Суверенитет как экономический двигатель
На взгляд первого вице-премьера Российской Федерации Андрея Белоусова, в следующие 10-20 лет наличие суверенитета для стран станет критически важным. Но для того, чтобы все сложилось, необходимо создать альтернативную инфраструктуру: транспортную, энергетическую, информационную.

"К сожалению, санкции нанесли очень сильный ущерб доверию между странами. Его восстановление, налаживание отношений на основе доверия является одной из главных задач ближайших лет. Доверие должно быть закреплено в нормах международной жизни и правил. Этим правилам должны следовать все – это основа справедливого мира", – отметил Андрей Белоусов.
Один из важнейших элементов инфраструктуры – Северный морской путь (СМП), активным развитием которого в России занимаются уже не первый год. Во-первых, он сможет решить логистические проблемы перенаправления экономики на восток, во-вторых, поможет развитию инфраструктуры всей северной зоны России, в-третьих, действительно способен стать альтернативой традиционным морским путям между Европой и Азией.
"Для мира это коридор, который сегодня международная ситуация делает крайне востребованным. Степень напряженности на традиционных морских путях из Восточной Азии в Европу растет. Есть сценарии, при которых эти пути могут быть резко нарушены. Речь идет об огромном количестве грузов, о снабжении трех млрд человек импортом, в первую очередь продовольствием, и об экспорте всех товаров, которые производят в Восточной и Южной Азии. Поэтому СМП необходим миру как альтернативный путь", – Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Развитие российского флота
Отдельной темой обсуждения на ПМЭФ-2023 г. стало арктическое судостроение. Напомним, что на Балтийском заводе идет строительство ледоколов проекта 22220, но для СМП также необходимо и стабильное электроснабжение.

"В Певеке не первый год работает первая в мире плавучая АЭС. На Чукотке Баимская зона запросила уже 4 малых АЭС. Ожидаем заказов еще примерно на 15 энергоблоков. Мы попали в точку. Плавучее решение очень востребовано в условиях современной Арктики", – подчеркнул Генеральный директор Госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев.
А еще СМП требуется регулярное наблюдение за ледовой обстановкой и потенциальных проблем, связанных с глобальным потеплением. ААНИИ и Администрация Ненецкого автономного округа будут совместно развивать научно-исследовательскую деятельность, одним из ключевых направлений которой станет проект по созданию Государственной системы фонового мониторинга многолетней мерзлоты.
На ПМЭФ-2023 подняли тему развития российского флота. На взгляд спикеров судостроительной отрасли в рамках санкционного давления удалось перестроиться, но нужно развиваться дальше. Осваивать оборудование и компоненты, которые не производились в России, модернизировать судостроительные заводы для более эффективного производства.
"В сложившейся ситуации мы понимаем, что одинаково важными становятся два вопроса – как основные торговые пути, так и новые транспортные коридоры, <…> так и строительство флота, который на этих коридорах, на этих маршрутах должен работать", — генеральный директор АО "Объединенная судостроительная корпорация" Алексей Рахманов.
Одновременно с этим Евгений Дитрих отметил, что тренд на судостроительном рынке России смещается в сторону увеличения тоннажа, контейнерных перевозок, повышение спроса на пассажирский водный транспорт. Среди прочих решений по развитию судостроительной отрасли звучали слова о господдержке.

Логистика
Затронем тему логистики, которая также претерпевает определенные изменения из-за санкционного давления. Один из ключевых выводов на сессии "Трансформация международной торговли: новые инструменты и пути развития" – сотрудничество России со странами Азии и Востока имеет большой потенциал.
"Уход уже бывших, а теперь недружественных партнеров с рынка дал нам окно возможностей для роста. Было немного непросто перестроиться, но мы справились. Мы увеличили свое присутствие на рынке ростом флота. У нас уже более 30 судов, планируем еще докупать их. <...> Мы открываем новые линии: Вьетнам, открыли единственную первую стране линию из Китая <…> на Санкт-Петербург, также открыли линию из Калининграда в Турцию. Сейчас будем открывать линию на Индию, на Иран и Пакистан", – президент, председатель правления FESCO Аркадий Коростелев.
"В первом полугодии 2022 года контейнерная логистика могла стать реальным стопором на пути восстановления международной торговли – <…> уход крупнейших морских линий, прекращение их работы с Россией. Этот фактор характеризовался не только тем, что морские линии прекратили судозаходы в российский порт и перестали перевозить грузы направлением или назначением в Россию, но и тем, что морские линии полностью изъяли из оборота свои контейнеры с территории России", – директор ПАО "ТрансКонтейнер" Виктор Марков.
Контракты
Не забыли на ПМЭФ-2023 и об активно развивающемся внутреннем туризме, а именно, круизах. На форуме подписали договор по реализации круизных маршрутов в акватории Белого моря. Подписи под документом поставили глава Мурманской области Андрей Чибис, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, руководители круизных компаний "Водоходъ" Ришат Багаутдинов, "Экспресс-Тур" Антон Нешатаев, "РД-Трэвел" Вадим Мамонтов.

Глава Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что отрасли необходимы средства для модернизации научно-исследовательского флота: требуется построить 8 научных судов.
Между заводом "Красное Сормово" (входит в ОСК) и ГТЛК подписан контракта на 34 сухогруза проекта RSD59. Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), ассоциация "Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области" и правительство Архангельской области заключили соглашение о создании в регионе нового высокотехнологичного судоремонтного предприятия полного цикла.

"Фонд развития Пермского края" (ФРПК) и АО "Ситроникс" подписали договор, направленный на осуществление инвестиций в развитие ООО "Пермская судоверфь" (ПСВ).

Отдельного внимания заслуживает дискуссия на тему "Социальные партнерства как новое конкурентное преимущество", на которой стивидорная компания "Восточный Порт" поделилась успешным опытом реализации своей программы по всяческой поддержке собственного персонала.

Международное сотрудничество
Акцент взаимодействия смещается в сторону дружественных стран. В фокусе экономического сотрудничества не только Китай, но и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Индия, страны Латинской Америки и др. Наращивается взаимодействие с Белоруссией.
За каждой страной стоят свои возможности, в том числе полезные корабелам.
Более развернутую информационную повестку можно почерпнуть на сайте организаторов ПМЭФ-2023.