О кадрах
О кадрах
Материалы, посвященные специфике кадровой работы в отрасли

Плох тот матрос, который не мечтает быть капитаном

Артур Леонардович Набока и его сын Роман Артурович Набока трудятся во ФГУП "Атомфлот". Оба работают на флоте: Артур Леонардович – капитан ледокольного буксира "Надым", а Роман Артурович – третий помощник капитана на универсальном атомном ледоколе "Сибирь".

Начало пути

 

Артур Леонардович Набока окончил Мурманский морской рыбопромышленный колледж им. И.И.Месяцева в 1991 году, во время учебы Артур Набока прошел две производственные практики, а сразу после окончания колледжа устроился работать в рыбодобывающую компанию в Мурманске. Здесь Артур Леонардович проработал два года в качестве третьего помощника капитана, а следующие пять лет уже в должности второго помощника капитана. В возрасте 33 лет он стал капитаном рыбопромыслового судна, а через пять лет перешел на буксирный флот.
 

Артур Набока, капитан ледокольного буксира "Надым" / Фото: ФГУП
Артур Набока, капитан ледокольного буксира "Надым" / Фото: ФГУП "Атомфлот"

Переход с рыбопромыслового флота на буксирный Артур Леонардович объяснил просто: 

 

"У меня появилась семья и я пришел к тому, что хочу работать ближе к берегу и не ходить в слишком длительные рейсы, как это было на рыбопромысловом флоте. Тогда я нашел работу в порту Мурманска, где проработал следующие восемь лет. Там я набрался опыта, участвуя в морских буксировках. Но я всегда хотел работать на ледокольных буксирах, поэтому когда в "Атомфлоте" открылась вакансия, я не медлил. После успешного собеседования, меня взяли на работу сначала в качестве старшего помощника капитана, а в 2018 году я стал капитаном ледокольного буксира "Надым".
 

Артур Леонардович Набока: наши дни
 

Сегодня Артур Леонардович работает в порту Сабетта, условия там суровые, большее время года лежит снег , а зимой температура и вовсе опускается до -37 градусов по Цельсию. Работать в таком климате непросто, потому что акватория порта очень рано покрывается метровым льдом. Именно поэтому для проводки газовозов к причалу порта требуются специализированные суда такие, как, например, буксир ледового класса ARC6 "Надым", где и трудится капитаном наш герой.

Порт Саббета / Фото:
Порт Саббета / Фото: "Росморпорт", ФГУП


И даже несмотря на все трудности Артур Леонардович не разучился видеть хорошее и позитивное в своей работе каждый день. Первое, о чем рассказал герой материала, это люди, с которыми он работает: "Люди хорошие мне встречаются на жизненном пути, а это очень важно".

 

Еще капитан вспоминает: "Весной белые медведи приходят прямо на причал и сразу в порту становится как-то неспокойно. Все друг другу сообщают: "Так, ребята, белый медведь, наблюдаем и вводим повышенные меры безопасности". Помимо белых медведей тут много моржей и белух. Полярные сияния красивые, а еще очень запоминается, как тут переживаются шторма".
 

Работает капитан и его экипаж в графике два через два месяца вахтами 6/6, что по словам самого капитана очень удобно, потому что времени хватает и на работу и на хороший отдых.
 

Ледокольный буксир
Ледокольный буксир "Надым" и танкер ледового класса Arc7 "Борис Соколов" (2 азипода по 11 МВт). Порт Сабетта / Фото: "Атомфлот"

На буксире "Надым" работает восемь человек экипажа: капитан, старший помощник капитана, старший механик, второй механик, электромеханик, два матроса и повар. 

По-началу, Артур Набока не хотел, чтобы сын шел работать на флот, он обусловил это следующим: 

 

"В свое время я не хотел, чтобы мой сын шел на флот, потому что я не хотел, чтобы он переживал все те трудности, которые пережил я. Но потом я изменил свое мнение на этот счет. Ведь работая на флоте, мальчик становится настоящим мужчиной".
 

Сегодня капитан буксира "Надым" призывает отцов не бояться отпускать своих детей работать на флот!
 

"Для меня основное преимущество работы на флоте – знания, которые можно получить только от флотских товарищей. После окончания учебного заведения, ты продолжаешь каждый день учиться чему-то новому на флоте.

 

У нас же действительно существует карьерная лестница. Сначала ты приходишь матросом в младший командный состав, затем переходишь в средний командный состав, а потом в старший и так вплоть до капитана можно дослужиться. Для этого нужно пройти все эти ступени без спешки, чтобы вникнуть в каждый момент своей не только текущей позиции, но и своей будущей должности. Если ты не будешь хорошим матросом, то ты не станешь хорошим капитаном".
 

Начало трудовой династии Набока 

 

Роман Артурович Набока – сын Артура Леонардовича Набока был вдохновлен примером своего отца, который всегда был для Романа примером настоящего мужчины.

Роман Набока, третий помощник капитана универсального ледокола "Сибирь" / Фото: ФГУП
Роман Набока, третий помощник капитана универсального ледокола "Сибирь" / Фото: ФГУП "Атомфлот"

"Отец для меня самый большой и главный пример по жизни, он мужчина с большой буквы. И, сколько себя помню, всегда смотрел на него и понимал, что я тоже хочу такую же мужскую профессию получить и стать примером для своих будущих детей".

Поэтому выбор профессии был определен для Романа Артуровича уже в 9 классе.

 

"Пойти на флот я захотел еще в 9 классе, когда планировал поступать в Мурманский морской рыбопромышленный колледж им. И.И.Месяцева, но мой отец был против, говорил, что море губит здоровье. Понять его можно, ведь отец в свое время работал на рыбаках, а там действительно тяжелая работа.

 

В итоге я отучился на программиста в Морском техническом университете, отслужил в армии и решил продолжить обучение по направлению "Судовождение" и полноценно сменить вид деятельности. За время учебы я прошел практику во ФГУП "Атомфлот" на ледоколах "Вайгач" и "Таймыр", а в 2022 году пришел в качестве стажера на ледокол "Сибирь". Впоследствии капитан остался доволен моей работой и я продолжил работать на этом ледоколе

О своем решении пойти на флот я еще ни разу не пожалел".

Роман Набока, третий помощник капитана на универсальном ледоколе "Сибирь" / Фото: ФГУП
Роман Набока, третий помощник капитана на универсальном ледоколе "Сибирь" / Фото: ФГУП "Атомфлот"

Сегодня Роман Набока работает в качестве третьего помощника капитана на ледоколе "Сибирь". Ежедневно экипаж осуществляет проводку судов из акватории СМП в порт Дудинка через Енисей. День Романа начинается с того, что он приходит на мостик и оценивает текущую обстановку. Вахтенный помощник помогает нести вахту старшему помощнику капитана, чтобы все было безопасно и чтобы клиенты чувствовали себя комфортно под проводкой.

 

Если проводится буксировка на Енисее, где лед практически всегда тяжелый и суда не могут самостоятельно ее пройти, периодически нужно следить за буксирной линией и применять превентивные меры по буксировке. В общем и целом, во время буксировочных работ осуществляется полный контроль за безопасностью.

 

Работает экипаж вахтами 4/8, а длительность рейса обычно 4+1.

 

О своих впечатлениях от нового ледокола проекта 22220 "Сибирь" Роман Набока тоже поделился: "Я когда зашел впервые на капитанский мостик на "Сибире", то было ощущение, что я в каком-то космолете. Здесь все очень удобно спроектировано. Однако в процессе эксплуатации происходят некоторые доработки, с учетом эксплуатации. Трудиться на таком ледоколе очень комфортно, я свою работу очень люблю. Мне повезло и я получаю большое удовольствие от того, что делаю".

 

В своей непростой работе Роман Набока отмечает важность хорошего экипажа: "Хочу отметить людей, с которыми приходится работать – у нас замечательный экипаж, капитан. И это самая большая удача!"

 

Мне кажется, что для работы в море, экипаж – это самое основное. А остальное – это уже как приятный бонус.

 

Были сложные рабочие моменты и операции, которые благодаря профессионализму исполнялись очень качественно и безопасно".

Роман Набока, третий помощник капитана на универсальном ледоколе "Сибирь" / Фото: ФГУП
Роман Набока, третий помощник капитана на универсальном ледоколе "Сибирь" / Фото: ФГУП "Атомфлот"

По словам самого Роман именно любовь к делу позволила ему за три года работы во ФГУП "Атомфлоте" стать третьим помощником капитана.

 

Из интересного и сложного за время работы на атомном ледоколе Роман Артурович вспомнить случай, как однажды выводили судно от так называемого ледового причала на реке Енисей. Это была сложная операция, так как судно было крепко зажато льдом. Работа осуществлялась с помощью буксировки судна корма к корме, а шквалистый ветер совсем не добавлял легкости этой работе. И в какой-то момент расстояние между крайней точкой кормы ледокола до крайней точки кормы буксируемого судна составляло всего два метра.

 

"Вот такие операции должны освещаться широкой публике, и главное сами герои, которые подобные операции выполняют." 

Первая зимне-весенняя навигация универсального атомного ледокола
Первая зимне-весенняя навигация универсального атомного ледокола "Сибирь" проекта 22220 / Фото: Фото: М. Шилкина
"Атомфлот", ФГУП Мурманск
+7 (8152) 553-355



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
РРПК представила свою продукцию на выставке в Китае
18:53 / пресс-релизы