Значительные изменения в географии и структуре экспортных грузопотоков подчеркивают все возрастающую роль отечественного судостроения для их эффективного обеспечения. Нашей стране просто жизненно необходимо в кратчайшие сроки создать современный гражданский флот, чтобы не зависеть от иностранного тоннажа на новых ключевых направлениях морских перевозок. Кто же является основными адресатами российского экспорта – на сегодня и на ближайшую перспективу?
Грузы по морю: сколько и куда?
Как отметил в своем выступлении на ПМЭФ-2024 Президент России Владимир Путин, к настоящему времени три четверти всего товарооборота нашего государства приходится на страны Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки, причем темпы его прироста в 2020-23 гг достигли рекордных показателей:
Регион | % роста, 2020-23 гг |
Ближний Восток | +100% |
Африка | +69% |
Азия | +60% |
Латинская Америка | +42% |
Данные: Kremlin.ru
Глава государства подчеркнул, что на самом емком экспортном направлении (в Китай и другие дружественные страны Азиатско-Тихоокеанского региона) приоритетным вопросом является развитие т.н. Восточного полигона, сеть железных дорог которого обеспечивает перевозку все возрастающих объемов грузов из центральных и западных регионов России в дальневосточные порты.
Согласно утвержденным в апреле текущего года показателям третьего этапа модернизации Восточного полигона, его провозная способность к 2030 г. должна достичь 210 млн тонн, а к 2032 году – уже 270 млн тонн. В рассматриваемый период будет продолжено и активное наращивание грузоперевозок по Северному морскому пути, объемы которых в перспективе превысят 150 млн тонн в год.
По словам Владимира Путина, уже утверждены планы развития нового транспортного коридора – Азово-Черноморского. Этот шаг представляется весьма своевременным с учетом фактического превращения Азовского моря во внутреннее море России, с возможностью использования инфраструктурных объектов новых субъектов Федерации для создание обширного транспортного хаба на перекрестке торговых путей в новые приоритетные регионы нашей внешней торговли.
Наряду со все более интенсивным развитием уже действующего МТК "Север-Юг", это будет содействовать динамичному росту транзитного потенциала России. Согласно прогнозам Президента, к 2030 году суммарные объемы грузоперевозок по международным транспортным коридорам, проходящим по территории нашей страны, в сравнении с достижениями 2021-го должны быть увеличены в полтора раза.
Итак, в ближайшие годы нам предстоит перевозить все больше грузов на все большие расстояния. Ключевая роль в оперативном решении этой проблемы объективно принадлежит отечественному транспортному флоту, который в значительной степени еще только предстоит обновить и пополнить. На какую поддержку при решении этой важной задачи могут рассчитывать российские корабелы?
Помощь: от теории к практике
Деньги. Государство по-прежнему настроено на организацию эффективной финансовой поддержки стратегически важных отраслей экономики, для чего уже предпринимаются конкретные меры. В частности, принято решении о двукратном(!) увеличении средств Фонда развития промышленности. В дополнение к этому планируется значительное наращивание объемов целевых банковских кредитов, направленных на реализацию проектов по достижению технологического суверенитета.
Последнее представляется особенно важным с учетом остроты проблемы импортозамещения в судостроении. Корабелы, а также разработчики и производители судовых комплектующих и оборудования (СКО) могут быть уверены, что в условиях санкционных ограничений они без дополнительных денежных потоков не останутся – остается лишь конвертировать их в конкретные достижения по преодолению зависимости от зарубежных поставок.
Примечательно, что помимо традиционно мощной финансовой помощи со стороны государства, предполагается широко привлекать для этих целей еще и частные капиталы. Так, Государственная Дума уже рассматривает ряд законопроектов, принятие которых будет содействовать расширению механизма государственно-частного партнерства и на промышленные отрасли. Кстати, по словам Президента России, эти законопроекты должны обрести силу законов уже в ближайшее время, открыв таким образом частным инвесторам доступ к масштабным государственным программам гражданского судостроения.
Напомним, что необходимость полноценного привлечения частного капитала в отрасль ранее неоднократно отмечали представители высшего руководства банка ВТБ – как раз незадолго до получения в управление 100% активов Объединенной судостроительной корпорации. Теперь же эти планы обретут необходимый правовой фундамент как надежную основание для дальнейшей успешной реализации.
Подготовка специалистов. В ближайшее время Россию ожидает модернизация материально-технической базы техникумов и колледжей, которая будет осуществлена в рамках федерального проекта "Профессионалитет". Его целью до 2028 года является подготовка как минимум миллиона профессионалов рабочих специальностей для ключевых отраслей промышленности, причем судостроение в их перечне следует уже на втором месте, уступая лишь авиапрому. Таким образом, у российских верфей появляется шанс всего за четыре года в существенной степени снизить остроту еще одной проблемы – дефицита квалифицированных кадров.
Заметим, что буквально накануне начала работы ПМЭФ-2024 эта проблема активно обсуждалась в ходе Второго Всероссийского Морского конгресса, который проходил во Владивостоке 30-31 мая. В частности, отмечался значительный разрыв в уровне квалификации молодых специалистов по сравнению с их старшими коллегами, которые вынуждены покидать производство в связи с достижением пенсионного возраста.
Как результат, достижение должного профессионального уровня превращается в весьма долговременный процесс с доучиванием непосредственно на предприятии – причем касается это не только представителей рабочих специальностей, но и выпускников высших учебных заведений, приходящим на смену инженерному составу верфей, а также отраслевых проектно-конструкторских бюро. Очевидно, что по мере реализации уже анонсированного проекта "Профессионалитет" можно ожидать новых разработок федерального масштаба и для совершенствования системы высшего образования по ведущим промышленным отраслям.
Обновление предприятий и автоматизация производства. В своем выступлении на ПМЭФ-2024 Президент России Владимир Путин не только подчеркнул важность повышения производительности труда в промышленности, но и указал конкретные пути решения этой проблемы. Четко поставлена задача: за короткий срок Россия должна войти в топ-25 стран мира по плотности роботизации.
"Это означает установку более 100 тысяч роботов, причем их производство нужно ускоренно развивать в нашей стране на собственной технологической базе, и такая возможность, безусловно, у нас есть" – твердо заявил глава государства.
Не секрет, что именно недостаточный уровень производительности труда является одним из слабых мест российского судостроения. Из-за этого новострой зачастую превращается в долгострой и при этом обходится заметно дороже аналогичной продукции зарубежных верфей.
Значительные изменения в географии и структуре экспортных грузопотоков подчеркивают все возрастающую роль отечественного судостроения для их эффективного обеспечения. Нашей стране просто жизненно необходимо в кратчайшие сроки создать современный гражданский флот, чтобы не зависеть от иностранного тоннажа на новых ключевых направлениях морских перевозок. Кто же является основными адресатами российского экспорта – на сегодня и на ближайшую перспективу?
Грузы по морю: сколько и куда?
Как отметил в своем выступлении на ПМЭФ-2024 Президент России Владимир Путин, к настоящему времени три четверти всего товарооборота нашего государства приходится на страны Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки, причем темпы его прироста в 2020-23 гг достигли рекордных показателей:
Изменившиеся экономические реалии настоятельно требуют отказа от подобного подхода и поиска радикальный путей повышения производительности труда – в первую очередь за счет обновления и автоматизации производственного процесса на всех уровнях, а также поступательного внедрения концепции цифровых верфей.
Впрочем, не менее важным является и повышение эффективности использования уже применяемых технологий и действующего оборудования. Такая работа в настоящее время ведется в рамках профильного национального проекта, участие в котором также открыто для всех предприятий отечественного судостроения.
Грядут перемены?
А как же обстоят дела с конкретными планами наращивания отраслевого производства и ходом их практического выполнения? В ходе ПМЭФ-2024 прозвучали ответы и на эти вопросы. В частности, государственный секретарь-заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов назвал плановые сроки сооружения новой российской верфи под крупнотоннажное судостроение. Предполагается, что это предприятие начнет работу уже в 2031-2032 годах.
Согласно предварительным данным Минпромторга, верфь рассчитана на обработку более 200 тыс. тонн металлопроката в год и будет специализироваться на постройке СПГ-танкеров вместимостью 170 тыс. кубометров, а также наливных танкеров, балкеров и контейнеровозов дедвейтом до 120 тыс. тонн.
По словам В. Евтухова, мощности предприятия позволят выпускать до 12 судов в год – то есть в случае успешного осуществления проекта заказчики смогут рассчитывать на получение как минимум одного нового судна ежемесячно.
Место для строительства новой верфи будет окончательно определено до конца текущего года, причем с большой долей вероятности выбрано оно будет в Дальневосточном федеральном округе. Хотя речь идет о несколько меньших производственных мощностях, чем у предыдущего варианта верфи на острове Котлин (300 тыс. тонн металла в год), реализация этого проекта все же станет серьезным шагом к долгожданному "расчехлению" проектов крупнотоннажного судостроения в России – о необходимости которого настойчиво твердило еще прежнее руководство Объединенной судостроительной корпорации.
Между тем, ныне управляющий активами ОСК банк ВТБ готовит коренную реформу системы управления корпорацией. Суть ее, по словам президента – председателя правления банка ВТБ и, по совместительству, председателя совета директоров Объединенной судостроительной корпорации Андрея Костина состоит в преобразовании ОСК из набора отдельных верфей в единый судостроительный комплекс. При этом предполагается, что все контракты будут подписываться через головной офис, а собственно верфи останутся лишь производственными площадками.
Первым шагом к осуществлению этой масштабной реформы должен стать аудит всех входящих в состав Объединенной судостроительной корпорации предприятий. Сроки завершения этой кропотливой работы были обнародованы опять же на полях ПМЭФ-2024. По словам заместителя главы Минпромторга РФ Виктора Евтухова, полный аудит ОСК предполагается завершить 15 июля текущего года, после чего и будут приняты решения о мерах и объемах государственной поддержки корпорации в целом и финансовом оздоровлении ее членов – в частности.
Итак, очередной Петербургский международный экономический форум закончился, а жизнь российского судостроения продолжается, причем в ней грядут большие перемены.
Очень надеемся – к лучшему.