реклама

Почему погибла Estonia?

1 3082 5 мин
Ответ на этот вопрос до сих пор волнует Аниту Стрейчу, чей сын Кристап оказался на злосчастном судне.
В ночь на 28 сентября в Балтийском море произошла трагедия: у финского острова Уто затонул паром Estonia. В холодных водах нашли свою смерть 852 пассажира, из них 22 жителя Латвии.
Причины трагедии, несмотря на заявления официальных лиц, по-прежнему остаются туманными. Версий много, но, как заявили Телеграфу в обществе Memento mare, состоящем из родственников погибших на пароме, — ни одна из них так и не получила своего доказательства. А значит, близких по-прежнему беспокоит главный вопрос: почему?
Трагедия века
Паром Estonia затонул в ночь с 27 на 28 сентября 1994 года в районе финского острова Уто. Спасатели примерно в 0.20 получили сообщение о том, что корпус судна заполняется водой, а уже через 20 минут паром перевернулся и ушел под воду. Тогда, в сентябре 1994 года, погиб 501 гражданин Швеции, 280 эстонцев, 22 латвийца, 12 россиян, представители других стран. Спасти удалось 137 человек. Латвийцев среди них оказалось только шесть — Игорь Грицин, Гундега Кампусе, Инт Клявиньш, Валтер Кикуст, Андрис Николаев, Дайнис Шлейнерс (позже погиб в автокатастрофе).
Эстонско-финско-шведская межправительственная комиссия по расследованию обстоятельств гибели парома пришла к выводу, что причиной катастрофы стали конструкционные недостатки судна и повышенная скорость движения в сильную штормовую погоду. По официальному заключению международной комиссии, судно затонуло из-за неожиданного открытия носовых ворот.
 Однако эта версия сразу же вызвала сомнение, и в прессе стала появляться информация, опровергающая официальные выводы. Кроме того, по оценке многих экспертов, выводы первой совместной эстонско-шведско-финской комиссии содержат множество недочетов и темных мест. Между тем в 2001 году был подписан договор о запрете подводных экспедиций к Estonia.
Официальная версия все списывает на шторм, неумелые действия экипажа и плохое техническое состояние судна. Между тем международная группа исследователей в составе ученых Гетеборгского политехнического института, а также специалистов кафедр судостроения двух шотландских и голландского вузов в 2006 году обнародовала результаты годовой работы по выяснению причин гибели парома.
 Согласно их выводам, судно не могло затонуть в результате отрыва носового визира, как свидетельствует доклад официальной комиссии. Estonia пошла на дно из-за образовавшейся в донной части корпуса дыры. К таким выводам ученые пришли после опроса 130 выживших свидетелей гибели парома, показания которых подтверждались проведенной компьютерной симуляцией катастрофы.
Секреты затонувшего парома
В конце 2002 года немецкая тележурналистка Ютта Рабе сняла художественный фильм о гибели парома под названием «Шторм на Балтике»: по ее версии, Estonia была намеренно потоплена, чтобы уничтожить секретный груз в трюмах судна. А в 2004 году бывший сотрудник шведской таможни Леннарт Хенрикссон высказал предположение, что на борту затонувшего судна мог находиться секретный военный груз.
О своих подозрениях Леннарт Хенрикссон рассказал журналистам первого канала шведского телевидения. По его словам, 14 и 20 сентября 1994 года на борту парома Estonia в Стокгольм прибыли автомобили, которые по приказу начальника таможни было запрещено проверять. Однако служащему удалось выяснить, что в ящиках, находившихся в машинах (по крайне мере одна из них принадлежала фирме Ericsson ACCESS AB), была военная электроника.
 «Скорее всего, в день катастрофы парома на его борту была очередная партия из этой же серии», — заявил Хенрикссон. Записав исповедь бывшего таможенника, журналисты начали собственное расследование. Им удалось установить, что фирма Ericsson ACCESS AB сотрудничала со сверхсекретным подразделением шведской военной разведки KSI, которую очень интересовало российское военное оборудование (в частности радары).
Правды осталось ждать еще четверть века
Позже эта информация была подтверждена шведским судом. По словам руководителя расследования, президента окружного суда и бывшего канцлера юстиции Швеции Йохана Хиршфельдта, перевозимая техника не содержала оружейных деталей или взрывоопасных веществ.
Однако он отказался, ссылаясь на государственную тайну, обнародовать, какая именно техника перевозилась на пароме. Информация, касающаяся транспортировки военной техники и деятельности разведки, засекречивается в Швеции на 40 лет, а в отдельных случаях — на 70. По словам Хиршфельдта, он предоставил точную информацию о перевозке военной техники министру обороны Швеции.
Кроме того, примерно в это же время пресс-атташе шведской армии признал: Estonia использовалась для перевозок военной техники из Эстонии в Швецию. Между Вооруженными силами Швеции и таможней было заключено секретное соглашение, по которому эти материалы не подлежали декларированию и контролю шведской таможней. В то же время шведские военные заявили, что 28 сентября «их грузов» на Estonia не было.
Также в 2006-м член эстонского парламента и бывший министр иностранных дел Тривими Веллисте на заседании комиссии по расследованию новых обстоятельств гибели парома сказал, что в 1994 году Эстония участвовала в перевозке боевой техники в Швецию на затонувшем пароме и что он знал людей, организовавших эти перевозки. А тогдашний зампред конституционной комиссии эстонского парламента Эвелин Сепп возложила ответственность за незаконную перевозку на Марта Лаара, бывшего в 1994 году премьер-министром Эстонии.
Выживших запугивали
Не доверяют официальной версии и близкие погибших. В обществе Memento mare, объединяющем родственников погибших на пароме Estonia, Телеграфу сказали, что не могут что-то добавить к уже сказанному в прессе. «Все эти годы ситуация описывалась довольно подробно, — заявил представитель общества. — Но ничего не доказано. Версий можно выдвинуть много, но не доказано ничего».
Анита Стрейча, мать погибшего на пароме Estonia Кристапа Стрейча, сообщила Телеграфу и вовсе уж шокирующие сведения.
Оказывается, выживших после кораблекрушения Estonia, запугивали. В частности, по ее словам, не соответствуют действительности свидетельства выживших Валтера Кикуста и Дайниса Шлейнерса, приведенные ими газете Diena сразу после кораблекрушения.
«Другим выжившим они объяснили свои слова тем, что просто хотят жить», — пояснила Анита Стрейча. Она предполагает, что этих людей запугали еще в Финляндии.
«Я была в санатории, который предоставило нам Министерство благосостояния после произошедшего. И оказалась там рядом не с теми, кто потерял своих близких, а с теми, кто выжил. И есть моменты, которые я знаю и которым доверяю больше, чем тому, что было опубликовано. Я успела с ними переговорить, пока могла, пока они свеженькие были. Но одного мальчика запугали сразу же после аварии, он даже не посетил санаторий, в котором он мог отдохнуть, потому что понял, что лучше избегать и газет и журналов. Кто их запугивал, я сказать не могу, но я чувствовала, что их запугали. Особенно этого мальчика, потому что он сказал другим: «Я не буду с вами, вы уж извините и делайте сами что хотите, но я буду держать рот закрытым».
По словам Аниты Стрейчи, в частных беседах оставшиеся в живых после чудовищной катастрофы с паромом Estonia говорили о трех взрывах, которые произошли перед тем, как паром затонул. Мать, потерявшая сына, считает, что за прошедшие годы не сделано все необходимое, для того чтобы трагедии, подобные гибели парома Estonia, в будущем не повторялись.
 «Я не доверяю официальной версии, — говорит она. — Конечно, тут идет разбирательство на государственном уровне. И пока будут живы эти люди и их родственники, мы, может, и узнаем, что произошло на самом деле. Лет через 50. Но ведь паром лежит на глубине 80 или 86 метров — что стоит сейчас посмотреть, что там?»
Между тем ничто уже не вернет убитой горем матери ее сына. По свидетельству всех, кто знал Кристапа Стрейча, он был очень светлый, позитивный человек. Кристап серьезно увлекался восточными единоборствами и восточной философией и плыл в Стокгольм продвигать свой бизнес. Но судьба распорядилась по-другому...
 Его жизнь, одна из 852 других жизней, по трагическому стечению обстоятельств оборвалась 28 сентября 1994 года в Балтийском море. Неужели власти Скандинавских стран и после 15 лет не могут сказать родственникам погибших всей правды? Это не вернуло бы жизни погибшим, но сняло бы тяжелый груз неведения с душ близких и родственников.

Александр Дубков
Телеграф



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#O.K., 18.03.2012, 11:02Паром "Эстония" затонул и его пассажиры погибли из-за диверсии спецслужбы России и Украины (подрыв в двух местах - второй "контрольный"). Цель диверсии - уничтожить "аппарат инсталляции техники гипноза" вывезенный из закрытого института КГБ для Швеции, поскольку Швеция платила деньги за этот аппарат (мне известно кто), но офицеры спецслужбы хотели кроме финансового интереса остаться верными присяге бывшего СССР и инструкциям "утилизация старой модели". Причина интриги - новая модель демонстрируется в фильме "Зов бездны", старые модели бесплатно уничтожали (контроль "авторского права прикладной науки" России), но возможность в документах указать фиктивную утилизацию аппарата и получить деньги за продажу - личный интерес работников спецслужбы. - Необходимо поднять паром "Эстония", родственникам погибших подать заявление в международный суд, ситуацию контролировать журналистам, снять запрет Шведского парламента "не подымать паром Эстония и контролировать место его гибели" и т.п..
Свежие новости
Я б полярником пошел, пусть меня научат
12:00 / образование