реклама

Подлодки вышли из Либавы…

0 1339 2 мин
Семь десятилетий назад, 23 ноября 1939 года, Военный совет Балтийского флота в приказе № 5оп поставил боевую задачу подводным м: "Организовать наблюдение за шведским флотом; прервать морские коммуникации Финляндии; уничтожить финский флот в и в шхерах, не допуская его ухода в Швецию".
Основные пункты базирования подводных сил БФ к тому времени располагались в Эстонии (Таллин и Палдиски) — два десятка лодок классов "Щ", "С" и "М". Но был и 16–й дивизион — три подводные лодки "С–4", "С–5" и "С–6", дислоцированный в Либаве. Три средние лодки были построены в 1935–1936 годах по немецко–испанскому проекту фирмы "Дешимаг" и вооружены 6 торпедными аппаратами, а также 100–миллиметровым и 45–миллиметровым орудиями. Для того времени — мощный подводный корабль.
30 ноября в 0.15 соединениям и кораблям советского флота был передан сигнал "Факел" — и боевые действия против Финляндии начались на Балтике и в Баренцевом море. Из Либавы финнам грозил крейсер "Киров" — его 180–миллиметровый главный калибр уже 1 декабря 1939 года обстреливал финские батареи на острове Руссаре. А подлодки 16–го дивизиона вступили в действие, когда стало ясно: морская блокада проваливается, необходимо ее усиливать.
Дебют советских подводников с базы в Латвии оказался неудачным. В первую очередь из–за суровой зимы 1940 года и чрезвычайной ледовой обстановки. 23 января "С–4" (командир — капитан 2–го ранга Дмитрий Абросимов) патрулировала в районе островов Эланд и Готланд, отслеживая возможное выступление шведского флота. В Либаву возвращалась с повреждениями во льдах, при помощи канонерской лодки "Красное знамя". "С–5" начала рейд 23 января вблизи Аландского архипелага. Капитана 3–го ранга Александра Бащенко также ориентировали "на шведов". И в Либаву пришлось пробиваться вновь с помощью канонерки.
За всю кампанию 1939–1940 годов Балтфлот потопил всего 4 транспорта, направлявшихся в Финляндию (1,1% от общего числа!), потеряв 89 самолетов, подводную лодку "С–2" и 143 человека. Начавшаяся вскоре советско–германская война также была несчастливой для либавских "эсок". "С–6" пропала без вести в августе 1941 года, "С–5" тогда же подорвалась на мине, а "С–4", пережив почти всю войну, погибла от таранного удара немецким тральщиком Т–3 в январе 1945 года. Из трех субмарин она стала единственной, потопившей германский корабль — танкер в 1941 году.
Таковы были реалии советского военного флота 30–40–х годов, из–за технического отставания и репрессий не сумевшего составить весомой конкуренции противнику. Для Латвии же вышеописанный эпизод служит указанием на весьма растяжимое применение провозглашенного после начала Второй мировой войны нейтралитета. Ведь военно–морская база в Лиепае непосредственно использовалась против Финляндии, с которой режим Улманиса был вроде как дружен…



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В портах Феодосия и Туапсе отработали действия по ЛАРН
14:08 / порты