Эксперты называют три источника танкеров для перенаправления российской нефти в условиях ограничений. Первый источник — российский "Совкомфлот", часть его флота предназначена для перевозки нефтепродуктов. Второй — серый флот, который перевозит иранскую и венесуэльскую нефть. Третий источник — специально купленные в прошлом году суда, их количество оценивали в 110 танкеров, пишет Евразия Daily.
Существует версия, что в стоимость фрахта закладывают часть стоимости нефти, чтобы избежать проблем с потолком цен на нефть.
По данным навигационного портала Vesselfinder, более ста танкеров работают на маршруте по перевозке российской нефти из портов в Балтийском море. При этом только 12 из них входят в серый флот UANI и еще 14 купили в прошлом году неизвестные покупатели, по данным судового брокера Branchero Costa. Также маршрут обслуживают два десятка танкеров "Совкомфлота". Больше половины сырья при этом везут остальные судовладельцы, включая танкерные компании Европы.
Насколько российские компании вовлечены в создание серого флота и могут контролировать его доходы, неизвестно. Но известно, что европейские судовладельцы должны отказаться обслуживать российские поставки, если они превысят $ 60 за баррель. С другой, по данным Vesselfinder, — на всех маршрутах по экспорту российской нефти работает 29 судов, которые, по отчетам Banchero Costa, купили неизвестные в прошлом году. Возраст большинства судов — более 15 лет. Срок службы этих судов не будет долгим, и их придется утилизировать уже через несколько лет. Танкеры из-за ажиотажного спроса покупали в прошлом году по $ 20—36 млн за штуку, а из-за рисков новые владельцы вряд ли откажутся от идеи окупить суда максимально быстро.