В конце 30-х годов прошлого столетия у руководства советского военно-морского флота возникла идея построить экспериментальную субмарину для спасения экипажей подлодок, попавших в аварийную ситуацию. Для этой цели планировалось переоборудовать подводную лодку типа "Барс"*, но дело так и не дошло до реализации.
Подводная лодка проекта 666 / Фото предоставлено Виталием Костриченко |
Спустя два десятилетия совет министров СССР поставил перед центральным конструкторским бюро №112 (ныне "Лазурит") задачу - проработать проект модернизации подводной лодки проекта 613, которая после переоборудования должна была стать спасательной субмариной проекта 666, выполняя следующие функции:
- Проверка и практическое испытание новых спасательных устройств, применяемых для спасения экипажа "по-сухому" и "по-мокрому» ("по-сухому" - без контакта с водой (например, ВСК), "по-мокрому" - наоборот (например, гидрокостюм).
- Отработка поиска аварийной субмарины, а также постановка рядом на грунт спасательной субмарины.
- Тренировка экипажа при испытаниях новых спасательных устройств.
В качестве новинки для спасения экипажа "по-сухому" планировалось применять управляемый подводный снаряд. Для спасения "по-мокрому" была предусмотрена поточно-декомпрессионная камера.
Основное оборудование, связанное с управляемым снарядом и поточно-декомпрессионной камерой, находилось в первом отсеке. Для установки этих устройств планировалось снять часть торпедного вооружения и торпедных аппаратов. Уцелевшие части аппаратов предполагалось использовать как кладовые для провизии и пресной воды.
В 1958-м на судоверфь "Красное Сормово" в Горьком (ныне Нижний Новгород) прибыла подлодка С-63 проекта 613, которую министерство обороны предоставило для переоборудования. В 1961 году переоборудование закончилось, после чего спасательная субмарина начала заводские и государственные испытания.
В 1962 году С-63 была предъявлена государственной комиссии по приемке кораблей. Во время испытаний управляемого снаряда, впервые в мировой практике, с борта спасательной субмарины "сухим" способом в подводном положении на борт аварийной субмарины был доставлен капитан третьего ранга А.Никитинский. После чего водолазы выполнили выходы со спасательной субмарины, лежащей на грунте. Госкомиссия подтвердила, что спасение экипажа "сухим" способом при помощи управляемого подводного снаряда возможно, и рекомендовала установить его на новой субмарине, которую в те годы начали разрабатывать взамен данной подводной лодки.
С-63 на приёмо-сдаточных испытаниях (1962 год, после модернизации) / Фото предоставлено Виталием Костриченко |
В 1966 году С-63 предстояло пройти еще одну модернизацию. По заказу Главного управления кораблестроения и аварийно-спасательной службы ВМФ конструкторское бюро №112 разработало техдокументацию на дооборудование поточно-декомпрессионной камеры средствами, обеспечивающими длительное (до десяти суток) пребывание трех человек в отсеках камеры при давлении гелио-кислородной среды до десяти атмосфер в морских условиях. Из-за этого пришлось удалить все оборудование для несения управляемого подводного аппарата.
В 1967 году при участии 40-го Государственного научно-исследовательского института министерства обороны СССР прошли комплексные исследования длительного пребывания в камере четырех гидронавтов - в течение 30 суток. Все системы работали безотказно, несмотря на то, что по техзаданию предусматривалось только 10 суток.
Летом 1972 года в районе Севастополя спасательная лодка легла на грунт, на глубину 60 метров. Спасательное судно Черноморского флота ОС-3 спустило на воду глубоководный аппарат АРС-10 (проект 1837), который обнаружил лежащую на грунте С-63 и выполнил "присос" к носовому люку подлодки, приняв на борт 16 подводников.
УТС-579 (С-63), 1990 год, на разборке / Фото предоставлено Виталием Костриченко |
Полученные данные были переданы разработчикам СКБ "Судопроект", работавшим над новой спасательной подводной лодкой проекта 940, которая должна была нести два спасательных аппарата. Накопленный при испытаниях подводной лодки проекта 666 опыт позволил более качественно составить техзадание на разработку новой спасательной подлодки проекта 940, на которую планировалось установить два спасательных аппарата.
* Подводные лодки типа "Барс" - серия дореволюционных подлодок, которые строились с 1915 по 1917 годы в нескольких городах Российской империи (Санкт-Петербург, Ревель, Николаев). Всего было заложено 24 подводные лодки, четыре из которых не были достроены.