Плавкраны потерянные и обретенные

– Монтаж закладной доски выполняет сборщик корпусов металлических судов пятого разряда судокорпусного цеха Полутняк Владимир Валентинович, – разносится над территорией Севастопольского морского завода, филиала ЦС "Звездочка". На часах 14.20, пятница, 24 ноября, идет закладка плавкрана "ПК-400" "Севастополь". Верфь открывает новую страницу в своей истории. Вернее, возвращает старую – едва не ушедшую в небытие.

Немного истории

Плавкраны в России закладываются не каждый день и даже не каждый год. В Севастополе, например, такого события не было с 2006 года. Город, когда-то бывший столицей советского плавкраностроения, утерял этот статус практически сразу после распада СССР. В украинские времена кое-что потихоньку строилось, но с прежним размахом это не шло ни в какое сравнение – всего два сданных крана, заложенных еще при Союзе. Мостостроительный плавучий кран проекта 50370, работы по которому предприятие начало в 2006 году, так и остался недостроем. И с тех пор о плавкранах на Севморзаводе, казалось, и вовсе забыли.

Нелишне будет хотя бы бегло напомнить читателям, что за краны в свое время строила верфь. Ровно 65 лет назад, в 1952 году в Севастополе был сдан 50-тонный объект проекта 711, с которого собственно и начиналась история отечественного плавкраностроения. Спустя 12 лет завод приступил к серийному выпуску знаменитых "Черноморцев" (проект 1511) – техники грузоподъемностью в 100 тонн. Но это были только цветочки.

Дальше – больше. В 1971 году на широкую ногу было поставлено производство "Богатырей" (проект 1520), способных справляться с грузов в 300 тонн. А еще через пять лет на воду сошел настоящий гигант – плавкран "Витязь" (проект 1600), обладавший грузоподъемностью в 1600 тонн!
 
Закладная секция плавкрана ПК-400 "Севастополь" / Корабел.ру

В 1981—1991 годы Севморзавод построил три плавучих крана "Слава Севастополя" (проекта 15201), рассчитанных на работу с 500-тонным грузом.

Когда Советский Союз прекратил свое существование, на Севморзаводе стояли два недостроенных крана. Один из них – "Нептун" (проекта 16491) грузоподъемностью 150 тонн – как раз успели заложить в 1991 году и по инерции в 1992 году спустили на воду. А дальше дело застопорилось. Только в 2002 году он был, наконец, достроен. Второй кран строили еще дольше – его сдали лишь в 2004 году. Сейчас этот плавкран под названием "Юрий Кондрашов" трудится в Северодвинске на "Севмаше".

После "Юрия Кондрашова" единственным плавкраном, строившимся в Севастополе, был тот самый так и не сданный проект 50370 грузоподъемностью 1200 тонн. Его понтоны, которые успели спустить на воду, позже были использованы заводом для строительства Керченского моста.

Всего за прошедшие годы завод сдал более 70 плавкранов различной грузоподъемностью. Большая часть, понятно, те самые "Черноморцы" и "Богатыри". Более мощных машин было построено не так много – около десятка. Новый плавкран можно будет включить в их число – его грузоподъемность составит 400 тонн, на сотню тонн больше, чем у "Богатырей".
 
Закладная секция плавкрана ПК-400 "Севастополь" / Корабел.ру

Сегодня 400 тонн, а завтра 700

Неудивительно, что информация о предстоящей закладке нового объекта вызвала серьезный ажиотаж и на заводе, и в городе, да и в самой отрасли – отечественными плавкранами современное судостроение не особо избаловано. Севастопольцы заранее с гордостью объявили, что кран будет назван в честь их любимого города – "Севастополь". А на торжественную церемонию закладки пригласили не только руководство завода, но и ветеранов коллектива, еще помнящих, как со стапелей предприятия в серийном порядке сходили могучие грузоподъемники. Хорошую компанию им составили студенты Севастопольского государственного университета, которые решили связать свою судьбу с морем и судостроением.

Кроме них на закладку сочли своим долгом прийти представители Черноморского флота, заместитель губернатора Севастополя Илья Пономарев, заместитель председателя Законодательного собрания Севастополя Александр Кулагин.
 
Закладная доска для плавкрана ПК-400 "Севастополь" / Корабел.ру

От лица топ-менеджмента ОСК на закладке судна присутствовал вице-президент корпорации Леонид Стругов. Он напомнил собравшимся о славной истории завода, о десятках спущенных здесь на воду кранах и назвал нынешнее событие началом нового этап плавкраностроения для корабелов Севморзавода.

– Такие краны задействуются на наших предприятиях при строительстве кораблей и подлодок. Однако краны, построенные в Севастополе в советские годы, уже исчерпывают сроки службы, поэтому необходим не только их ремонт, но и постройка новых, – пояснил Леонид Стругов актуальность этого заказа.

Заодно он озвучил важную для заводчан новость – в следующем году предприятие получит еще более солидный заказ на строительство плавкрана грузоподъемностью 700 тонн.

– Я хочу сказать, что это только начало. И номер-то заводской у этого крана – 001, – подчеркнул Леонид Стругов. – Конечно, верфи, входящие в состав ОСК, та серия дизельных подводных лодок проекта 636, фрегаты, которые сегодня находятся на Черноморском флоте, будут здесь, на этом заводе обслуживаться и ремонтироваться.
 
Закладка плавкрана ПК-400 "Севастополь" / Корабел.ру

"Я вам скажу, было непросто"

О прошлом в этот день вспоминал практически каждый из выступающих.

– Мы возвращаем компетенции в строительстве тяжелых плавкранов, которые всегда были у Севастопольского морского завода. Севморзавод по проектам ЦКБ "Коралл" с 50-х годов прошлого века построил более 70 плавкранов, за что получил орден Ленина, – отметил глава предприятия Игорь Дрей. – Перед нами стоят новые задачи. Мы должны, обязаны их выполнить и получить компетенцию в строительстве тяжелых плавкранов технического флота Российской Федерации.

Далее он поблагодарил за поддержку шефов завода, друзей и коллег, руководство ОСК, частью которой сегодня является возглавляемая им верфь. И, конечно, особая благодарность прозвучала в адрес политического руководства региона и страны – губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова и президента России Владимира Путина.

Заложен кран по проекту ЦКБ "Коралл", поэтому церемония не могла обойтись без присутствия еще одного важного гостя – Виктора Ленского, генерального директора и главного конструктора ЦКБ.

– Я вам тоже скажу, было непросто. Хоть тяжелее карандаша ничего не поднимаем, но в течение этих 25 лет мы сохраняли направление плавкраностроения, мы сумели сохранить людей, отдел, который способен проектировать. И сегодня мы этот проект сделали, – с явной гордостью говорил в тот день руководитель "Коралла".

Мажорный тон его речи вполне оправдан: возглавляемое им ЦКБ, несмотря на то, что оказалось после 1991 года в другом государстве, не ушло с нашего рынка, не растеряло компетенции, а внесло значительный вклад в развитие российского краностроения. Так что в том, что в прошлую пятницу на Севморзаводе мог состояться такой праздник, немалая заслуга специалистов из ЦКБ.

 
Модель плавкрана "Витязь" в музее Севастопольского морского завода / Корабел.ру

Обновить мощности, привлечь кадры

Завершая эту статью, нужно сказать о том, что завод проделал огромную работу, готовясь к столь ответственной закладке. За 12 лет компетенции краностроения были в значительной мере утрачены, пришлось по полной вложиться в процесс восстановления – как на материальном, так и на кадровом уровне.

На Южной производственной площадке, где собственно и заложен сейчас плавкран, предварительно провели дефектацию, ремонт и восстановление элементов наклонного и горизонтального стапелей, проверили и реанимировали там, где это было необходимо, инженерные коммуникации. Заодно цеха прошли освидетельствование, отремонтировали станки, оборудование и крановое вооружение.

Серьезно пришлось поработать и на Инкерманской площадке предприятия – там практически полностью потеряла функциональность линия металлообработки. Ее было необходимо восстанавливать едва ли не с нуля.

И, конечно, остро встал вопрос набора квалифицированного персонала, способного справиться с таким заказом. Нужно увеличивать численность работников, собирать специалистов. Эта задача сейчас находится в процессе решения. Уже сформирована база данных кадрового резерва, завод готовится к приему новых работников. По первым прикидкам, в ближайшие годы кадровый состав предприятия должен будет составить около тысячи человек. Но на этом дело не остановится – в среднесрочной перспективе планируется довести численность до трех с лишним тысяч человек.
 
Модель плавкрана в музее Севастопольского морского завода / Корабел.ру


Технические характеристики плавкрана "Севастополь" ("ПК-400")

Проектант: ЦКБ "Коралл".

Тип: морской несамоходный плавкран понтонного типа с полноповоротным верхним строением (грузоподъемным устройством).

Назначение: погрузка-разгрузка грузов различного типа в защищенных и открытых морских акваториях, транспортировка грузов на верхней палубе.

Грузоподъемность: 400 т.

Главные размерения понтона:
- длина - 64,8 м;
- ширина - 25,8 м;
- высота борта - 5,4 м.

Высота габаритная: 35 м.
Водоизмещение на переходе: 3707 т.
Максимальная масса: 2927 т.
Масса верхнего строения: 1100 т.

Необходимый объем металлообработки при строительстве: около 1500 т.
 
Технический чертеж плавкран ПК-400 "Севастополь" / Севастопольский морской завод

Этапы строительства:
1. Строительство понтона плавкрана и спуск его на воду.
2. Строительство верхнего строения (носовой и кормовой рубок, грузоподъемного устройства).
3. Достройка плавкрана на плаву, у достроечной набережной завода.

Передача заказчику состоится в конце 2019 г.
 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Амурские корабелы готовятся к встрече Нового года
18:25 / пресс-релизы