По санкциям – земснарядами!

Июнь 2023 года был ознаменован целым букетом знаковых событий в жизни отечественного дноуглубительного флота. Примечательно, что основной вклад в ожидаемое повышение его потенциала внесли именно российские корабелы, хотя дело не обошлось и без помощи их китайских коллег.
Земснаряд
Земснаряд "Юрий Маслюков" / Фото: Корабел.ру

Впрочем, началось все еще в мае, в первых (3-5.05) числах которого Ростовское центральное проектно-конструкторское бюро (РЦПКБ) "Стапель" не только завершило разработку самоходного многофункционального самоходного земснаряда-амфибии пр. RDB 70.01, но и представило заказчику полный комплект документации, необходимой для строительства данного судна.

 

Согласно официальной информации компании-разработчика, этот 11-метровый земснаряд предназначен для проведения всего комплекса профильных работ на глубинах с нулевого уровня до 6 метров и обладает производительностью до 600 кубометров в час (по воде). Он оснащен комплектом сменных рабочих устройств, в состав которого помимо погружного грунтового насоса (для работ до максимальной глубины) входят также грейфер и ковш:

Общий вид земснаряда-амфибии пр. RDB 70.01 / Фото: РЦКБ
Общий вид земснаряда-амфибии пр. RDB 70.01 / Фото: РЦКБ "Стапель"

Дополнительными интересными особенностями земснаряда пр. RDB 70.01 является его способность самостоятельно "входить" и "выходить" из воды, для чего он снабжен свайным устройством шагающего типа, а также возможность его оперативной перевозки в разобранном состоянии с последующей быстрой сборкой непосредственно на месте эксплуатации.

Почти одновременно с завершением данной разработки специалисты РЦПКБ "Стапель" представили комплект проектной документации еще и на несамоходный землесосный снаряд пр. RDB 09.10, оснащенный фрезерным рыхлителем и двумя винторулевыми колонками, которые обеспечивают ему возможность маневрирования в районе проведения работ:

Общий вид земснаряда пр. RDB 09.10 / Фото: РЦКБ
Общий вид земснаряда пр. RDB 09.10 / Фото: РЦКБ "Стапель"

Судно способно осуществлять работы в диапазоне глубин от 2-х до 14 м, а его производительность достигает уже 4 000 кубометров в час. Несмотря на свои гораздо большие чем у предшественника габариты (длина 50,5 м и ширина 9 м, водоизмещение свыше 360 тонн) этот земснаряд также разработан сборно-разборным, с учетом возможностей его перевозки как железнодорожным, так и автомобильным транспортом.

 

Подобные сообщения вселяют вполне обоснованный оптимизм, поскольку свидетельствуют о том, что процесс импортозамещение в сегменте дноуглубительного флота наконец-то продвинулся от осознания необходимости и обсуждения к реализации. При этом все же стоит отметить, что пока наши корабелы запрягали с проектированием, их коллеги из Поднебесной уже успели приехать в Россию с готовыми образцами соответствующей продукции. Не прошло и месяца с момента появления полностью завершенных проектов земснарядов от РЦПКБ "Стапель", как 19 июня китайская судостроительная компания HID Dredger сообщила об успешных испытаниях и передаче российскому же заказчику вполне реального и готового к эксплуатации многофункционального земснаряда-амфибии Amphimaster

 

При сходных с земснарядом пр. RDB 70.01 размерениях, это судно (сам производитель скромно именует его "плавающим экскаватором") также способно выполнять работы в диапазоне глубин 0-6 метров с максимальной производительностью до 600 кубометров в час – как говорится, попробуйте найти десять важных отличий, сравнив изображения на первом и третьем по тексту риснках:

Общий вид земснаряда-амфибии Amphimaster / Фото: HID Dredger
Общий вид земснаряда-амфибии Amphimaster / Фото: HID Dredger

А вот о чем не расскажут картинки: судно снабжено сменным комплектом из пяти рабочих устройств, которые позволяют осуществлять различные операции – собственно рыхление грунта и его ковшовую выборку, подрезку подводной части берегового склона для предотвращения оползней, удаление водорослей и т.д. К тому же транспортировка китайского земснаряда-амфибии предусматривается преимущественно в собранном состоянии, зато с возможностью его самостоятельного подъема/спуска не только на берег/воду, но и на железнодорожную платформу или автотрейлер. 

 

Кстати, в ходе церемонии передачи Amphimaster, представитель руководства HID Dredger отметил, что наряду с конкретно этим современным земснарядом его компания хотела бы предложить российской стороне "повышенные возможности и эффективность для поддержания и дальнейшего увеличения объемов обширных дноуглубительных работ".

 

 Данное заявление достаточно красноречиво свидетельствует о том, с каким вниманием китайские производители дноуглубительных судов отслеживают растущий спрос на профильном российском рынке и активно готовятся поучаствовать в его максимальном удовлетворении. Что же касается реальных возможностей корабелов Поднебесной по решению этой задачи, то это представляется интересной темой для отдельного исследования. 

 

После получения нового земснаряда из Китая миновало едва четверо суток и... 23 июня Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) сообщила о подписании c Южным центром судостроения и судоремонта (ЮЦСС) контракта на сооружение серии из шести самоходных земснарядов пр. 93.159А со сменными рыхлителями роторно-ковшовым и фрезерным. Согласно предварительным данным, три первых судна должны быть сданы заказчику в 2025-м и еще три в 2026 году, причем реализация всего проекта будет осуществляться на астраханской верфи "Лотос".

 

Стоит напомнить, что именно на этой производственной площадке уже ведутся работы по сооружении серии из четырех самоходных земснарядов проектов 93.159 и 93.159.1 (соответственно, с роторно-ковшовым и фрезерным рыхлителями): 

Внешний вид земснаряда пр. 93.159 с роторно-ковшовым рыхлителем / Фото: ЮЦСС
Внешний вид земснаряда пр. 93.159 с роторно-ковшовым рыхлителем / Фото: ЮЦСС
Внешний вид земснаряда пр. 93.159.1 с фрезерным рыхлителем / Фото: ЮЦСС
Внешний вид земснаряда пр. 93.159.1 с фрезерным рыхлителем / Фото: ЮЦСС

Заметим, что головной "Лотос 1" (сошло со стапеля в июле 2022-го) как раз завершает ходовые испытания с последующей (июль т.г.) передачей в эксплуатацию. Второе же судно серии было торжественно спущено на воду 29 июня в качестве достойного ознаменования очередного Дня российских кораблестроителей в целом и весьма плодотворного для отечественного дноуглубительного флота июня месяца в частности.

 

Помимо типа основного дноуглубительного оборудования, земснаряды пр. 93.159 и 93.159.1 отличаются разве что классами Российского морского регистра судоходства (РМРС) и уровнем автоматизации пропульсивного комплекса – табл.1

Табл.1 Основные технические характеристики земснарядов пр. 93.159/93.159.1

Компания-проектантRoyal IHC
Класс РМРСО2, 0А / Р1, 2А
Длина50 м
Ширина11,88 м
Осадка с полн. запасамиок.1,3 м
Диапазон глубин2-10 м
Производительностьдо 900 м куб/час
Скоростьок.12 км/час

Источник: ЮЦСС

В частности, эксплуатация земснарядов с фрезерным рыхлителем предусмотрена только в реках, при высоте волны не более 1,2 м и удалением от места убежища не более 200 миль (ок. 370 км), в то время как их собратья в роторно-ковшовом варианте признаны годными к работе еще и в более удаленных районах речных бассейнах, в том числе и при высоте волн до 2,0 метров. 

 

Стоит также обратить внимание на разработчика базового проекта этих судов, которым является... голландская компания Royal IHC (штаб-квартира в г. Киндердейк неподалеку от порта Роттердам), исторически специализирующаяся на проектировании и сооружении именно дноуглубительного флота.

 

В этой связи вызывает особый интерес официальные заявление относительно грядущей серии из шести земснарядов пр. 93.159А, которые "будут строиться по отечественному проекту, с использованием российского судового комплектующего оборудования", что внушает определенные надежды на преодоление критической зависимости от импорта по крайней мере в данном сегменте российского судостроения. 

 

Представляется также целесообразным напомнить, что в соответствии с Планом мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли на период до 2024 года (утвержденного в августе 2021-го приказом Минпромторга № 2916), долю выпуска отечественной продукции в данном сегменте всего за три года предполагалось увеличить с исходных 55% до 75%. 

 

Несмотря на бесспорно позитивные достижения последних месяцев, реализация подобных планов в оговоренные ранее сроки пока представляется маловероятной – особенно в сегменте мощных дноуглубительных судов для работы не только на внутренних (замкнутых) акваториях, но и на морских театрах. 

 

Эти сомнения косвенно подтверждаются и периодическими заявлениями представителей Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которые указывают на опыт российских верфей по выпуску преимущественно малых и средних земснарядов (например, многоковшовых землечерпалок и грунтососов), но при этом отмечают еще и сложности, с которыми предприятия могут столкнуться при сооружение современных бункерных самоотвозных земснарядов повышенной производительности. 

 

Наряду с отсутствием соответствующих проектов отечественной разработки и соответствующих технологий, среди ключевых причиной подобного положения вещей называют недостаток должного производственного опыта поскольку задачи "подобного формата" ранее перед российскими корабелами не ставились.

 

Что же касается потенциальных заказчиков, то они рассчитывают на получение мощных самоотвозных земснарядов отечественного производства скорее в средне-, чем в краткосрочной перспективе. Например, руководство ФГУП "Гидрографическое предприятие" ожидает первое подобное судно не ранее 2027-28 гг. При этом вполне обоснованно отмечается, что наибольшие затруднения могут быть связаны не столько с созданием самого земснаряда, сколько с производством специализированного оборудования для него.

 

Важным аспектом также является изначальная разработка проектов дноуглубительных судов, оптимизированных под выполнение широкого спектра задач в интересах максимального числа будущих операторов ("Росморпорт", "Гидрографическое предприятие", "Нацрыбресурс" и т. д.). Весьма обнадеживающими в этой связи представляются сообщения ОСК об активизации проектно-конструкторских разработок современных самоотвозных земснарядов с объемом бункеров до 4 000-8 000 кубических метров – хотя реализация подобных проектов на практике займет далеко не один год.

 

...А в заключение представляется уместным напомнить об основных условиях для эффективного развития российского дноуглубительного флота, которые были сформулированы нами еще задолго до последнего санкционного кризиса (см. журнал Korabel.ru №4 (54) декабрь 2021г). Как показывает практика, для этого по-прежнему необходимы: 

 

Тщательное отслеживание основных тенденций мирового и потребностей (текущих и перспективных) отечественного рынка дноуглубительных работ, изучение зарубежного отраслевого опыта и передовых технико-технологических разработок.

 

Планомерное обновление состава и увеличение общего количества/суммарных мощностей судов, сбалансированное по их назначению и специализации.

 

Оперативная концентрация строительства дноуглубительных судов и производства необходимого для них оборудования на российских предприятиях, с одновременным изучением возможностей выхода с данной продукцией продукцией на соответствующие сегменты зарубежных рынков.

 

Создание единого оператора – государственной компании, координирующей все вопросы развития национального дноуглубительного флота и обеспечивающей его эффективное использование как в России, так и за ее пределами.


Читайте также: Волго-Каспийский канал: дно углублять, флот пополнять

                        Дноуглубление в России: справимся без "недрузей"?

                        Дноуглубление на МТК "Север-Юг": Иран поможет России

                        Судостроение России: новые времена - новые ориентиры 

                         

Материалы по теме:



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
КМЗ разработал контроллер управления якорно-швартовными устройствами
09:29 / пресс-релизы
рекламаПодписка 2025