Подпись под документом от имени работников поставили председатели Российского профсоюза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков, профсоюза работников водного транспорта РФ (ПРВТ) Олег Яковенко, Общероссийского профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства (НГСП) Александр Корчагин и Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности (РПРАЭП) Владимир Кузнецов, от имени работодателей – президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Российская палата судоходства" Алексей Клявин.
"Подписание нового Федерального отраслевого соглашения по морскому транспорту стало серьезным достижением социальных партнеров, действующих в отрасли. В целом, соглашение будет способствовать улучшению условий труда моряков и станет основой для социального партнерства в судоходных компаниях и заключения коллективных договоров", — отметил председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков.
Принятый документ уточнен и дополнен, по сравнению с редакцией, действовавшей в течение последних трех лет. В частности, в отраслевом соглашении нашли отражение изменения, произошедшие за это время в российском трудовом законодательстве.
Кроме того, стороны договорились о взаимодействии по социально-трудовым и кадровым вопросам при реализации плана развития Северного морского пути на период до 2035 года. Как отметили социальные партнеры, работа в этом направлении продиктована тем, что сегодня социально-экономическое развитие Севера, особенно — Арктической зоны России и Северного морского пути, находится в зоне особого внимания государства.
"Наша основная задача сегодня, как профсоюзов, — защитить национальный морской рынок труда: не только сохранить, но и увеличить количество рабочих мест для российских моряков, занятых в Арктике на разведке, добыче и транспортировке углеводородов", — рассказал глава РПСМ Юрий Сухоруков.
Отраслевое соглашение устанавливает минимальный уровень условий оплаты труда, гарантий, компенсаций и льгот и действует в отношении всех моряков, состоящих в трудовых отношениях с работодателями — членами Российской палаты судоходства, а также работодателями, которые присоединятся к соглашению после его заключения. Документ является ориентиром при заключении колдоговоров в судоходных компаниях, на которые распространяется его действие. В случае отсутствия в данных судоходных компаниях коллективного договора, заключенное отраслевое соглашение имеет прямое действие, сообщает пресс-служба РПСМ.
Важно отметить, что в ходе работы по подготовке проекта документа социальные партнеры не смогли прийти к согласию по некоторым вопросам — их свели в Протокол разногласий. Среди прочего судовладельцы отказались от предложения профсоюзов о выплате компенсации членам экипажей в случае вынужденного увеличения продолжительности работы на судне, то есть более 180 дней. Такая ситуация, например, может возникнуть из-за санкций в отношении российского торгового флота или же введенных ограничений в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией. Также работодатели отказались внести в отраслевое соглашение пункт, чтобы моряки по возможности избегали выполнения работы по погрузке и разгрузке судна, оставив ее профессионалам — докерам.
Не удалось урегулировать вопрос об установлении отраслевого минимума по оплате труда за работу в ночное время. Профсоюзная сторона настаивала на том, что оплата труда за работу в ночное время по трудовому договору должна быть не менее 35% должностного оклада, рассчитанного за час работы, (тарифной ставки). Примечательно, что в ранее действующем законодательстве была установлена доплата за работу в ночное время для моряков — именно 35% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время. Однако судовладельцы, ссылаясь на действующее законодательство и установленную в нем минимальную 20% часовую тарифную ставку за каждый час работы в ночное время, отказались вносить уточняющий пункт в раздел.
Другое разногласие — предложение профсоюзной стороны дополнить соглашение разделом об условиях работы экипажей судов в районах военных и пиратских действий или эпидемиологических опасностей. Так, среди нескольких инициатив, в нем говорится о праве моряка отказаться от рейса в такие районы без риска потерять работу и оплате труда в повышенном размере за время нахождения судна в указанных зонах. К слову, в российском законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие такие особенности, при этом по этому разделу стороны не могут прийти к согласию с 2017 года.
"Несмотря на то, что не все наши предложения были приняты, мы договорились продолжить консультации по их урегулированию. Надеемся, что в рамках постоянно действующей отраслевой комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений на морском транспорте, состоящей из равного представительства профсоюзов и судовладельцев, мы разрешим вопросы из Протокола разногласий, а также другие возникающие проблемы, касающиеся условий труда моряков", - уточнил председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков.
В настоящее время Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2024-2027 годы проходит процедуру регистрации в Федеральной службе по труду и занятости РФ и будет опубликовано на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
В Северном Ледовитом океане идет процесс ледообразования, чистыми остаются лишь два моря 21:15 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
В Архангельске с 21 ноября пассажирские теплоходы уступят место буксирам 21:00 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
За шесть лет мощности морских портов РФ вырастут на 200 млн тонн - Михаил Мишустин 20:45 , 20 Ноября 2024 / порты |