В этой статье предположим, какие СВП могли бы курсировать по Неве. Но для начала нужно разобраться, где их сейчас строят, и соответствуют ли они требованиям комфорта, внешнего вида, мореходных качеств, насколько эти суда ремонтопригодны, получает ли предприятие на свои амфибии документы РКО или РС, есть ли возможность приобрести СВП в лизинг, ведь именно лизинговые программы сегодня помогают судоходным компаниям пополнять свой флот.
ГК ООО "Судоверфь Парящие машины" и ООО "Ховеркрафт" (Ленинградская область). Выпускают суда-амфибии с 1972 г. Завод полного цикла от клепки алюминия и формовки пластика, до шитья гибкого ограждения и отливки лопастей. Выпускают суда как под РКО, так и под РС. С запчастями проблем нет. При этом компания следит за техническими новинками и непрерывно улучшает качество выпускаемой продукции. Один из самых известных производителей.
Рассмотрим три предложения пассажирских СВП: на 15, на 23 и на 44 человека. Судно на 44 человека было недавно построено для компании "ВодоходЪ", назвали его "Бирюса". Предназначено для организации маршрутов "Байкальских экспедиций".
Компания предоставляет возможность купить судно в лизинг. На данный момент 2025 г. полностью законтрактован.
СВП на 14 человек. "ПАРМА 15" (длина 9,1 м, ширина 4, 3 м, высота подушки – 0,6 м) спокойно преодолевает сглаженные уступы высотой до 80 см и не сглаженные до 40 см. Способно на воде достигать скорости около 70 км/ч. Запас топлива – 300 л, расход на воде – 24 л/ч. Возможно эксплуатировать при температуре воздуха воздуха от -40ºС до +30ºС и максимальной скорости ветра до 12 м/с. А также при волнении не более 1,2 м, а также по льду, заснеженной поверхности или любой другой твердой поверхности; а также по предельному мелководью и заболоченной местности. Корпус судна – водонепроницаемый, разделен на 5 отсеков с 5 переборками.
Пассажирский салон можно оборудовать или чисто креслами, или оснастить кормовую часть шестью сдвоенными подъемными диванами-рундуками, под которыми располагают спасательные жилеты и личное имущество. Крышки диванов легко преобразуются в широкое спальное место 1800х2000 мм.
СВП на 23 человека. "Нептун 23" (длина 11,8 м, ширина 4, 3 м, высота подушки – 0,75 м) за счет более мощного двигателя способен преодолевать сглаженные уступы высотой до 80 см и несглаженные до 55 см. Развивает скорость на воде до 80 км/ч. Запас топлива – 400 л, расход на воде – 35 л/ч. Эксплуатация возможна при тех же условиях, что и у предыдущего судна.
Салон может быть оснащен как мягкими креслами, так и стандартными подъемными диванами-рундуками в количестве 6 штук. Здесь возможен вариант со столиком. Внешне выглядит весьма приятно.
СВП на 44 человека. "ПАРМА 44" (длина 17 м, ширина 6 м, высота подушки – 0,9 м) уже может преодолевать сглаженные уступы высотой до 90 см и не сглаженные до 65 см. В скорости уступает своим малым братьям: на воде СВП развивает скорость не более 60 км/ч. Однако для данного судна главное не это, а то, что оно может брать на свой борт большое количество людей, что вполне соотносится с потребностью неспешной прогулки по Неве в сторону Финского залива, например. Запас топлива – 750 л, расход по воде – 70 л/ч.
Салон такого СВП может оснащаться 36-42 пассажирскими креслами и даже туалетной комнатой. Выглядит элегантно и комфортно. Рубка трехслойная для обеспечения безопасности и сохранения тепла.
Внешний дизайн тоже приятный. Убедиться в этом у нас есть возможность благодаря компании "ВодоходЪ", которая, как мы уже отмечали, заказала себе такое судно для организации туристических экспедиций по озеру Байкал.
ЦКБ "Нептун (Санкт-Петербург). Специализируется на производстве судов и катеров на воздушной подушке, опыт проектирования и выпуска СВП и КВП с 1974 г. По звонку подтвердили, что предложения, размещенные на сайте, актуальны.
"Пардус". СВП (длина 10,6 м, ширина 5 м, высота парения – 600 мм) выпускаемое под РКО, материал корпуса – алюминиевый сплав 1561 высокой коррозийной стойкости. Основная его особенность – гидравлическая трансмиссия и сварной водонепроницаемый корпус, по определению устраняющий любой намек на протечку. Пассажировместимость – 16 чел. в базовой комплектации и 21 у "Пардуса Хайлайнера".
"Ирбис". СВП (длина 17,5 м, ширина 6,2 м, высота преодолеваемого препятствия – 600 мм) изначально задумывалось, как пассажирское, материал корпуса – аллюминий. Может круглый год эксплуатироваться в тяжелых погодных условиях и способно выходить на необорудованный берег. Экономичен в эксплуатации хорошо себя зарекомендовал на реке Амур, в Белом море, Якутии, странах Латинской Америки и т.д. Может перевозить 32 пассажира, оснащен комфортным и отапливаемым салоном.
"Аэроход" (Нижний Новгород). Вот уже как 25 лет занимается разработкой и выпуском СВП вместимостью от 6 до 50 человек. У компании есть признание РКО и РС. Более 1000 СВП, разработанных "Аэроходом", эксплуатируются по всему миру. Завод может работать с любой лизинговой компанией.
80 % комплектующих для СВП российского производства, поэтому проблем с запчастями нет. Некоторые из них можно тут же купить на складе, крупные узлы только под заказ. Практически весь 2025 г. уже законтрактован, но если поступит заказ на малые катера, то компания может заняться ими к концу года.
Проект А20. СВП (длина 12,9 м, ширина 4,4 м, высота габаритная на воздушной подушке – 4,45 м) сделано из алюминиево-магниевых сплавов, минимальная температура эксплуатации: -35 ºС. Корпус водонепроницаемый, с тремя переборками. Надстройка и корпус соединены при помощи клепок. В салоне, исходя из описания на сайте, могут расположиться до 18 человек на боковых откидных банках (всего может перевозить 26 пассажиров), там же располагается багаж. Скорость хода по воде – 50 км/ч., по снегу – 60 км/ч, запас топлива – 400 л, расход в крейсерском режиме –59 л/ч. Дальность хода – 400 км.
Проект А25. СВП (длина 17,23 м, ширина 7,94 м, высота габаритная на воздушной подушке – 7,7 м) с металлическим корпусом, температура эксплуатации от -35ºС до +35ºС. При движении на воздушной подушке допустимая высота волны 3 % обеспеченности не более 1 м при скорости ветра не более 10 м/с. При водоизмещающем режиме допустимая высота волны 3% обеспеченности 2 м при скорости ветра не более 12 м/с. Скорость хода по воде – 70 км/ч, запас топлива – 800 л, расход – 110 л/ч. Дальность хода – 400 км.
Салон оборудован откидными диванами, полками для размещения багажа и спасательных жилетов на 10 человек (всего может перевозить до 52 человек). Опционально судно может быть оснащено санузлом и системой кондиционирования воздуха.
Проект А48. СВП (длина 18,5 м, ширина 8 м, высота габаритная на воздушной подушке – 4,14 м) сделано из алюминиево-магниевого сплава, температура эксплуатации от -35 до +40 градусов. Корпусная конструкция состоит из трёх объёмных секций: центральной, выполненной совместно с надстройкой и двух бортовых съёмных секций (куполов). Корпус и надстройка соединены клепками с применением герметика. Скорость хода по воде – 60 км/ч., по снегу – 70 км/ч. Запас топлива – 850 л, дальность хода – 500 км.
Салон оснащен 48 креслами, шаг которых может быть изменен или они могут быть демонтированы, а освободившееся место использовано под размещение груза. Туалетом. Опционально в салон можно разместить камбуз с варочной плитой, холодильником, кофеваркой, СВЧ-печью, мойкой с горячей и холодной водой, шкафчиками для посуды. Благодаря широкому и длинному корпуса на судне также можно установить каюты для экипажа с двумя спальными местами, столом, ящиками для посуды и вешалкой для одежды. Также можно поставить 40-60-литровый холодильник.
Также у компании есть СВП небольшого размеры, с которыми можно ознакомиться непосредственно на сайте "Аэрохода".
"ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева". Известно в первую очередь своими СПК, но в декабре 2022 г. они заложили собственной разработки первое СВП "Волжский" проекта 23730, а в мае 2023 г. второе и тем самым дали старт новому направлению. Не без участия ГТЛК в рамках программы госфинансирования. Что это за судно?
На вид весьма стандартное СВП, строящееся под РКО. Пассажировместимость – до 25 человек, скорость хода – 65 км/ч, дальность – 900 км. На СВП предусмотрена энергетическая установка отечественного производства. Может эксплуатироваться круглогодично при температуре от -35ºС до +40ºС. СВП оборудовано двумя надувными скегами, изготовленными из прочных тканей со специальными покрытиями.
СВП Сервис (он же ООО "Галс", Нижний Новгород). Компания начала свой путь в 2008 г. с изготовления гибкого ограждения для СВП, но со временем пришла к производству собственных судов. В 2020 г. на предприятии впервые разработали собственное судно на воздушной подушке под названием "Спутник", а в 2023 г. "Галс" получил свидетельство РКО.
СВП Сервис работает с как с частными, так и с государственными лизинговыми компаниями. Ремонтопригодность судов – высокая. Во-первых, потому что основное оборудование на судне – российское, во-вторых, потому что при проектировании судов учитываются особенности их эксплуатации в суровых условиях.
На данный момент компания выполняет большой заказ на 5 СВП "Спутник 12" и 2 СВП "Спутник 20" (новый проект). В ближайшее время ожидается спуск на воду головного судна "Спутник 20". Особенность СВП производства ООО "Галс" в том, что их воздушные подушки скегового типа – то есть всегда надуты в не зависимости от работы двигателей.
"Спутник 12". СВП (длина 8,9 м, ширина 3,1 м, высота габаритная – 3,1 м) может перевозить 11 пассажиров. Компактное, маневренное, как и другие подобные суда – многозадачное: хочешь – организуй зимний туризм, а хочешь – охрану водоема. Салон оборудован мягкими креслами. Рубка управления оснащена самым обыкновенным рулём, весьма напоминающим автомобильный. Скорость на воде – 50 км/ч, скорость по снегу – 70 км/ч. Дальность хода – 250 км (с доп. баками – 400 км). Расход топлива – 25-30 л/ч.
"Спутник 20". СВП (длина 11,5 м, ширина 3,1 м, высота габаритная – 3,1 м) рассчитано на 20 пассажиров. Скорость хода по воде – 50 км/ч, по снегу – 60 км/ч. Дальность хода – 250 км. Емкость топливного бака – 400 л.
Судно отличается высокой проходимостью благодаря установленному на нем роторно-центробежным нагнетателям разработки компании. Также СВП обладает относительно небольшим весом, что экономит топливо и позволяет перевозить больше груза. В салоне установлены мягкие кресла.
"СССР-ФЛОТ" (Нижний Новгород). Изначально компания занималась производством и поставкой судового оборудования. На данный момент предлагает к продаже несколько катеров на воздушной подушке, а также СВП HYDROAIR-10, впервые произведенные в 2021 г.
HYDROAIR-10 – небольшое судно (длина – 8 м, ширина – 3,62 м, высота габаритная – 3,36 м) пассажировместимостью 9 человек. Скорость – до 110 км/ч. Дальность хода по спокойной воде – 400 км. Корпус коробчатого типа, алюминиевый. Производитель характеризует свое судно, как малошумное, с системой антиобледенения.
Хабаровский судостроительный завод (Дальний Восток). Весьма удален от Санкт-Петербурга, поэтому навряд ли потенциальный заказчик обратился бы туда, однако и на этом заводе можно найти интересное предложение в виде СВП-50 проекта 12270М, разработанное под класс "Р" для реки Амур и его притоков ниже города Николаевск-на-Амуре.
СВП-50 (длина – 19,4 м, ширина – 9,2 м, высота на ВП – 5,5 м) предназначен для перевозки пассажиров совместно с личным багажом в количестве 50 человек. Скорость по воде – 60 км/ч, скорость на льду – 95 км/ч. Дальность хода – 600 км.
ООО "Амфибийная техника" (Нижний Новгород). Предприятие существует на базе и при поддержке Нижегородского Авиационного завода "Сокол" (бывший Горьковский авиационный завод им. Серго Орджоникидзе) – производителя самолетов "МиГ". Есть сертификация РКО. Модельный ряд включает в себя суда "Славир 5", "Славир 6 КО", "Славир 9", "Славир 9У", "Славир Спасатель", "Славир 12 Транспортер", "Славир 12" (модель 2022 г.).
Как отметили в компании, ремонтопригодность – 100%, проблем с запчастями нет, а, главное, достать их можно весьма оперативно. Лизинг также возможен, но потенциальный покупатель должен будет самостоятельно обратиться в лизинговую компанию.
"Славир 9" (длина – 8,5 м, ширина – 3,7 м, высота на ВП – 2,5 м) рассчитан на 9-12 человек. В стандартной комплектации – 9 мест: три ряда трехместных диванов, раскладывающихся в спальное место. С 11 местами добавляются 2 передних сидения, с 12 местами – 4 дивана по 3 места. Скорость хода по воде – 80 км/ч, скорость хода по снегу – 100 км/ч. Расход топлива при скорости 60 км/ч – 30-35 л/ч.
"Славир 12" (длина – 8,17 м, ширина – 3,7 м, высота на ВП – 2,5 м) рассчитан на 12 пассажиров и одного судоводителя. Максимальная скорость – 65-75 км/ч в зависимости от погодных условий. Расход топлива при скорости 50 км/ч – 30-35 л/ч.
Пассажирский салон расположен в центральной части корпуса и совмещен с местом для капитана. Салон оснащен комфортабельными посадочными местами для пассажиров, дополнительно возможно оснащение рундуками, столиком, анатомическими (автомобильнымисудовыми) креслами в зависимости от размещения и количества посадочных мест.
Christy Hovercraft (Санкт-Петербург). По информации с сайта, более 30 лет проектирует и производит СВП и занимается их сервисным обслуживанием, а также располагает возможностью изготовления и ремонта изделий из стеклопластика, смол, пенополиуретана и композитных материалов. Однако дозвониться до компании нам не удалось. Вот некоторые из их предложений:
Christy 9204 (длина – 8,3 м, ширина – 3,1 м, высота на ВП – 2,3 м) рассчитан на 9-12 пассажиров. Запас топлива – 160 л. Салон оснащен мягкими креслами и столиком.
Christy 14280. (длина – 10,7 м, ширина – 4,5 м, высота на ВП – 2,9 м) рассчитан на 18 пассажиров. Запас топлива – от 260 л., расход – 25-30 л/ч, максимальная скорость – 65 км/ч. Судно заявлено компанией как пассажирское, для перевозок в труднодоступных местах, а также транспортировки пациентов, спасения людей во время стихийных бедствий. Помогает СВП в этом конструкция корпуса, позволяет монтировать на судно специальное оборудование весом до 1,6 тонн. Полезная площадь платформы – 8,5 м2. Благодаря особому строению днища на основе сэндвич-панелей из пенополиуретана и стекловолокна судно не может утонуть, даже если салон будет полностью залит водой.
"Экстрим Моторс". Выпускает СВП "Кайман-10" (длина – 7,5 м, ширина – 3,6 м, высота на ВП – 2,7 м) по большей части для частного использования под ГИМС (перевод в Регистр возможен, но придется делать это самостоятельно), лизинга нет. Дальность хода – 500 км, максимальная скорость по воде – 90 км/ч, по льду – 120 км/ч. Запас топлива – 300 л. Салон внешне выглядит очень приятно и может быть оборудован как диванами, так и персональными креслами на 9 человек + 1 судоводитель. Также судно можно похвалить за простую и надежную конструкцию, в которую специально не стали включать элементы с высоким аварийным риском: ременную трансмиссию, муфты сцепления, карданные валы и т.д. В двигательной системе "Каймана-10" все просто: два мотора, два винта и шестеренчатый редуктор.
Скорость строительства – 2 месяца, запчасти в наличии есть. Работают по 50% предоплате, вторые 50% завод потребует, когда судно будет готово.
Так а какие суда будут ходить по зимнему Санкт-Петербургу?
Практически все СВП, которые мы представили в этой статье, могут поконкурировать за право ходить по заледеневшей Неве или Финскому заливу. Вопрос в том, какая именно идея и какую компанию посетит: организовать пассажирскую линию или туристический отдых. Исходя из этого и стоит приобретать конкретные суда на воздушной подушке. Но вне зависимости от того, какие именно это будут СВП, само по себе появление таких судов в Санкт-Петербурге однозначно будет значимым и интересным.
Генеральный директор АО "Северречфлот" Айрат Чумарин (компания имеет многолетный опыт эксплуатации СВП в Ханта-Мансийском автономном округе, поэтому мы обратились к ним за комментарием) по поводу идеи организации зимней навигации в Санкт-Петербурге также считает, что ключевое тут – цель.
"СВП – это хорошее решение для организации круглогодичных пассажирских перевозок. Главное, чтобы был ангар, где можно провести ремонт. И тут хочется сказать, что мы с надеждой смотрим на наших производителей гибких ограждений (юбок), ведь именно они чаще всего требуют замены. Нужны надеждные современные материалы. А еще хотелось бы, чтобы в борьбе за легкость судна производители СВП не забывали про комфорт пассажиров. Также требуеются хорошие отечественные двигатели. В остальном СВП – очень удобный транспорт, пассажиры хвалят", – добавляет Айрат Чумарин.