Большая белая капсула падает в воду с 18-метровой высоты и, чуть помедлив, разламывается надвое. Между обеими половинками скорлупки начинает бугриться и надуваться нечто оранжево-серое, буквально через считанные секунды оказывающееся спасательным плотом.
Если бы вокруг свистел ветер, кипели волны и кричали люди, то легко можно было бы счесть это сценой из фильма-катастрофы про спасение людей с тонущего корабля. Но небо ослепительно ясное, вода спокойная, а люди вокруг если и кричат, то что-нибудь радостное. Потому что это не авария. Это испытания!
Прежде чем пускать в продажу плоты, которым предназначено сохранить человеческие жизни в критическую минуту, башкирские предприятия УЗЭМИК и "Искож", где они изготавливаются в совместном режиме, проводят натурные испытания. На одном из таких тестовых мероприятий и довелось побывать корреспонденту "Корабел.ру". Зрелище выдалось редким, эффектным и надолго запоминающимся.
Завод быстрого реагирования
Город Нефтекамск с населением порядка 130 тысяч человек располагается на северо-западе республики Башкортостан. Автолюбителям он хорошо знаком по Нефтекамскому автозаводу, входящему в знаменитую компанию "КАМАЗ". А еще здесь уверенно себя чувствует нефтяная промышленность и производство искусственной кожи и текстильных материалов. За последние два направления всецело отвечает АО "Искож".
Предприятию в декабре этого года исполнится ровно полвека – оно было основано в 1970 году и все минувшие десятилетия успешно развивалось, несмотря на периодическую смену названий и экономические кризисы, сотрясавшие страну. Держаться на плаву всегда помогала гибкость в освоении новых направлений.
Кстати, последний пример из этой серии относится как раз к нынешней истории с коронавирусом. В кратчайшие сроки на "Искоже" развернули выпуск многоразовых масок и комбинезонов – как одноразовых, так и многоразовых – из собственной прорезиненной ткани. Инженерно-технические работники предприятия оперативно разработали ткань, проект защитного костюма, получили регистрационные удостоверения – и работа закипела. Благо, опыт изделий из прорезиненных тканей у завода накоплен громадный, сориентироваться труда не составило.
Мало того, на "Искоже" быстро поняли, как приспособить под новые потребности проект ранцевого лесного огнетушителя, выпуск которых уже был налажен. Кроме тушения лесных пожаров, устройство замечательно подходит для дезинфекции помещений.
В общем, понятно, что быстро и действенно переключаться на выпуск новой продукции коллектив завода умеет. И неоднократно это доказывал. Так что, когда лет пять назад встал вопрос о том, чтобы начать выпускать аварийно-спасательные плоты, все здесь отнеслись к этому по-деловому: надо – сделаем! Причем качество на высшем уровне гарантируется!
Плоты меняют прописку
А идея с плотами возникла по одной простой причине. В Уфе есть известное отечественным судостроителям и судовладельцам предприятие УЗЭМИК, давно и успешно специализирующееся на изготовлении спасательных средств для наших моряков и речников. Капсулы с надувными резиновыми плотами под этим брендом вы наверняка не раз встречали на борту российских кораблей и судов. Они хорошо себя зарекомендовали, неоднократно испытаны в "боевых условиях", имеют одобрение Морского регистра, отвечают требованиям международной конвенции "Солас" и т.д.
Производятся спасательные плоты в речном и морском варианте в линейке на 6, 10 и 20 человек. Качество – высочайшее, выдерживают диапазон температур от -30 до +65, оснащены радиолокационным отражателем, набором сигнальных средств, устройством для сбора дождевой воды и всем прочим, что необходимо для выживания. Выдерживают длительное автономное плавание, а изолированные отсеки камеры плавучести многократно увеличивают живучесть. В общем, в море на них не страшно, хотя лучше, конечно, обойтись без таких приключений.
Завод УЗЭМИК выпускает эту продукцию уже десятилетиями, регулярно ее модернизируя, и за это время успел наработать огромную репутацию. Но с 2015 года производство плотов потихоньку переносится из Уфы в Нефтекамск, с УЗЭМИКа на "Искож". Причина простая – у обоих предприятий один конечный бенефициар, который решил, что оба производства должны быть не разнесены по разным городам, а объединены в итоге на одной площадке в Нефтекамске. Понятно, что весь процесс был просчитан с точки зрения достижения максимального эффекта в использования возможностей как УЗЭМИКа, так и "Искожа".
Важно другое – смена прописки никак не отразилась на качестве выпускаемых плотов. Эта задача ставилась во главу угла, и в ее неукоснительном выполнении были заинтересованы оба предприятия. Рисковать своим именем, уважением партнеров, налаженными связями, предстоящими продажами, а главное человеческими жизнями для УЗЭМИКа было немыслимо. Для "Искожа" в свою очередь стало делом чести тщательно и бережно перенять все наработки своих уфимских коллег.
В итоге оба предприятия, занятые сейчас общим делом, приложили все усилия, чтобы перенос производства прошел без сбоев. Бренд решено сохранить тот же самый. На объединении "Искож" создана конструкторская группа, которая прилежно перенимает опыт уфимских коллег по разработке и модернизации плотов. Задача стоит творческая – необходимо досконально вникнуть во все нюансы проектирования, чтобы иметь возможность вносить при необходимости изменения, требуемые заказчику, и разрабатывать новые модели.
Что касается самого производства – тут уже все в порядке.
– Процесс освоения прошел достаточно безболезненно, потому что производство прорезиненных тканей имеет много общего с производством тканей с ПВХ-покрытием, на которых специализировался "Искож". Эти технологические процессы можно даже назвать родственными, поэтому специфику и традиции работы УЗЭМИКа мы быстро переняли, – объясняет генеральный директор завода Лиана Киршина.
При чем тут прорезиненные ткани, спросите вы? А все просто – они нужны для производства плотов, таким образом создан полный технологический цикл.
"Искож" сертифицирован по ГОСТ РВ, получена лицензия на производство спасательных средств, так что производство плотов для нужд Министерства обороны – не за горами. А практически всю "гражданку" он взял на себя уже сегодня – наладил контакты с поставщиками, которые имели опыт сотрудничества с коллегами по УЗЭМИКу, и сдает партию за партией в готовом виде – со всей документацией и сертификатами РМРС, со всем оборудованием, со всем снаряжением, вплоть до набора рыбака и аптечек. Раз в год в присутствии представителей Регистра проводятся испытания на реке. Малейшие замечания отрабатываются в момент. Чаще всего, впрочем, замечаний и не бывает.
Считанные секунды
А теперь вернемся к тому, с чего началась эта статья: к самому процессу испытаний. Происходит это следующим образом – энное количество капсул с плотами вывозятся на берег реки, где уже ждет машина с краном. В этот раз было 12 плотов – 6 из них были сделаны обособленным подразделением УЗЭМИК в Нефтекамске по гособоронзаказу, еще 6 плотов произвел "Искож".
Дальше капсулы с плотно упакованными внутри плотами поднимают вверх – на 18 метров – и сбрасывают в воду. Коснувшись водной поверхности, капсула должна раскрыться, а плот – автоматически надуться.
Время полного разворачивания плота после срабатывания пускового линя в нормальных условиях строго регламентировано ТУ. Успеет в отведенный срок – все в порядке. Не успеет – значит, надо разбираться, почему произошла задержка. В случае реальной аварии дорога каждая секунда, особенно если ЧП случилось в северных морях – там человек в ледяной воде долго не продержится.
Но о том, что плот не раскроется, речь на этих испытаниях даже не заходила. За всю историю "Искожа" такого не случалось ни разу. И в этот раз, разумеется, все тоже прошло четко – капсулы упали, капсулы раскрылись, плоты приведены в боевую готовность, аварийно-спасательный электроогонь зажегся…
Но этим проверка не ограничивается. Дальше наступает этап придирчивого изучения аварийного запаса, которым снабжен каждый плот: не испортились ли фальшфейеры, не лопнули ли контейнеры с питьевой водой и т.д. Представители Морского регистра и военпреды за этим тщательно следят.
Если вы думаете, что на испытаниях на реке история заканчивается, то ошибаетесь. Плоты должны выдерживать суровые условия, поскольку наши суда и корабли часто работают в арктических водах. Так что успешное раскрытие в теплую погоду на ласковой речке – это еще полдела. Важно знать, как поведет себя плот, выдержав экстремально низкие температуры.
Для этого возвращаемся на завод и помещаем три капсулы в специальный морозильник, где они будут лежать сутки при температуре в -30 градусов. На следующий день их вытаскивают и проверяют на работоспособность. Ехать на реку и бросать их в воду с высоты уже не требуется, испытания происходят в бассейне испытательного центра, имеющего соответствующую аккредитацию. Заледеневшие капсулы с плотами приводят в рабочее действие, дернув за пусковой линь, – а дальше идет автоматическое наполнение плота. Еще испытывают после суточного нахождения в камере при +65 градусов – это имитация тропиков. Первый сработал, второй сработал, с третьим тоже все прекрасно. Испытания пройдены!
Послесловие
А в качестве послесловия хотим напомнить, что испытания испытаниями, но и реальную проверку на прочность и качество в условиях ЧП башкирские плоты бренда УЗЭМИК уже прошли. Полгода назад, например, в Финском заливе потерпел крушение и затонул малый траулер "Поньгома". С борта был сброшен спасательный плот. Он развернулся и смог сохранить жизнь семи членам экипажа. Полтора часа они дрейфовали на нем, пока не были подняты из воды поспешившим на помощь экипажем теплохода "Ангара".
Это была зима, холодная февральская Балтика. Если бы с плотом что-то было не так, история закончилась бы трагично.
– Когда приходят новости о том, что люди спаслись на этих плотах, понимаешь значимость того, что делаешь. Видишь результат своего труда, – признается генеральный директор АО "Искож" Лиана Киршина. И это правда. Хотя пожелать хочется одного – пусть плотам как можно реже придется демонстрировать свое качество и свою надежность на практике!
[Больше фото в галерее ниже]
Прежде чем пускать в продажу плоты, которым предназначено сохранить человеческие жизни в критическую минуту, башкирские предприятия УЗЭМИК и "Искож", где они изготавливаются в совместном режиме, проводят натурные испытания. На одном из таких тестовых мероприятий и довелось побывать корреспонденту "Корабел.ру". Зрелище выдалось редким, эффектным и надолго запоминающимся.
Испытания спасателных плотов / Корабел.ру |
Завод быстрого реагирования
Город Нефтекамск с населением порядка 130 тысяч человек располагается на северо-западе республики Башкортостан. Автолюбителям он хорошо знаком по Нефтекамскому автозаводу, входящему в знаменитую компанию "КАМАЗ". А еще здесь уверенно себя чувствует нефтяная промышленность и производство искусственной кожи и текстильных материалов. За последние два направления всецело отвечает АО "Искож".
Предприятию в декабре этого года исполнится ровно полвека – оно было основано в 1970 году и все минувшие десятилетия успешно развивалось, несмотря на периодическую смену названий и экономические кризисы, сотрясавшие страну. Держаться на плаву всегда помогала гибкость в освоении новых направлений.
Кстати, последний пример из этой серии относится как раз к нынешней истории с коронавирусом. В кратчайшие сроки на "Искоже" развернули выпуск многоразовых масок и комбинезонов – как одноразовых, так и многоразовых – из собственной прорезиненной ткани. Инженерно-технические работники предприятия оперативно разработали ткань, проект защитного костюма, получили регистрационные удостоверения – и работа закипела. Благо, опыт изделий из прорезиненных тканей у завода накоплен громадный, сориентироваться труда не составило.
Мало того, на "Искоже" быстро поняли, как приспособить под новые потребности проект ранцевого лесного огнетушителя, выпуск которых уже был налажен. Кроме тушения лесных пожаров, устройство замечательно подходит для дезинфекции помещений.
В общем, понятно, что быстро и действенно переключаться на выпуск новой продукции коллектив завода умеет. И неоднократно это доказывал. Так что, когда лет пять назад встал вопрос о том, чтобы начать выпускать аварийно-спасательные плоты, все здесь отнеслись к этому по-деловому: надо – сделаем! Причем качество на высшем уровне гарантируется!
Плоты меняют прописку
А идея с плотами возникла по одной простой причине. В Уфе есть известное отечественным судостроителям и судовладельцам предприятие УЗЭМИК, давно и успешно специализирующееся на изготовлении спасательных средств для наших моряков и речников. Капсулы с надувными резиновыми плотами под этим брендом вы наверняка не раз встречали на борту российских кораблей и судов. Они хорошо себя зарекомендовали, неоднократно испытаны в "боевых условиях", имеют одобрение Морского регистра, отвечают требованиям международной конвенции "Солас" и т.д.
Испытания спасательных плотов / Корабел.ру |
Производятся спасательные плоты в речном и морском варианте в линейке на 6, 10 и 20 человек. Качество – высочайшее, выдерживают диапазон температур от -30 до +65, оснащены радиолокационным отражателем, набором сигнальных средств, устройством для сбора дождевой воды и всем прочим, что необходимо для выживания. Выдерживают длительное автономное плавание, а изолированные отсеки камеры плавучести многократно увеличивают живучесть. В общем, в море на них не страшно, хотя лучше, конечно, обойтись без таких приключений.
Завод УЗЭМИК выпускает эту продукцию уже десятилетиями, регулярно ее модернизируя, и за это время успел наработать огромную репутацию. Но с 2015 года производство плотов потихоньку переносится из Уфы в Нефтекамск, с УЗЭМИКа на "Искож". Причина простая – у обоих предприятий один конечный бенефициар, который решил, что оба производства должны быть не разнесены по разным городам, а объединены в итоге на одной площадке в Нефтекамске. Понятно, что весь процесс был просчитан с точки зрения достижения максимального эффекта в использования возможностей как УЗЭМИКа, так и "Искожа".
Важно другое – смена прописки никак не отразилась на качестве выпускаемых плотов. Эта задача ставилась во главу угла, и в ее неукоснительном выполнении были заинтересованы оба предприятия. Рисковать своим именем, уважением партнеров, налаженными связями, предстоящими продажами, а главное человеческими жизнями для УЗЭМИКа было немыслимо. Для "Искожа" в свою очередь стало делом чести тщательно и бережно перенять все наработки своих уфимских коллег.
В итоге оба предприятия, занятые сейчас общим делом, приложили все усилия, чтобы перенос производства прошел без сбоев. Бренд решено сохранить тот же самый. На объединении "Искож" создана конструкторская группа, которая прилежно перенимает опыт уфимских коллег по разработке и модернизации плотов. Задача стоит творческая – необходимо досконально вникнуть во все нюансы проектирования, чтобы иметь возможность вносить при необходимости изменения, требуемые заказчику, и разрабатывать новые модели.
Что касается самого производства – тут уже все в порядке.
Лиана Киршина, генеральный директор АО "Искож" / АО "Искож" |
– Процесс освоения прошел достаточно безболезненно, потому что производство прорезиненных тканей имеет много общего с производством тканей с ПВХ-покрытием, на которых специализировался "Искож". Эти технологические процессы можно даже назвать родственными, поэтому специфику и традиции работы УЗЭМИКа мы быстро переняли, – объясняет генеральный директор завода Лиана Киршина.
При чем тут прорезиненные ткани, спросите вы? А все просто – они нужны для производства плотов, таким образом создан полный технологический цикл.
"Искож" сертифицирован по ГОСТ РВ, получена лицензия на производство спасательных средств, так что производство плотов для нужд Министерства обороны – не за горами. А практически всю "гражданку" он взял на себя уже сегодня – наладил контакты с поставщиками, которые имели опыт сотрудничества с коллегами по УЗЭМИКу, и сдает партию за партией в готовом виде – со всей документацией и сертификатами РМРС, со всем оборудованием, со всем снаряжением, вплоть до набора рыбака и аптечек. Раз в год в присутствии представителей Регистра проводятся испытания на реке. Малейшие замечания отрабатываются в момент. Чаще всего, впрочем, замечаний и не бывает.
Считанные секунды
А теперь вернемся к тому, с чего началась эта статья: к самому процессу испытаний. Происходит это следующим образом – энное количество капсул с плотами вывозятся на берег реки, где уже ждет машина с краном. В этот раз было 12 плотов – 6 из них были сделаны обособленным подразделением УЗЭМИК в Нефтекамске по гособоронзаказу, еще 6 плотов произвел "Искож".
Дальше капсулы с плотно упакованными внутри плотами поднимают вверх – на 18 метров – и сбрасывают в воду. Коснувшись водной поверхности, капсула должна раскрыться, а плот – автоматически надуться.
Время полного разворачивания плота после срабатывания пускового линя в нормальных условиях строго регламентировано ТУ. Успеет в отведенный срок – все в порядке. Не успеет – значит, надо разбираться, почему произошла задержка. В случае реальной аварии дорога каждая секунда, особенно если ЧП случилось в северных морях – там человек в ледяной воде долго не продержится.
Но о том, что плот не раскроется, речь на этих испытаниях даже не заходила. За всю историю "Искожа" такого не случалось ни разу. И в этот раз, разумеется, все тоже прошло четко – капсулы упали, капсулы раскрылись, плоты приведены в боевую готовность, аварийно-спасательный электроогонь зажегся…
Испытания спасательных плотов / Корабел.ру |
Но этим проверка не ограничивается. Дальше наступает этап придирчивого изучения аварийного запаса, которым снабжен каждый плот: не испортились ли фальшфейеры, не лопнули ли контейнеры с питьевой водой и т.д. Представители Морского регистра и военпреды за этим тщательно следят.
Если вы думаете, что на испытаниях на реке история заканчивается, то ошибаетесь. Плоты должны выдерживать суровые условия, поскольку наши суда и корабли часто работают в арктических водах. Так что успешное раскрытие в теплую погоду на ласковой речке – это еще полдела. Важно знать, как поведет себя плот, выдержав экстремально низкие температуры.
Для этого возвращаемся на завод и помещаем три капсулы в специальный морозильник, где они будут лежать сутки при температуре в -30 градусов. На следующий день их вытаскивают и проверяют на работоспособность. Ехать на реку и бросать их в воду с высоты уже не требуется, испытания происходят в бассейне испытательного центра, имеющего соответствующую аккредитацию. Заледеневшие капсулы с плотами приводят в рабочее действие, дернув за пусковой линь, – а дальше идет автоматическое наполнение плота. Еще испытывают после суточного нахождения в камере при +65 градусов – это имитация тропиков. Первый сработал, второй сработал, с третьим тоже все прекрасно. Испытания пройдены!
Послесловие
А в качестве послесловия хотим напомнить, что испытания испытаниями, но и реальную проверку на прочность и качество в условиях ЧП башкирские плоты бренда УЗЭМИК уже прошли. Полгода назад, например, в Финском заливе потерпел крушение и затонул малый траулер "Поньгома". С борта был сброшен спасательный плот. Он развернулся и смог сохранить жизнь семи членам экипажа. Полтора часа они дрейфовали на нем, пока не были подняты из воды поспешившим на помощь экипажем теплохода "Ангара".
Это была зима, холодная февральская Балтика. Если бы с плотом что-то было не так, история закончилась бы трагично.
Испытания спасательных плотов / Корабел.ру |
– Когда приходят новости о том, что люди спаслись на этих плотах, понимаешь значимость того, что делаешь. Видишь результат своего труда, – признается генеральный директор АО "Искож" Лиана Киршина. И это правда. Хотя пожелать хочется одного – пусть плотам как можно реже придется демонстрировать свое качество и свою надежность на практике!
[Больше фото в галерее ниже]