– Александр Иванович, расскажите, какой продукт у вас наиболее востребован среди потребителей.
– Мы начинали с создания гидравлических машин высокого давления для переработки полимерных материалов, в результате которых получается либо полиуретановая пена, либо более жесткое покрытие толщиной 2-3 мм – полимочевина или карбамид.
Позже, когда мы начали сотрудничать с ОСК и вникли в судостроительную отрасль, тогда стали выпускать однокомпонентные безвоздушные распылители, иначе – окрасочные аппараты для судостроения.
Среди наших заказчиков: Севмаш, "Звездочка". Кроме того, плотно сотрудничаем со всеми заводами, которые строят краболовы по программе "Квоты под киль". На строящихся судах мы выполняем пенополиуретановую изоляцию морозильных трюмов.
Также мы принимаем участие в проекте по созданию музея на базе первой советской атомной подводной лодки "Ленинский Комсомол". Здесь мы занимаемся воссозданием утраченных элементов подлодки.
– Получается, что судостроительная отрасль – это единственный профиль, в котором вы заняты, правильно?
– Преимущественно да. Также работаем с нефтегазовой и строительной отраслями. В судостроении мы пока работаем в части пенополиуретановой изоляции морозильных трюмов. Но и в части нанесения других покрытий, как лакокрасочных, так и полимерных, мы являемся экспертами, потому что глубоко разбираемся в этих вопросах благодаря постоянной работе по созданию специализированного оборудования.
Сейчас работаем над созданием центра компетенций окрасочных и изолировочных технологий.
– Сколько в процентах у вас судостроительных заказов?
– 90%.
– Что делаете для импортозамещения?
– Ответ очень простой – всё. Потому что всё, что мы производим в части оборудования – отечественное и, соответственно, подходит под термин "импортозамещение".
– А компонентная база у вас чья?
– Все поставщики у нас отечественные. Был у нас один элемент, который поставлялся из Испании, и нам долго не удавалось его сделать – это пистолет-распылитель. Однако в этом году мы смогли его разработать и организовать производство.
Кроме того, на однокомпонентные распылители мы получили сертификат соответствия от торгово-промышленной палаты и были включены в реестр Минпромторга.
– Это если говорить об оборудовании, которое вы делаете. А если говорить о полимерных материалах?
– Часть полимерных материалов импортные, так как они производятся лишь в нескольких странах мира: США, Корее, Китае и Германии. Однако у нас есть и собственные разработки, которые мы производим в России.
– Санкции на вас как-то влияют?
– Нет, технологически они на нас не влияют. Санкции влияют только на ценообразование.
Отдельно хочу отметить, что химическая отрасль очень здорово справилась с санкциями. Довольно быстро произошла переориентация на Китай, Корею и Иран. Изменилась только логистика.
– Ощущается ли какое-то давление на рынок со стороны Китая?
– Вы знаете, и да, и нет. Мы выпускаем оборудование именно промышленного назначения: для бизнеса, а не для бытовых нужд. Китай захватил рынок оборудования в более низком ценовом сегменте.
– Расскажите, с какими компаниями сегодня сотрудничаете? Что это вам даёт?
– Все наши заказы делаются специально по нашим же чертежам. Очень хорошие связи и отношения с компанией "Камоцци". Они делают пневмомоторы для индустриальных окрасочных аппаратов, а также для двухкомпонентных специальных установок, которые мы поставляем для "Газпрома". "Камоцци", несмотря на большую загруженность, всегда находила время работать с нами и делать новую технику. Это не их стандартное оборудование, его делали специально под нас.
– С каким заказом на Севмаше работали? Или заказами?
– Мы выиграли тендер на поставку малогабаритных носимых окрасочных аппаратов.
– А как у вас обстоят дела с сервисом? Есть какой-то?
– В целом, оборудование достаточно ремонтопригодное в том плане, что, например, многие элементы: краны, шланги высокого давления, и тому подобное, можно купить в любом магазине гидравлики. Что касается более сложных вещей: насосов, нагревателей, – то, конечно, потребители с этим не справляются, обращаются к нам. Мы стараемся реагировать быстро, потому что понимаем, что если люди работают, то каждый день простоя – это большие потери.
– Получается, вы не только свое оборудование ремонтируете, но еще и другое?
– Пока нет, но в будущем мы собираемся заняться тем, чтобы провести ревизию импортного оборудования, которое находится на судостроительных заводах. Потому что проблема с запчастями и комплектующими будет только нарастать. А так как мы разбираемся в этих установках, то нам легко найти замену. Тем более наша промышленность к этому готова.
– Расскажите о команде вашего предприятия. Как к вам попасть? Нуждаетесь ли в каких-то специалистах?
– Коллектив нашей группы компаний сложился уже давно. У нас был завод по производству монтажной пены, а команда начала складываться еще раньше. Надо сказать, что у нас очень высококвалифицированные сотрудники, на предприятии работают два кандидата наук. Один из них специалист по деструкции полимеров, уникальный кадр для страны. В группе компаний работают выпускники престижных вузов: МГУ, МАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана.
– Расскажите, в каком направлении планируете дальше развивать свою деятельность?
– Мы планируем как раз сосредоточиться на судостроении. Там есть большие резервы в применении изоляции, а также передовых методов окраски. Здесь у нас много мыслей и идей, которые поддерживает руководство ОСК. Я надеюсь, что здесь мы продвинемся уже в этом году. Готовы продолжать работать в части изоляции на судах, которые строятся по программе "Квоты под киль". Также есть цель развиваться по части импортозамещения.
– Планируете ли участвовать в выставке "НЕВА 2023". И если да, то что будете представлять?
– Раньше мы участвовали в других специализированных выставках. Насчет "НЕВЫ" решения еще нет. По окрасочному оборудованию для судостроительной отрасли мы готовы закрыть вопрос полностью. Наша линейка аппаратов позволяет наносить любые краски, которые используются в судостроении.