Денег, за которые девелоперы готовы выкупить право застройки территории Большого порта, не хватит на его переезд. Вдобавок ко всему, государству придётся много вложить в инфраструктуру.
В марте глава "Трансмашхолдинга" Андрей Бокарев направил президенту Владимиру Путину письмо с предложением удалить Большой порт за границы Петербурга. Он оценил стоимость переноса терминалов в 110 млрд рублей. А с учётом планирующейся застройки и развития его территории предполагалось, что вложить надо будет 550 млрд рублей. Об этом сообщает газета "Деловой Петербург".
Тем не менее, дальше оценка суммы затрат при переносе порта начали расти. Владелец Петербургского нефтяного терминала Михаил Скигин сообщил, что расходы окажутся минимум в 3 раза выше тех, что приводит "Трансмашхолдинг". На прошлой неделе Ассоциация морских торговых портов (АСОП) направила замминистра транспорта Александру Пошиваю коллективное обращение, в котором оценила переезд Большого порта из Петербурга в Усть–Лугу для бизнеса в 3 трлн рублей.
Девелоперы по просьбе "Делового Петербурга" оценили проект переноса с точки зрения потенциальной стоимости права застройки земли на территории порта. Она оказалась несколько выше первоначальной оценки Андрея Бокарева, но в 10 раз ниже затрат по версии АСОП.
Таким образом, при комплексном развитии территории порта объём построенной недвижимости может составить 7,5–8 млн м2. И сумма, которую можно выручить в нынешних ценах, — 240–350 млрд рублей.
При этом властям придётся потратиться, чтобы сделать объект интересным девелоперам, — разработать проект планировки территории, изменить функциональное назначение участков на жилое и, самое главное, урегулировать имущественные вопросы всех собственников причальных фронтов и портовой инфраструктуры.
С другой стороны, рано или поздно перенос порта должен произойти, уверены некоторые эксперты. Это привычный сценарий для мегаполиса, примеры Лондона и Гамбурга — тому доказательство.
"Да и порту объективно некуда развиваться на этой площадке. Локация хорошо подходит для совмещения бизнес–функции и жилья. Мы приняли бы участие в этом проекте, если он будет реализовываться лотами. Кроме строительства жилья мы могли бы взяться за редевелопмент памятников промышленной архитектуры", — рассказывает Дмитрий Киселёв, заместитель председателя правления "Охта Групп".
Разделяет это мнение и гендиректор инвестиционно–строительного холдинга AAG Александр Завьялов. "Если такая возможность появится, мы с удовольствием примем участие в проекте", — говорит он.
"Разговоры о перемещении порта ведутся не менее 10 лет. Перенос такого большого объекта может обойтись в 2,8–3,6 трлн рублей, так как потребуются огромные затраты как на строительство новых объектов, так и на расчистку территорий. Если компенсировать эти расходы за счёт будущих застройщиков, стоимость готового жилья окажется довольно высокой, даже при условии выгодного расположения участка. Но частично компенсируется за счёт торговых объектов и сферы услуг, которые будут арендовать помещения в перспективном микрорайоне", — подчёркивает первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал.
Большой порт Санкт-Петербург / Фото: пресс-служба Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности правительства Санкт-Петербурга |
Тем не менее, дальше оценка суммы затрат при переносе порта начали расти. Владелец Петербургского нефтяного терминала Михаил Скигин сообщил, что расходы окажутся минимум в 3 раза выше тех, что приводит "Трансмашхолдинг". На прошлой неделе Ассоциация морских торговых портов (АСОП) направила замминистра транспорта Александру Пошиваю коллективное обращение, в котором оценила переезд Большого порта из Петербурга в Усть–Лугу для бизнеса в 3 трлн рублей.
Девелоперы по просьбе "Делового Петербурга" оценили проект переноса с точки зрения потенциальной стоимости права застройки земли на территории порта. Она оказалась несколько выше первоначальной оценки Андрея Бокарева, но в 10 раз ниже затрат по версии АСОП.
Таким образом, при комплексном развитии территории порта объём построенной недвижимости может составить 7,5–8 млн м2. И сумма, которую можно выручить в нынешних ценах, — 240–350 млрд рублей.
При этом властям придётся потратиться, чтобы сделать объект интересным девелоперам, — разработать проект планировки территории, изменить функциональное назначение участков на жилое и, самое главное, урегулировать имущественные вопросы всех собственников причальных фронтов и портовой инфраструктуры.
С другой стороны, рано или поздно перенос порта должен произойти, уверены некоторые эксперты. Это привычный сценарий для мегаполиса, примеры Лондона и Гамбурга — тому доказательство.
"Да и порту объективно некуда развиваться на этой площадке. Локация хорошо подходит для совмещения бизнес–функции и жилья. Мы приняли бы участие в этом проекте, если он будет реализовываться лотами. Кроме строительства жилья мы могли бы взяться за редевелопмент памятников промышленной архитектуры", — рассказывает Дмитрий Киселёв, заместитель председателя правления "Охта Групп".
Разделяет это мнение и гендиректор инвестиционно–строительного холдинга AAG Александр Завьялов. "Если такая возможность появится, мы с удовольствием примем участие в проекте", — говорит он.
"Разговоры о перемещении порта ведутся не менее 10 лет. Перенос такого большого объекта может обойтись в 2,8–3,6 трлн рублей, так как потребуются огромные затраты как на строительство новых объектов, так и на расчистку территорий. Если компенсировать эти расходы за счёт будущих застройщиков, стоимость готового жилья окажется довольно высокой, даже при условии выгодного расположения участка. Но частично компенсируется за счёт торговых объектов и сферы услуг, которые будут арендовать помещения в перспективном микрорайоне", — подчёркивает первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал.