Денег, за которые девелоперы готовы выкупить право застройки территории Большого порта, не хватит на его переезд. Вдобавок ко всему, государству придётся много вложить в инфраструктуру.
В марте глава "Трансмашхолдинга" Андрей Бокарев направил президенту Владимиру Путину письмо с предложением удалить Большой порт за границы Петербурга. Он оценил стоимость переноса терминалов в 110 млрд рублей. А с учётом планирующейся застройки и развития его территории предполагалось, что вложить надо будет 550 млрд рублей. Об этом сообщает газета "Деловой Петербург".
|
Большой порт Санкт-Петербург / Фото: пресс-служба Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности правительства Санкт-Петербурга |
Тем не менее, дальше оценка суммы затрат при переносе порта начали расти. Владелец Петербургского нефтяного терминала Михаил Скигин сообщил, что расходы окажутся минимум в 3 раза выше тех, что приводит "Трансмашхолдинг". На прошлой неделе Ассоциация морских торговых портов (АСОП) направила замминистра транспорта Александру Пошиваю коллективное обращение, в котором оценила переезд Большого порта из Петербурга в Усть–Лугу для бизнеса в 3 трлн рублей.
Девелоперы по просьбе "Делового Петербурга" оценили проект переноса с точки зрения потенциальной стоимости права застройки земли на территории порта. Она оказалась несколько выше первоначальной оценки Андрея Бокарева, но в 10 раз ниже затрат по версии АСОП.
Таким образом, при комплексном развитии территории порта объём построенной недвижимости может составить 7,5–8 млн м2. И сумма, которую можно выручить в нынешних ценах, — 240–350 млрд рублей.
При этом властям придётся потратиться, чтобы сделать объект интересным девелоперам, — разработать проект планировки территории, изменить функциональное назначение участков на жилое и, самое главное, урегулировать имущественные вопросы всех собственников причальных фронтов и портовой инфраструктуры.
С другой стороны, рано или поздно перенос порта должен произойти, уверены некоторые эксперты. Это привычный сценарий для мегаполиса, примеры Лондона и Гамбурга — тому доказательство.
"Да и порту объективно некуда развиваться на этой площадке. Локация хорошо подходит для совмещения бизнес–функции и жилья. Мы приняли бы участие в этом проекте, если он будет реализовываться лотами. Кроме строительства жилья мы могли бы взяться за редевелопмент памятников промышленной архитектуры", — рассказывает Дмитрий Киселёв, заместитель председателя правления "Охта Групп".
Разделяет это мнение и гендиректор инвестиционно–строительного холдинга AAG Александр Завьялов. "Если такая возможность появится, мы с удовольствием примем участие в проекте", — говорит он.
"Разговоры о перемещении порта ведутся не менее 10 лет. Перенос такого большого объекта может обойтись в 2,8–3,6 трлн рублей, так как потребуются огромные затраты как на строительство новых объектов, так и на расчистку территорий. Если компенсировать эти расходы за счёт будущих застройщиков, стоимость готового жилья окажется довольно высокой, даже при условии выгодного расположения участка. Но частично компенсируется за счёт торговых объектов и сферы услуг, которые будут арендовать помещения в перспективном микрорайоне", — подчёркивает первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал.