиковали сенсационные новости об утилизации Россией украинской субмарины. И ведь в действительности никто ее резать не собирается, но шум возник, и все из-за обычной ошибки в тендере. Сегодня мы расскажем историю о подводной лодке Б-380 и злосчастной букве "Б", из-за которой возникло столько проблем.
20 июня Минобороны объявило тендер на утилизацию нескольких российских кораблей и подводных лодок. На портале госзакупок был размещен закрытый тендер с несколькими лотами. Согласно одному из них, утилизации подлежат несколько эсминцев проекта 956 и дизельных подлодок проекта 877. Также в этом конкурсе содержались отдельные лоты на утилизацию эсминца проекта 956, подлодки проекта 641 и большого противолодочного корабля проекта 1134Б.
После этого практически все российские СМИ ради громкого заголовка стали публиковать новости с громкими заметками - "Единственную украинскую подлодку распилят", "Украина больше не увидит свою подлодку" или даже - "Россия решила поиздеваться над Украиной". И ведь будь журналисты внимательней и более вдумчивы, то они сперва позвонили бы в пресс-службу Черноморского флота. Но, видимо, желание "словить хайп" оказалось сильнее добросовестности. Прошло несколько дней, и украинские СМИ тоже поняли, что на этом можно "срубить" хорошую статистику. Они тоже подключились к этой истерии. Появилось несметное количество псевдоэкспертов, порой даже тех, кто ни разу не видел не то что подлодку, но даже простой сухогруз. В общем - скандал вышел за пределы России.
Простой человек вряд ли увидит что-то странное в этом списке кораблей, подлежащих утилизации. Более продвинутый в знаниях о подлодках поймет, что подводная лодка проекта 641 у нас в России только одна (не считая музейных) - и это подводная лодка "Запорожье". До весны 2014 года она принадлежала Украине, а затем силами самообороны Крыма на ней был поднят Андреевский флаг. С того момента подводная лодка все так же стоит у своего причала в Севастополе в ожидании своей участи.
Но все-таки, почему мы пытаемся убедить вас, что речь идет не о ней? Все просто. Это произошло из-за банальной ошибки в тендере, когда проект потерял букву. Этой буквой была "Б" - то есть речь шла о подводной лодке проекта 641Б. И как раз одна из лодок этого проекта есть в составе нашего флота - Б-380 "Святой князь Георгий". Никаких документов и упоминаний о ее списании в интернете найдено не было. Общение с пресс-службой Черноморского флота тоже не помогло выяснить правильный ответ. Но что нам известно? Известно то, что эта подводная лодка с 2005 года по настоящее время находится в доке в Южной бухте Севастополя.
Эта подводная лодка была построена в 1982 году на заводе "Красное Сормово", и первоначально ее наименование было "Горьковский комсомолец". Служила в составе Черноморского флота. В 1991 году была поставлена к причальной стенке Севастопольского морского завода для капитального ремонта, на который ни у кого не было денег. В 1996 году ее предложили передать Украине, но из-за плохого технического состояния Украина отказалась от такого подарка. Лодка все стояла-стояла, и вот, кажется, надежды на ремонт появились - в 2005 году ее поставили в док. Но все опять пошло не по плану. Хотя на нее был введен полный штат личного состава, который, пока подлодка стояла в ремонте, регулярно проходил на ходовой подлодке "Алроса" практические навыки в обслуживании материальной части. В 2012 году, по сообщению "Известий", ВМФ России решил вернуть в состав Черноморского флота Б-380. Согласно планам, ремонт должен был начаться в 2013 году. Но так и не начался.
Так почему же флот не торопился со списанием Б-380? По мнению специального корреспондента РИА ФАН Андрея Союстова, эта подлодка никому была не нужна, но с ее списанием 247-й отдельный дивизион подводных лодок оставался всего с одной подлодкой Б-871 "Алроса", что закономерно ставило на повестку дня вопрос, зачем нужен Черноморскому флоту цельный дивизион ПЛ с соответствующей оргштатной структурой и личным составом, если в том дивизионе всего одна подлодка? Вот потому Б-380 уйму лет и "ремонтировали", а ее экипаж тем временем ходил в море на "Алросе". Ситуация изменилась лишь в 2014-м, когда на КЧФ с Балтики пошли новые ДЭПЛ проекта 636, что позволило дивизион победоносно развернуть в 4-ю отдельную бригаду ПЛ и, наконец-то, окончательно забыть о Б-380.
И именно это мнение мы считаем одним из самых правильных. Так почему же все-таки именно Б-380? Отвечаем: тендер на утилизацию Б-380 был объявлен еще 29 апреля 2016 года, но взяться за его реализацию руки дошли только сейчас. И подтверждением этого стала отмена лота на резку дизельной подлодки и большого противолодочного корабля. Предполагаем, что в ближайшее время появится новый, с правильным уточнением проекта - 641Б. К слову, корабль проекта 1134Б, который тоже был указан в доке, это скорее всего, не БПК "Керчь", как все подумали, а "Очаков", который с 2014 года ржавеет в полузатопленном состоянии.
Сегодня Б-380 все так же находится в Южной бухте Севастополя, в доке ПД-16, который так же, как и лодка, нуждается в срочной утилизации. На рубке подлодки до сих пор Андреевский флаг, но это определенно будет недолго.
Вполне возможно, что новый тендер появится на портале госзакупок в ближайшее время. И теперь есть уверенность, что такой ошибки больше не повторится.
Что же с славной украинской подлодкой? С ней все так же, как и в 2014 году, она по-прежнему живее всех живых и стоит у причала в Южной бухте Севастополя. Рядом с ней стоит подводная лодка 633 проекта С-49, построенная в 1961 году и в настоящее время использующаяся как зарядная станция. Судьба "Запорожья" для нас еще долгое время будет загадкой, но вот с соседкой уже все ясно - она станет музеем в Балаклаве. Но это уже другая история, о которой мы еще вам расскажем.
Подводная лодка "Запорожье" / Корабел.ру |
После этого практически все российские СМИ ради громкого заголовка стали публиковать новости с громкими заметками - "Единственную украинскую подлодку распилят", "Украина больше не увидит свою подлодку" или даже - "Россия решила поиздеваться над Украиной". И ведь будь журналисты внимательней и более вдумчивы, то они сперва позвонили бы в пресс-службу Черноморского флота. Но, видимо, желание "словить хайп" оказалось сильнее добросовестности. Прошло несколько дней, и украинские СМИ тоже поняли, что на этом можно "срубить" хорошую статистику. Они тоже подключились к этой истерии. Появилось несметное количество псевдоэкспертов, порой даже тех, кто ни разу не видел не то что подлодку, но даже простой сухогруз. В общем - скандал вышел за пределы России.
Простой человек вряд ли увидит что-то странное в этом списке кораблей, подлежащих утилизации. Более продвинутый в знаниях о подлодках поймет, что подводная лодка проекта 641 у нас в России только одна (не считая музейных) - и это подводная лодка "Запорожье". До весны 2014 года она принадлежала Украине, а затем силами самообороны Крыма на ней был поднят Андреевский флаг. С того момента подводная лодка все так же стоит у своего причала в Севастополе в ожидании своей участи.
Но все-таки, почему мы пытаемся убедить вас, что речь идет не о ней? Все просто. Это произошло из-за банальной ошибки в тендере, когда проект потерял букву. Этой буквой была "Б" - то есть речь шла о подводной лодке проекта 641Б. И как раз одна из лодок этого проекта есть в составе нашего флота - Б-380 "Святой князь Георгий". Никаких документов и упоминаний о ее списании в интернете найдено не было. Общение с пресс-службой Черноморского флота тоже не помогло выяснить правильный ответ. Но что нам известно? Известно то, что эта подводная лодка с 2005 года по настоящее время находится в доке в Южной бухте Севастополя.
Подводная лодка Б-380 в доке в Южной бухте Севастополя / "Википедия" |
Эта подводная лодка была построена в 1982 году на заводе "Красное Сормово", и первоначально ее наименование было "Горьковский комсомолец". Служила в составе Черноморского флота. В 1991 году была поставлена к причальной стенке Севастопольского морского завода для капитального ремонта, на который ни у кого не было денег. В 1996 году ее предложили передать Украине, но из-за плохого технического состояния Украина отказалась от такого подарка. Лодка все стояла-стояла, и вот, кажется, надежды на ремонт появились - в 2005 году ее поставили в док. Но все опять пошло не по плану. Хотя на нее был введен полный штат личного состава, который, пока подлодка стояла в ремонте, регулярно проходил на ходовой подлодке "Алроса" практические навыки в обслуживании материальной части. В 2012 году, по сообщению "Известий", ВМФ России решил вернуть в состав Черноморского флота Б-380. Согласно планам, ремонт должен был начаться в 2013 году. Но так и не начался.
Так почему же флот не торопился со списанием Б-380? По мнению специального корреспондента РИА ФАН Андрея Союстова, эта подлодка никому была не нужна, но с ее списанием 247-й отдельный дивизион подводных лодок оставался всего с одной подлодкой Б-871 "Алроса", что закономерно ставило на повестку дня вопрос, зачем нужен Черноморскому флоту цельный дивизион ПЛ с соответствующей оргштатной структурой и личным составом, если в том дивизионе всего одна подлодка? Вот потому Б-380 уйму лет и "ремонтировали", а ее экипаж тем временем ходил в море на "Алросе". Ситуация изменилась лишь в 2014-м, когда на КЧФ с Балтики пошли новые ДЭПЛ проекта 636, что позволило дивизион победоносно развернуть в 4-ю отдельную бригаду ПЛ и, наконец-то, окончательно забыть о Б-380.
И именно это мнение мы считаем одним из самых правильных. Так почему же все-таки именно Б-380? Отвечаем: тендер на утилизацию Б-380 был объявлен еще 29 апреля 2016 года, но взяться за его реализацию руки дошли только сейчас. И подтверждением этого стала отмена лота на резку дизельной подлодки и большого противолодочного корабля. Предполагаем, что в ближайшее время появится новый, с правильным уточнением проекта - 641Б. К слову, корабль проекта 1134Б, который тоже был указан в доке, это скорее всего, не БПК "Керчь", как все подумали, а "Очаков", который с 2014 года ржавеет в полузатопленном состоянии.
Сегодня Б-380 все так же находится в Южной бухте Севастополя, в доке ПД-16, который так же, как и лодка, нуждается в срочной утилизации. На рубке подлодки до сих пор Андреевский флаг, но это определенно будет недолго.
Вполне возможно, что новый тендер появится на портале госзакупок в ближайшее время. И теперь есть уверенность, что такой ошибки больше не повторится.
Что же с славной украинской подлодкой? С ней все так же, как и в 2014 году, она по-прежнему живее всех живых и стоит у причала в Южной бухте Севастополя. Рядом с ней стоит подводная лодка 633 проекта С-49, построенная в 1961 году и в настоящее время использующаяся как зарядная станция. Судьба "Запорожья" для нас еще долгое время будет загадкой, но вот с соседкой уже все ясно - она станет музеем в Балаклаве. Но это уже другая история, о которой мы еще вам расскажем.