По разным оценкам, с 1979 года потери арктического ледяного щита оцениваются в 1,7 миллиона квадратных километров. Негативных последствий достаточно много, в том числе для развития экономики. Одно из них - повышение риска для судоходства по Северному морскому пути.
Как рассказали "Российской газете" в Центре космического мониторинга Арктики Северного (Арктического) федерального университета, морской лед в этом году достиг максимального значения 25 февраля: общая площадь белого покрова высоких широт составила 14,88 миллиона квадратных километров. Это десятый самый низкий показатель за 44 года спутниковых наблюдений.
Ученые также отмечают, что "в минус" уходит не только площадь льда, но и его качество: толщина льда также стабильно уменьшается. Причина - глобальные изменения в криосфере планеты. Если тренд не изменится, большинство паковых многолетних льдов (толщиной более трех метров) скоро исчезнут, причем их заменят тонкие однолетние. Процесс ускоряет механизм положительной обратной связи: лед тает, "открытой" воды становится больше, она получает еще более высокие дозы солнечной энергии, усиливая в результате таяние льда.
Свою лепту в уменьшение размера ледовой шапки вносят микропластик, сажа лесных пожаров, скапливающаяся в атмосфере, и даже вулканическая пыль: ее вмерзание в арктическую белую толщу делает лед тонким и менее прочным.
...Во время экспедиции мы обратили внимание на то, что в июле (в Арктике это весенний месяц) практически не было льда вдоль западного побережья Новой Земли. Основные льдины начали скрести борта "Профессора Молчанова" на подходах к Земле Франца-Иосифа:
- То, что мы видели с борта судна, - это несяк. То есть в основном однолетние торосы. Несяк не представляет опасности для такого судна, как "Профессор Молчанов", но если он внезапно возникнет на пути моторной лодки, закончиться все может очень печально, - предупреждает ведущий инженер Центра космического мониторинга Арктики Дмитрий Ковалев.
Гораздо больше проблем для мореплавателей создает стамуха - ледяное торосистое образование, "сидящее" на грунте или на мели. Самое опасное в ней - мощнейший многолетний клин, который может навредить как транспорту, так и инженерно-техническим сооружениям на суше.
На пути к ЗФИ "Профессор Молчанов" встречал также айсберги. Каждый школьник знает, что айсберг может неожиданно перевернуться. Плюс к этому дрейфующий лед иногда превращается в "плавучий танк":
- В одной из экспедиций был случай, когда классический айсберг "Гора", напоминающий сверху консервный нож, буквально "вспарывал" встречающееся на своем пути ледовое поле. Причем он неожиданно менял траекторию движения в зависимости от течения, в которое попадал. Поэтому за любыми айсбергами очень важно постоянно наблюдать, - говорит Дмитрий Ковалев.
Больше читайте в статье "Российской газеты".
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустило на воду первый "Валдай" для Саратовской области 22:00 , 21 Ноября 2024 / судостроение |
Круизный сезон в Ивановской области показал рекордные результаты 21:45 , 21 Ноября 2024 / судоходство |
В ААНИИ подведут итоги гидрометеобеспечения морских операций на СМП в 2024 году 20:57 , 21 Ноября 2024 / судоходство |
В ходе первого этапа "Генеральной уборки" в Приморье подняли девять судов 20:33 , 21 Ноября 2024 / судоходство |
Закрыть навигацию маломерных судов в Саратовской области планируют 2 декабря 20:02 , 21 Ноября 2024 / яхты и катера |
На внутренних водных путях России работает свыше 22 тысяч судов - РКО 19:45 , 21 Ноября 2024 / судоходство |