Тема водного туризма, прогулочных судов и яхт, нас не оставляет. Несколько отрезвить распространённые в яхтенной среде оптимистические взгляды на неминуемый рост яхтинга и парусного спорта в России вызвался человек, непосредственно связанный с парусным флотом, инженер, автор многих проектов яхт и парусников, в том числе судна «Петр I», прошедшего Северным морским путем, яхтсмен и директор ООО «Старлит» Стружилин Александр Сергеевич. Его точка зрения пессимистична, но обоснована.
Почему при такой богатой истории у нас так мало лодок и так мало водного туризма, особенно если отойти от Питера и Москвы?
Вы на это смотрите как мечтатель, ведь летали, скажете, на Луну, и перекрывали Енисей, почему бы на яхтах не ходить. Я же могу говорить о данном предмете как человек, который профессионально вот уже более 40 лет с утра до вечера без выходных и отпусков занимается яхтингом.
Сейчас практически нет яхтенных школ, кружков, а если есть – они, как правило, частные. Богатые люди вкладывают деньги в школу, где учатся их дети, и за счет этого заведение живет. В советское время были бюджетные школы, тренеры, лодки, шло обучение. Я в то время был главным конструктором “Ленинградской экспериментальной верфи спортивного судостроения”, и видел этот процесс изнутри. Москва нам давала разнарядку - выпустить столько-то шверботов, а клубы получали деньги и указания их купить. Спортивные учреждения не могли отказаться от потчас излишней покупки, потому что в этом случае в следующем году денег уже не дадут. Я не раз наблюдал такую картину в детских спортивных школах - чтобы не ходить далеко, в расположенном недалеко от нас клубе Балтийского морского пароходства - сложенные штабелями новенькие лодочки. Там они и сгнивали, в большинстве своем.
Дальше, как только дети пристрастились к морю, к воде, ситуация становилась сложнее. Государство предоставляло яхту: платишь рупь сорок членских взносов, и получаешь в свое распоряжение судно. Уникальная ситуация. От иностранцев приходилось слышать: “Видимо, вы богатые люди, раз у вас свое судно есть”. А мы - студент, слесарь, фрезеровщик, тренер яхт-клуба - не капиталисты. Взносы платим и катаемся. С точки зрения политики это был, конечно сильный ход.
Однако возможность дойти до Финляндии предоставлялись редко, слишком редко. Никуда не выпускали! Лодка есть, море до горизонта, а далеко не уйдёшь.
Когдачерез Спорткомитет была организована регата “Кубок Балтики”, к ней готовились все, потому что других путей выйти в море не было. Только зайдешь чуть дальше за Кронштадт как могут быть конфликты с пограничниками. Единственный вариант сходить в Таллин, в Калининград, в Ригу – участие в Кубке Балтики.
Уже перед выходом все экипажи с волнением ждали пограничников. И никто не знал - выпустят его в море или нет. По одному капитанов вызывали к столу, пограничник открывал большой кондуит, искал фамилии: “яхта “Ветер”.. посмотрим... капитан Иванов?... разрешено, помощник.... разрешено.. второй помощник... не разрешено”. Обсуждать и спрашивать «за что…» бессмысленно - тебя не выпустят. Все на нервах. Гражданский народец психует, яхтсмены-морские офицеры из клуба ВМФ пятнами покрываются. Можно ли это назвать “развитием парусного спорта”? Конечно нет.
Две верфи, которые были тогда в СССР, “Таллинская верфь спортивного судостроения”, и наша ленинградская “Экспериментальная верфь” выпускали технику в достаточно тяжелых экономических условиях. Во-первых, был план. Мы должны были 12-метровую яхту выпускать одну в месяц. Совершенно очевидно,что невозможно сделать хорошую лодку за месяц. Да не просто построить,как сейчас-из всего готового, а всё оборудование для неё изготовить самим. Даже гвозди медные сами на станке штамповали.
Наконец кончилось это безобразие, наступило другое- перестройка. Время было - не до спорта, все ринулись в политику. Верфь развалили и разворовали, отдельные работники образовали свои кооперативы, я, как бывший главный конструктор, тоже стал заниматься тем, чем умел. Открытые ворота позволили привозить из-за границы качественные материалы, покрытия, оборудование. Наш народ рукастый, начал делать действительно хорошие яхты. Кстати, многие ушли в авторемонт, потому что настолько хорошо набили руку на окраске и шлифовке бортов, что починить автомобиль им было совсем несложно.
Море открыто. Можно плыть куда хочешь, но теперь нужны деньги. Раньше были деньг и от государства, но не было моря. Теперь - иди куда хочешь, если есть деньги. А все энтузиасты яхтенного спорта - спортсмены и тренера - много ли они зарабатывают? Те же, у кого от «удачного бизнеса» образовались лишние деньги, стали покупать себе моторные яхты. Удельный вес парусных яхт резко сократился. В первые годы перестройки спортивная жизнь прекратилась.
По возможностям построить хорошую яхту или катер мы « заграницу» быстро догнали - кадры есть. Но рынок-то пустой. Когда яхт-клубы разваливались, те, кому посчастливилось, отхватили яхту по остаточной стоимости - и теперь берегут ее, ремонтируют и на этом ходят. Остальные такие траты себе позволить не могут. Ситуация как с коттеджами - за городом настроено поселков элитного жилья, многие из которых уже больше года стоят на продажу. Кто мог - уже купил. А у остальных денег нет.
Для примера скажу, что продать лодку тысяч за двести-триста можно. Найдется человек, который плюнет и спустит на нее все “заначки”. А за нормальную цену - 2-3 миллиона - покупателей не много найдется. У энтузиастов всегда пустые кошельки
За рубежом ситуация обстоит несколько иначе.
За рубежом достаточно мощный средний класс. Во многих странах правительство понимает, что силу государства – экономическую и социальную - определяет средний слой. Человек из среднего класса может купить себе яхту, пусть и небольшую, благодаря хорошим ставкам по кредитам. Зарубежный рынок переполнен лодками - новыми и подержанными.
У нас нет среднего слоя. И правительство планомерно уничтожает все его ростки. Это логично - если ты хочешь растаскать и разворовать государство, важно, чтобы против тебя никто не пошел. В стране должен быть маленький, но сплочённый у власти коллектив миллиардеров, максимально хилый средний слой и нищенствующий народ. И мощный аппарат полиции. Все это cейчас в России есть. Идеальное соблюдение правил оккупации страны. Есть ли в такой ситуации государству дело до водного туризма и спорта - сомневаюсь. Кое-кто интересуется, что-то заказывает, для нас находится работа - но это капля в море. Поэтому если поставить вопрос так: что нам мешает развить водный спорт и водный туризм, водные соревнования, я отвечу - мешает отсутствие среднего класс.
В Москве сосредоточен основной капитал, в Питере много капитала. А,например, в Псковской губернии - я недавно проезжал - богатейшие места, и порой до горизонта никого не видно. Ни деревень, ни скотины. Псковщина могла бы всю Россию прокормить, если завести сюда скотину – а нет ничего, выжжено. Кто там в таких условиях будет покупать яхты? Выжить бы.
Важна ведь не только покупка яхт, но и образование, обучение, привлечение людей к морю.
В СССР высших морских учебных заведений было 130. Готовили морских офицеров. Теперь около 20, и их еще будут сокращать. Аналогичная ситуация с морскими клубами, школами. О них не помнят, а если вспомнят - то сотрут с лица земли. Те директора школ, с которыми я знаком еще со студенческой скамьи, прошли большую жизнь, и лишь на пенсии начали заниматься с детьми. Как правило, такие школы возникают при больших заводах. Директора, которые интересуются не только собственными доходами, начинают давать деньги от завода на создание секций. Но вот беда - заводы почти все сдохли. Великая Отечественная война не нанесла промышленности такого урона, как Перестройка.
Чтобы яхт-клубов стало больше, народ должен выйти из состояния “четвертой отечественной войны”. Мы терпим убытки, людские потери, миллион в год людей теряем. Как это еще назвать? Война, эпидемия, чума. Но Президент наш говорит: “Наша задача - сделать наши товары конкурентоспособными в мире”. Любой мало-мальски экономист понимает, что не может Россия производить конкурентоспособные товары, по сравнению с тем же Китаем. Потому что там тепло. Не надо обогревать производство, не нужно толстых стен, постоянного обогрева, коммуникаций сложных не надо.
Как только вы открываете ворота свободного рынка другим странам - уже открыли - дешевые товары приходят к вам: масло из Австралии, мясо из Новой Зеландии. В таких условиях наши хозяйства вымрут сами. Единственный выход – жёсткие и тщательно продуманные правила на внешнюю торговлю. Что вам важнее - дешевое масло или смертность высокая?
Если опять будет закрытый рынок...
Это единственный способ спасти государство, спасти население северной страны. Ведь, в отличие от всех стран, Россия - страна самодостаточная. До революции Россия продавала всему миру пшеницу, масло, и своим хватало. Вспомните, когда Троцкий возвращался из ссылки поездом, он писал Ленину:” С таким народом мы революцию не сделаем”. Радостный, сытый, довольный люд, ярмарки кругом, калачи, жизнь кипит! Огромные территории, все пашут, все будет - только работай!
Кто-то может сказать, что у нас не будет современных микросхем и компьютеров. Конечно,на первых порах их придётся закупать. А вообще надо осваивать своё производство. На этом держится экономическая и военная безопасность государства.
Но он будет значительно дороже и не будет продаваться. А эти деньги, на освоение, можно было направить в другое русло.
Надо уметь выбирать приоритеты: жизнь наших людей или лишний доллар, который тебе напечатают в Америке. Мы им отдаем свой цезий, радий, нефть, газ - а они нам бумагу с портретом президента. В дальнейшем будет еще лучше - цифровые деньги, циферки на экране. Кто подтвердит, есть ли у тебя эти миллионы, нет? Разберутся, если что, как с Каддафи. У нас сейчас за рубежом 400 млрд долларов в Стабфонде. Если бы там слитки лежали с золотом - было бы понятно, чем мы владеем. Но у нас только циферка на компьютере.
И все же мы не угонимся за потоковым производством Китая. Чаще поднимается разговор о возможности избрать приоритетным направление сложной техники, технологичной продукции. Или как живет Норвегия - практически ничего не выпуская у себя, она тем не менее штампует проекты судов всех видов, которые потом выпускаются на верфях в той же Корее.
Огромное отличие нас от той же Норвегии и Китая в том, что против них не ведется войны. Никто не строит для них план Даллеса. Норвегия сама участник НАТО, ей не надо ни с кем воевать.
У нас каждый поступок нужно оценивать через призму “что если завтра война”. Ливан - раз. Сирия - два. Кто следующий? Мы? Вокруг России строят военные базы.
В Китае суда дешевле, чем у нас, и лучше строить там - понятно. Мы не можем за месяц сделать танкер - наши рабочие и инженеры так работать не умеют. Там каждую неделю по телевизору показывают демонстративные казны коррупционеров.
Но военные корабли, конечно, надо строить самим - это безопасность. Рыболовецкие - тоже.
Рыболовецкий флот мы не можем строить, по крайней мере пока. Последние проекты были выпущены в 80х гг, а ныне все пользуются либо оставшимся наследием, либо купленными устаревшими лоханями. И хотя в 2018 году вводят квоты под киль, пока никто не стремится заказывать суда на родине.
Все, мне кажется, немного по-другому.
Во-первых, крупные КБ сильно потеряли в кадрах. Поэтому проблема, прежде всего, в людях. Крупные госструктуры забурели, их трудно повернуть на новый курс.
А какие кадры есть? Последний парусник, который мы проектировали, 36 м длиной - почти крупный сейнер, здоровенное трехмачтовое парусное судно Петровских времен с металлической подводной частью «Гото Предестинация» нужно было быстро спроектировать и быстро сделать корпус. Я начал работать с ПКБ “Рикошет” - они находятся в этом же здании и я обращаюсь к ним, когда нужна помощь . Электронную документацию сделали за месяц, данные передали на завод, и уже через неделю завод начал машинами завозить части корабля. Рабочие Павловской верфи - почти вымершего предприятия - без проблем из этого конструктора собрали корабль. В конце концов, подлодки мы же не разучились строить?
С подлодками мы постоянно практиковались. Рыболовецкий флот же преимущественно строился за рубежом.
Множество небольших судов было построено и на наших верфях.
Речь-то не только о маломерном флоте.
Учитывая свой опыт проектирования и постройки таких больших стальных парусных судов, могу сказать, что если сейчас мне дадут заявку на строительство 40 рыболовецких судов - мы построим.
Конечно. Вопрос в том, чтобы сделать их современными.
Даже в Новой Ладоге построим! Там остался сухой док, есть рабочие и необходимое оборудование.
У нас не понимают как ловить. У нас нет нормальных учебных заведений, с актуальной программой, и нет учебных судов.
А это уже третья проблема. Есть ли у нас рыбаки и капитаны?
И тем не менее. Судно для добычи - сложное, на небольшой площади сконцентрировано достаточно много оборудования. Нельзя забывать и о специфике добычи различных видов рыбы. Потому и возникает проблема, что за последние годы сдано только одно крупное судно, да и то проекта 70х годов — оно морально устаревшее, затратное, и команды требует больше.
Я неспроста сказал, что если мне дадут заказ на 40 судов, я их построю. Проблемы никакой не вижу - кто их будет строить, по какому проекту. Вопрос только в том кто их закажет и кто из купит?
Раньше было все проще. Определяли план рыбколхозам, те требовали суда, а заводам давали задачу построить суда. И рыбакам оставалось только ловить рыбу.
Сейчас рыбаки не могут сами купить судно. Кто им даст денег? Все конторы частные. На новый корабль у них денег нет. Построить - не проблема, были бы деньги. На постройку 36-метрового парусника, денег дали — строим, все специалисты есть, и на сборку, и на резьбу. И корпус деревянный построен будет, в соответствии с традициями.
Сейчас заводам, чтобы не было социальных проблем, придумали заказы. Есть КБ, которые делают авант-проекты. Как, например, Морское инженерное бюро. Они общаются с военными, утрясают проект. Потом заказ переходит к заводу, и тот уже ищет, кто ему разработает по проекту всю рабочую документацию. “Рикошет” как раз такие проекты и делает. У военных, правда, воруют больше - хоть миллион, да недоплатят проектантам.
А проблема со специалистами по рыбному промыслу,о которых вы говорили, решается просто, как при Петре Первом и при Иосифе Виссарионовиче. На первых порах приглашаем из-за рубежа специалистов по рыбопромысловому оборудованию , учимся у них, и потом некоторое время закупаем их оборудование, пока свое производство не отстроим.
Негде учить. Некого учить, негде, и некуда потом выпускать.
Это “отсутствие государственной воли”. При Сталине и танки сделали, и самолеты и даже атомную бомбу. У нас народ-то не ленивый, его просто правильно «настроить» надо.
У нас не строили в советское время хороших яхт, я имею в виду яхт на европейском уровне. Немного деревянных,чуть-чуть стеклопластиковых. Как только развалилась страна. как только люди получили возможность посмотреть, что делают соседи, сразу стали делать полированные, красного дерева шедевры.
Государство иногда и поощряет. Недавно проведенный закон о поддержке судовой отрасли тоже начинает приносить свои плоды. Люди учатся им пользоваться. Недавно появилась первая экономическая зона. Тот, кто хочет его использовать, выбивает себе скидки.
Президент Путин ( недавно показывали по ТВ), на Дальнем Востоке отчитывал какого-то министра: “Все законы для вас написаны, почему не работаете?” Вполне вероятно, что закон сделают, напишут. Только кто его будет соблюдать?
Вот почему с «Гото Предестинацией» очень тяжело шло в самом начале. Да, было поручение губернатора на строительства судна, деньги выделили - он со своей стороны все сделал. Почти год никто не шевелился, может быть потому что «интереса» не было. Когда я писал калькуляцию, там не было пункта “интерес”. И только когда губернатор надавал всем по ушам, процесс сдвинулся с мертвой очки. Также и с этим законом.
На Дальнем востоке готовились к АТЭС: они так быстро воруют, что даже строить не успевают! Даже наверху уже начали понимать, что столько - столько - воровать нельзя. Уже ничего не работает, настолько воруют.
Это во-многом зависит и от руководителей на местах. Вот «Пелла» - маленькое предприятие, но единственное в России, которое само себе строит новое производство.
Она частная?
Да.
Ну так о чем вы говорите? Вот и ответ на ваш вопрос. У кого будет директор малого предприятия будет воровать, сам у себя? Я знаю директоров частных предприятий, которые выпускают оборудование, суда, так они каждую копеечку считают. Но дело в том, что те директора, о которых мы говорим, начинали с чистого поля. Вышли с какого-то разваленного предприятия и решили: а где бы мне начать все сначала? А давай на этом пустыре. Дальше они покупали старые станки, арендовали помещения, по старым связям получали заказы - и по копеечки создали свои предприятия. Но это редко.
Чаще так: как только государственное предприятие приватизируют, его тут же пытаются продать - целиком ли, частями - и с мешком денег убежать. Хотя бывают исключения. Возвращаюсь к нашему разговору о том, что сейчас можно сделать, чтобы яхт стало больше - а ничего не сделать. Экономическая и политическая ситуация в мире стремительно ухудшается, хотя мало кто это понимает. Ожидать улучшения не приходится. Впереди очень опасные тенденции развала России. Те, у кого есть деньги, предпочитают покупать готовые лодки. Зарубежный рынок насыщен лодками, новыми и старыми, так что мы просто подыскиваем и пригоняем подходящий вариант. В Норвегии, Финляндии рынок перегружен яхтами, производства работают, а покупателей мало, рынок сыт по горло. Те, кто строят здесь, имеют свой расчет. Они средний класс, и им проще вносить деньги по частям, как это обычно делается при строительстве по индивидуальному заказу, чем отдать сразу полную сумму. Если у клиента появляются какие-то проблемы в бизнесе - выплаты можно притормозить до лучших времён. И еще строят яхты, когда хочется чего-то настолько оригинального, что надо построить самому
Мы сейчас говорим именно о деревянных яхтах, насколько я понимаю.
Стеклопластик вообще бессмысленно обсуждать, на мой взгляд. Год уйдет только на изготовление оснастки. А с нее можно снимать только один типоразмер. Гораздо проще в этом плане с деревом или металлом - хоть каждый месяц делай новую. Только если компания хорошо представлена на мировом рынке и имеет постоянный уровень продаж, она может работать со стеклопластиком. А мы северная страна, у нас холодно и конкурировать с негром под пальмой мы не сможем .
И еще по поводу яхт. У нас еще и некуда ходить - очень мало инфраструктуры.
И понятно. У нас не Майами - сколько месяцев длится навигация? Месяц-два. У яхтсменов принцип простой — в отпуск летом, на месяц, на лодке. Да и куда можно пойти в центральной части страны, где все реки? Что ж, из одного города в другой переходить?
А почему бы и нет? В конце концов, у нас катаются по Золотому кольцу в злосчастных автобусах, почему бы не делать этого на яхте?
Конечный результат катания по Золотому кольцу - не насладиться движением автобуса а посмотреть новые места. А на яхте, в основном, интересуются собственно яхтингом.
Но яхта — это и транспорт тоже...
Тяга к морю у людей действительно достаточно большая. И там, где есть полноводные реки, водохранилища, люди часто действительно делают себе яхты, надевают фуражки, тельняшки. Но там особо незачем лезть в воду.
В России немного хороших выходов в море. Мы сейчас сидим у пирса. Давайте выйдем, сядем на катер. Куда мы пойдем? Лето уже прошло. Нам надо прочесать весь фарватер от города до Финского залива, чтобы выйти куда-то далеко, чтобы дойти до акватории, где можно бы было нормально купаться, загорать, ловить рыбу. Погода, география - все против нас.
Но зачем купаться-загорать? Можно пойти в Кронштадт, в Выборг, выше по карте.
Только в отпуск. Летом. Если повезет, и начальник разрешит. Дорогущее изделие - лодка - используется всего месяц в году. И еще чуть-чуть, на денек по выходным.
Есть исключения из правил - люди, которые по году готовятся и уходят в плавание, совершать подвиги. Возвращаются героями, рассказывают, а потом опять....
В Петербурге есть море, формально. А в Москве ходят по водохранилищам. К берегу нигде не подойдешь, там либо ресторан, либо частная территория. Друзья-яхтсмены на месяц уходят, мучительно идут до Волги, где уже можно изобразить вояж. И потом в течении лета еще пару раз курсируют по маршруту “пара километров от яхт-клуба, встать на якорь, выпить, вернуться обратно”. Некоторые покупают здоровенные катера и тихонечко - быстро ходить нельзя, волной все рестораны смоет - проходят туда и обратно вдоль берега.
Финн может пристать практически везде, на любом из бесчисленных частных островов. Там есть место для гостей, мусорный ящик, биотуалет, плакат “Пожалуйста, не мусорите!” - на каждом клочке суши.
Где у нас нормальные географические условия? На Черном море - маленькая точка на нашей карте. И до недавнего времени любую активность там гасили пограничники. И военные. Серфингисты отзванивались в порт и прятали документы в плавках, выходя с парусом.
К тому же это курортный регион. Летом все зарабатывают деньги. Как только начинается осень, все пустеет. Мой друг после сезона с супругой садится на яхту и всю зиму живет за границей — то тут, то там. Но люди такого уровня могут и купить яхту хорошую.
Ходить же на родине некому. И строить дорого. И некуда ходить. Так что если мы и рассчитываем на кого, то лишь на тех людей, у которых далекоидущие планы. Но у таких мечтателей редко бывают деньги. Или на беспокоящихся о статусе: “Как же, у друзей есть, а у меня нет”. Потому на рынке так мало производителей - у каждого своя ниша, и свой тонкий ручеек клиентов.
Мы не Турция, не Греция. Вот там есть море, солнце - и яхты...
У нас кроме солнца и моря, тоже есть что посмотреть.
Пока от одного города дойдешь до другого, хорошо, если тебя не убьют по дороге. Да и на месте — встать некуда. Те же, кто празднует на лодках корпоративы, хотят уединиться в необычной обстановке. Можно даже не отходить от пирса, люди и так довольны. На плавучих ресторанчиках никого не интересует, где идет и какой круг делает катер. Столы накрыты.
Если у человека появляются деньги, то он покупает моторную яхту. Сначала появляется много катеров. Потом проявляется идея: “В тягость эта шумная махина, жрущая топливо, яхта романтичнее и тише”. Мы этот этап еще не прошли. Нет людей, которые могли бы совершенствоваться.