
Оказаться жертвой санкций теперь стало очень просто. Для этого достаточно лишь одной из трех следующих поводов или их произвольного сочетания:
- Судно принадлежит или каким-либо образом связано с юридическим или физическим лицом, на которые уже наложены санкции.
- Судно установлено или подозревается как перевозящее любые грузы (необязательно запрещенные) из- или в страны, находящиеся под действием санкций.
- Судно каким-либо образом используется для облегчения выполнения операций, запрещенных санкциями или направленных на обеспечение транспортировки "незаконных" грузов.
Идет охота на суда, идет охота…
С учетом приведенного списка, к настоящему времени под санкции можно подвести практически любое судно, как непосредственно привлекаемое к перевозкам "запрещенных" грузов и/или обеспечивающее этот процесс (т.н. STS-операции – перекачки с борта на борт в открытом море), так и просто "связанное" подсанкционным владельцем. Критерии подобной "связанности" довольно размыты, что еще более расширяет круг потенциальных подозреваемых. Что же касается судов, которые действительно занимаются транспортировкой т.н. незаконных грузов (главным образом, нефти и нефтепродуктов, приобретенных по цене выше искусственно установленного "потолка"), то для их отслеживания теперь используются не только автоматические идентификационные системы (АИС), но и космическая разведка, специальные аналитические группы, агентура в портах отправления и назначения, а также много другое. Более того, для поиска все новых жертв под санкции уже разработаны специальные программы и алгоритмы – подробное описание которых (в случае желания наших читателей) заслуживает отдельного материала Korabel.ru.
Неудивительно, что количество "пойманных" на тех или иных нарушениях санкций судов с начала 2025-го резко возросло, превысив к началу апреля 950 единиц или порядка 1,5% всего мирового флота:

Суда под санкциями Случаи нарушения санкций
Заметим, что такой рекорд "отлова" (более 120 судов) был установлен всего за три месяца. С учетом подобных темпов, по итогам текущего года можно ожидать чувствительного снижения объемов свободного от санкций наливного тоннажа, владельцы которого были бы готовы к продолжению рискованных операций с "незаконным" грузом. Так называемый объединенный Запад уделяет все больше внимания, сил и (что еще важнее) денежных средств для затыкания брешей в санкционной стене и ведения подробной статистику достигнутых результатов. В частности, специалисты англо-греческой Signal Group целенаправленно ведут список попавших под санкции суда еще с 2012 года, а с весны 2022-го эта деятельность в данном направлении ожидаемо активизировалась. Собранные ими данные приводят к интересным выводам.
Главная цель – танкеры
При том, что на долю наливных судов приходится менее 30% всего мирового флота, они составляют 65% санкционного списка. Примечательно, что больше всего от санкционной охоты страдают танкеры типоразмера Aframax/LR2 (80 000-120 000 dwt) – основные "рабочие лошадки" экспорта нефти и нефтепродуктов:

Если к концу 2022-го под санкциями находилось лишь 18 судов подобного типа (ок.9% всего санкционного списка танкеров), то к настоящему времени их число достигло 200 (до 34% соответственно). Причинами такого предпочтения является возможность этих судов перевозить нефть непосредственно покупателям из портов Черного моря (мера, прямо направленная именно против российского экспорта), а также их эффективность при использовании в STS-операциях для заполнения танкеров большей вместимости в т.н. нейтральных водах. Таким образом, по общему количеству подсанкционных судов Aframax’ы уже почти вдвое опередили супертанкеры VLCC (200 000-320 000 dwt – у России таких практически нет), которые преимущественно используются для перевозок иранской и венесуэльской нефти. Напряду с этим санкционная статистика отмечает и увеличение количества "пойманных" Panamax (60 000-80 000 dwt), которые вместе с судами типа Aframax традиционно составляют значительную часть подконтрольного российским операторам наливного флота:

С начала 2025-го заметно прибавилось и попавших под санкции танкеров MR1 (29 500-40 999 dwt), на которых в досанкционные времена осуществлялся вывоз до 40% всей российской нефти и нефтепродуктов. С ужесточением санкционного режима они по большей части вынуждены были переключиться на обеспечение работы более крупных наливных судов – совместно с танкерами меньшей вместимости, число которых в санкционных списках за последние три месяца также подросло. По совокупности все это явно указывает на решительные намерения "охотников" ужесточить условия не только прямых поставок "незаконных" (по стране происхождения или цене) "черного золота" и его производных, но и максимально усложнить проведение массовых STS-операций. Таким образом, привлекаемый к транспортировке подсанкционной нефти и нефтепродуктов наливной флот в ближнесрочной (по крайней мере) перспективе ожидают непростые времена.
…но и балкерам также достается
Тем не менее, от санкций данный сегмент транспортного флота страдает существенно меньше наливного. Согласно подсчетам Signal Group, к настоящему времени суда под насыпные грузы составляют порядка 51% всего мирового флота и при этом – "всего лишь" 26% санкционного списка:

С начала текущего года численность подсанкционных балкеров увеличилась незначительно, но все же достигла 250 единиц. Свыше 70% из них составляют суда сравнительно малой (до 10 000 т) грузоподъемности, которые, как правило, способны перевозить навалочные/насыпные грузы различного типа. Расчет состоит в том, чтобы вывести эти балкеры из рыночной игры, затруднив их владельцам возможность гибко реагировать на изменения спроса, вызванного последствиями санкций.
Сухогрузы же типа Handysize и Panamax (составляющие большинство подконтрольного российским операторам балкерного флота) пока представлены в санкционном списке достаточно скромно – суммарно порядка 50 единиц, что впрочем не исключает увеличения этого числа в последующие месяцы.
Флаг от санкций не спасает?
Пока санкции в основном сосредоточены на судах, оперирующих под флагами четырех стран: России, Ирана, Панамы и Барбадоса, на которые и приходится порядка двух третей всего "черного" списка:

Как известно, Панама и Барбадос являются всемирно известными странами-владельцами так называемых "удобных флагов", уход под которые до последнего времени в основном ассоциировался с "оптимизацией" возможных потерь судовладельцев от налогообложения. Неудивительно, что с введением санкций "удобные флаги" стали все чаще использоваться судами т.н. сумеречного флота, которому пока удавалось достаточно успешно обеспечивать экспорт российской нефти и нефтепродуктов. Тот факт, что теперь "подозрительные" танкера достают санкциями и из-под "удобных флагов" свидетельствует об усилении давления т.н. объединенного Запада на государства-регистраторы. И похоже, Панама на это давление начивает поддаваться, поскольку в последнее время в стране был отмечен ввод дополнительных ограничений на регистрацию судов. Тем не менее, у судовладельцев остается достаточно широкий выбор других "удобных" флагов, а тщательное изучение открытой санкционной статистики позволит избежать при этом попадания в зону особого внимания санкционных "охотников".
Вместо послесловия
Предварительные итоги I кв. 2025-го показывают, что последствия санкции в отношении морских торговых перевозок (особенно нефти и нефтепродуктов) стали гораздо чувствительнее. При этом быстрое расширение списка подсанкционных судов и операторов происходит на фоне очередного резкого снижение цен на "черное золото", вследствие разгорающейся войны заградительных пошлин на импорт, которое вряд ли остановится на пока достигнутом уровне:

Чтобы сохранить доходы от экспорта неуклонно дешевеющей нефти, ее нужно продавать больше, а для этого крайне необходим дополнительный наливной тоннаж. Тем времени, "благодаря" ужесточению санкций ряды спасительного сумеречного флота редеют все более ускоренными темпами, а значит – эти потери нужно восполнять, причем (по возможности) опережающими темпами. Танкеры же для этого, похоже, теперь придется оперативно искать на фрахтовом и вторичном рынках, осторожно маневрируя с флагами регистрации. Жаль конечно, что восполнить дефицит танкерного (да и балкерного) флотов силами собственных корабелов Россия, похоже, пока не успевает.
А между тем, 9 апреля двухпартийная (демократы + республиканцы) группа сенаторов США внесла на рассмотрение Конгресса страны законопроект, направленный на дальнейшую "интенсификацию" исполнения санкций в отношении танкеров, перевозящих российскую нефть. Документ предусматривает создание специального фонда на $150 млн для оказания помощи в отслеживании соответствующих судов, с занесением их в "черный список" Министерства финансов США. Предполагается, что грузы этих танкеров будут конфискованы с последующей продажей и перечислением вырученных средств в счет погашения национального долга Соединенных Штатов Америки. При этом особое внимание в законопроекте уделяется возможностям расширения обмена разведывательными данными для оказания помощи по слежению за судами и "демонтажу" существующих схем организации российского экспорта энергоносителей.
Похоже, над наливным флотом, обеспечивающим вывоз российской нефти на внешние рынки, продолжают сгущаться санкционные тучи...