"Почти половину бюджета Калининграда составляли средства, заработанные рыбаками"

Об истории калининградских рыболовов и о перспективах возрождения отрасли мы беседуем с капитаном дальнего плавания, заслуженным работником рыбного хозяйства России, президентом калининградской региональной общественной организации "Ассоциация морских капитанов" Валерием Мезенцевым.
Капитан Валерий Мезенцев / Фото: Фото из архива Мезенцева В.В.
Капитан Валерий Мезенцев / Фото: Фото из архива Мезенцева В.В.

– Валерий Владимирович, для Калининграда рыбная отрасль исторически очень важная, расскажите об основных вехах её развития.

– О значимости рыбной промышленности Калининградской области говорит тот факт, что в 1970-е  и 1980 гг. прошлого столетия она давала более 40 процентов общего объёма производства продукции области, обеспечивая рыбой около 30 миллионов населения страны. 

В середине 1945 года в Калининграде был создан Балтгосрыбтрест. Начинали лов с заливов на мотоботах, потом вышли в Балтику, а в 1948 году в Северное море к берегам Исландии  отправилась первая сельдяная экспедиция. Это стало началом морской, океанической работы наших калининградских судов. Первые средние рыболовные траулеры (СРТ) были построены в ГДР. Одно такое судно СРТ-129 стоит у нас в Музее Мирового океана, а напротив него – мемориал "Волна памяти" – на мраморе высечены имена 183 моряков, погибших при освоении морей и океанов, и названия кораблей, которые не вернулись в порт. 

В 1948 году в городе Мамоново при Балтийском учебно курсовом комбинате была открыта школа усовершенствования кадров и специалистов плавсостава рыбной промышленности командного состава (в 1969 году она получила название Калининградская мореходная школа). Это были первые курсы, которые готовили судоводителей, механиков. Бывшие фронтовики оканчивали эти курсы, приходили на суда и через несколько лет становились капитанами и старшими механиками.

Для Министерства рыбного хозяйства СССР в ФРГ было построено 24 БМРТ типа "Пушкин". Траулер "Казань" - один из них / Фото: Фото из архива Мезенцева В.В.
Для Министерства рыбного хозяйства СССР в ФРГ было построено 24 БМРТ типа "Пушкин". Траулер "Казань" - один из них / Фото: Фото из архива Мезенцева В.В.

В 1952 году открылось Калининградское среднее мореходное училище. И первые капитаны, которые ходили на СРТ, учились здесь заочно. Сегодня это Калининградский морской 

Капитан БМРТ "Казань" Сухондяевский А.П. / Фото: Фото из архива Мезенцева В.В.
Капитан БМРТ "Казань" Сухондяевский А.П. / Фото: Фото из архива Мезенцева В.В.

рыбопромышленный колледж. В 1957 году наши рыбаки получили первый  большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ), построенный по их заказу в ФРГ. Это судно получило название "Казань" и отправилось к берегам Западной Африки. Оно работало настолько успешно, что капитан Авенир Павлович Сухондяевский в 1963 году стал Героем Социалистического Труда, а судно вскоре было награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Флот рос и квалифицированных кадров не хватало. Стала ощутима потребность в высшем образовании. В 1958 году из Москвы был переведён Мосрыбвуз, который переименовали в Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства (ныне это КГТУ).  В 1966 году открылось Калининградское высшее мореходное училище (Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота). Так была построена полная система морского профессионального образования: начальное, среднее и высшее.

Миллион тонн рыбы в год

К 1978 году калининградские рыбаки поставили рекорд – миллион тонн выловленной рыбы. В честь этого и 40-летия первой сельдяной экспедиции поставили памятный знак Пионерам океанического  лова. Рекорд продержался до конца существования Советского Союза – 1991 года.  Девять рыбаков были удостоены звания Героев Социалистического Труда. 

Калининградские рыбаки
 Герои Социалистического Труда
Капитаны: Алексеев И.А., Прокус Г. К., Сизов Н.И., Сухондяевский А. П., Цыганков А. Ф., Захаров Н.Я., Носаль Г. А., старший механик Супруненко Б. А., старший мастер по добыче рыбы Пресняков А. М. 

Когда Советского Союза не стало,  всем предприятиям сказали, выживайте как сможете. До этого все международные договоры, ремонты, топливо за границей, агентские – всё шло через Москву. А теперь каждому пришлось заниматься этим самому, как получится. И если к моменту развала СССР у нас было фактически 555 судов, то сегодня флот самой крупной кампании, преемницы "Тралфлота" – РПК "Рыбфлот ФОР составляет 13 судов, "Вестрыбфлот" – 4 судна. И только несколько лет назад, наконец-то, заложили три новых судна по норвежскому проекту. "Дмитрий Кожарский" уже вступил в строй и выходит на лов. Остальные калининградские рыболовные компании занимаются прибрежным ловом.

–  Недавно в Калининграде стартовала Большая африканская научная экспедиция Росрыболовства. Ее цель –  изучения рыбных запасов у берегов Африки...

–  В советское время рыбаки активно работали в Атлантическом и  Индийском океанах. Большую помощь нам оказывало Запрыбпромразведка. У нее было почти три десятка различных судов и более тысячи человек плавсостава, и если у нас возникали проблемы с ловом, то эти суда находили скопления и направляли флот туда. Тогда стояла задача накормить страну белком, рыба стоила дешевле, чем мясо. Каждый четверг в предприятиях общественного питания, в том числе школьных и детсадовских столовых, был рыбный день. 

–  Сегодня учебно-тренировочные суда (УТС) в Калининграде есть? 

–  Да, действует учебно-тренировочный центр на базе среднего рыболовного траулера "Мончегорск", который стоит у причала. Там все моряки проходят подготовку по международным требованиям, отрабатывают навыки по спасению на шлюпках, борьбе за живучесть и получают соответствующие документы.

Встреча БМРТ "Казань" курсантами КСМУ, Калининградский рыбный порт, 1966 г. / Фото: Фото из архива Мезенцева В.В.
Встреча БМРТ "Казань" курсантами КСМУ, Калининградский рыбный порт, 1966 г. / Фото: Фото из архива Мезенцева В.В.

– УТС нужны? 

– Нужно все, не только тренировочные суда. В Риге существовал БОУС – Балтийский отряд учебных судов. Там находились суда разных классов и водоизмещения: были и транспортные суда, и промысловые, и чисто учебные. В БОУС входил и УПС "Крузенштерн". Мы проходили в отряде учебную, производственную, штурманскую практику и выходили оттуда готовыми специалистами. В учебных заведениях существовали военные кафедры, готовившие офицеров запаса. Через пять лет нас посылали на курсы переподготовки – кого-то в Кронштадт, кто-то был в Балтийске. Для страны это было подспорье, а сейчас все кафедры  закрыты. Их нужно вернуть – и страна станет другой и отношение к профессии изменится.

Фото: Фото из архива Мезенцева В.В.
Фото: Фото из архива Мезенцева В.В.

– Вы были капитаном крупнотоннажного траулера БАТ-М КА-6100 "Александр Тюрин", проект 1288, тип "Пулковский меридиан". Расскажите о нём. 

– В 1980 году было принято решение начать поставку "Калининградрыбпрому" больших автономных траулеров морозильных (БАТМ) типа "Пулковский меридиан". Их строительство было начато в 1974 году, и в основном они шли на Дальний Восток. Там, как вы понимаете, богатая сырьевая база.  Затем очередь дошла до нас, первый траулер из этой серии – "Александр Тюрин" в 1981 году получила Калининградская база тралового флота. Принимал судно выпускник КМУ (КВИМУ) капитан-директор Андрей Иванович Дедович.

Отличный улов, БАТ-М "Александр Тюрин", 1991 г. / Фото: Фото из архива Мезенцева В.В.
Отличный улов, БАТ-М "Александр Тюрин", 1991 г. / Фото: Фото из архива Мезенцева В.В.

Все эти траулеры направлялись на работу в Тихий океан. Там вели лов только новейшие суда, это был сложный район промысла. В океане были большие скопления ставриды, флотилия доходила до 100 и более судов, а база располагалась в перуанском порту Кальяо. В конце 1970-х, когда всё это началось, в Тихом океане работали все регионы Советского Союза. Я попал на траулер "Александр Тюрин" вторым помощником капитана, потом по стечению обстоятельств стал капитаном-директором. К сожалению, в 1993 году судно за долги было передано ВАО "Соврыбфлот" на Дальний Восток, а в 2004 году его отправили на металлолом. Так закончилась жизнь первого калининградского траулера типа "Пулковский меридиан.

– Без романтики при возрождении флота не обойтись? 

– Конечно, нет. Почему мы все шли в мореходку? Потому что каждый мечтал надеть чёрную форму и фуражку. Была мечта о море, мечта стать капитаном, увидеть многие страны. Сейчас ситуация изменилась, на первое место вышел вопрос: сколько платят. Часть выпускников морских учебных заведений работает не по специальности, а выбирает другую сферу. Выпускники рыбных вузов и колледжей идут не на траулеры, а в транспортный флот, на иностранные суда – там и зарплата другая, и рейсы короче. Но под иностранным флагом нет трудового стажа для пенсии. На российских судах ситуация другая: трудовая книжка, зарплату насчитали, налоги заплатили. Всё, как и должно быть. 

Фото: Фото из архива Мезенцева В.В.
Фото: Фото из архива Мезенцева В.В.

– Работа на рыболовных судах – нелёгкий труд, после вахты идешь не отдыхать, а рыбу перерабатывать... 

– И по шесть месяцев находишься вдали от семей, детей. Чтобы люди шли в нашу профессию, надо, чтобы они мечтали о море. Поэтому наша общественная организация занимается популяризацией профессии рыбака. Проводим встречи с молодежью, выступаем в учебных заведениях, пишем книги. Я вот книгу выпустил "Звезды героев не меркнут" про 36  наших судов, названных именами героев. Это книга для молодёжи, чтобы они знали и помнили, что был  могучий рыболовный флот СССР и были люди, в честь которых назывались суда, и многие из этих людей отдали свою жизнь за нашу страну.

"Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота", ВПО ФГОУ Калининград
+7(4012)92-50-03
"РПК Рыбфлот-ФОР", АО Калининград
+7 (401) 269-14-32
"Соврыбфлот", ООО Москва
+7 (495) 608?40-57
"Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства", ФГБОУ Калининград
8 (401) 299-59-99
"ВЕСТРЫБФЛОТ", ЗАО Калининград
+7 (4012) 95-56-01



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
11.02.2025, 15:03
И почему же не спросили - какой флот нужен сейчас? В каком направлении развиваться?  Считаете, что ОСК и ВТБ лучше знают?))
Свежие новости