Платформы "Арктик СПГ-2": первая пошла, продолжение следует?

Как за рубежом оценивают предварительные достижения и перспективы работы российских корабелов по сооружению гигантских платформ для производственных линий сжижения природного газа.

 

Страны т.н. "объединенного" Запада пристально следит за работой России по осуществлению масштабных проектов в Арктической зоне тем более, если при их реализации используются грандиозные плавучие конструкции, которые никогда ранее отечественными судостроителями не создавались. При этом зарубежные эксперты предпочитают не столько радоваться нашим успехам, сколько анализировать причины временных (будем надеяться) осложнений. 


Очередной всплеск подобного профессионального интереса был вызван началом более чем 2 000 км буксировки первой (из шести) гравитационной платформы для станции сжижения природного газа в рамках проекта "Арктик СПГ-2", которая стартовала 21 июля из Белокаменки на Кольском полуострове к пункту постоянного назначения на месторождении Утреннее (Гыданский п-ов в Карском море).


Отмечая всю грандиозность зрелища выхода в море этой гигантской (640 тыс. тонн, 110 м в длину) плавучей конструкции иностранные наблюдатели все же отмечают, что для ее сооружения России потребовалось почти шести лет и масштабная помощь многих зарубежных производителей. 

 

При этом особо подчеркивается критически важное значение западных технологий для осуществления проекта "Арктик СПГ-2", начиная от разработки линий по добыче и сжижению природного газа. В частности, прогнозируется "гарантированно" надежная работа первых трех линий (спроектированных зарубежными энергетическими компаниями), в то время как четвертой (несколько меньшей мощности) – разработанному специалистами ПАО "Новатэк" "Северному Каскаду" – предрекается серия задержек и временных приостановок.

 

Наряду с этим достаточно высоко оцениваются риски, связанные непосредственно с запуском в эксплуатацию первых двух линий проекта, уже после их постройки и перебазирования к месту работы. Прежде всего это принято связывать с сомнениями в качестве и степени эффективности необходимых для них газовых турбин. 

 

Данные агрегаты, являющиеся одним из ключевых звеньев обеспечения операций по сжижению газа, были первоначально заказаны американской корпорации Baker Hughes. 

К сожалению, после обострения кризиса вокруг Украины и принятия пакета антироссийских санкций, эта компания в одностороннем порядке отказалась выполнять ранее принятые обязательства и вышла из проекта. Как следствие, у ПАО "Новатэк" оказалось всего лишь четыре из двух десятков подобных турбин, требуемых для запуска трех первых производственных линий.


В соответствии с предварительными данными, проблему удалось решить только к концу прошлого года. Новым производителем турбин для "Арктик СПГ-2" должна стать китайская газотурбинная компания Харбин Гуаньхан, которая поставит их для первой и второй производственных линий, началу эксплуатации которых запланировано на 2023-й и 2024 годы соответственно. Сооружение же третьей линии может занять еще как минимум два года, что даст ПАО "Новатэк" возможность в полной мере оценить надежность и качество работы турбин китайского производства.

 

Что же может послужить основной причиной беспокойства на этот счет? На Западе внимательно изучают многочисленные сообщения (в том числе и российских источников) о том, что продукция китайской компании якобы является лишь модернизированной "адаптацией" соответствующего оборудования, выпускаемого на Украине еще в 1980-х годах, которое априори не может обеспечить эффективность и надежность на уровне турбин американской Baker Hughes или немецкой Siemens. Долговременное же использование подобных усовершенствованных прототипов в жестких погодных условиях Арктики предполагается чрезмерно рискованным.

 

Второй, не менее важной проблемой, способной помешать своевременному запуску производственных линий "Арктик СПГ-2", зарубежные эксперты называют необходимость замены поставщика плавучей электростанции для проекта. Ранее предполагалось, что соответствующее оборудование (мощностью 300-400 МВт) будет также получено от американской компании Baker Hughes, однако после ее исхода из проекта основным кандидатом стала турецкая Karpowership – дочернее предприятие энергетического и судостроительного холдинга Karadeniz, одного из крупнейших в мире операторов плавучих электростанций. 

 

В состав принадлежащей ему флотилии входят порядка двух десятков подобных энергетических плавучих платформ, которые обеспечивают снабжение электричеством многочисленных прибрежных объектов в различных государствах мира, включая Гамбию, Гану, Индонезию, Ливан, Мозамбик и Сьерра-Леоне. Учитывая опыт работы Karpowership преимущественно в странах с тропическим климатом, иностранные наблюдатели выражают сомнения, что ей удастся создать достаточно надежную плавучей электростанции для эффективной эксплуатации в Арктике. 

 

В дополнение к этому эксперты скептически относятся и к возможностям компании по разработке специализированной плавучей электростанции большой мощности, поскольку в настоящее время она преимущественно специализируется на серийных газовых электростанциях, которые при необходимости монтируются на судах или стационарных платформах. Впрочем, при удачном практическом использовании на первой из производственных линий, не исключается возможность заказа у компании Karpowership аналогичных плавучих электростанций еще и для двух последующих. 

 

Успех достройки первой из гравитационных платформ с минимальным отставанием от графика объясняется наличием большей части необходимых агрегатов, механизмов, систем, и материалов, которые российская сторона успела "накопить" то есть заказать и получить у зарубежных поставщиков еще до вступления в силу санкций на экспорт соответствующей продукции. При этом подчеркивается, что запрет на поставку оборудования для сжижения природного газа вступил в силу только 25 мая 2022 года, что дало России возможность активно вести закупки недостающих комплектующих в течение дополнительных двух месяцев после предельного обострения кризиса на Украине. 

 

Перспективы приобретения прочих требуемых для полноценной реализации проекта "Арктик СПГ-2" машин и механизмов по схемам т.н. "серого" импорта представляются иностранным наблюдателям сомнительными, ввиду специфического характера этой продукции, которая как правило выпускается в ограниченных количествах, под заказ. Основным методом решения проблем технического снабжения считается поиск альтернативных производителей, возможно по нескольку для одного и того же вида оборудования.

 

При этом прогнозируется, что комплектация второй и третьей производственных линии может столкнуться с дополнительными трудностями, вызванными несоответствием реальных технических характеристик продукции от альтернативных поставщиков ее прототипным образцам.

 

В связи с этим заявления руководства ПАО "Новатэк" о более чем 80%-й готовности второй гравитационной платформы и соблюдении плановых сроков ее предполагаемой буксировки к месту постоянной эксплуатации (2024г) воспринимается с определенными сомнениями. Дальнейшую динамику производства и реальное состояние дел на объекте предполагается и далее тщательно отслеживать при помощи средств объективного контроля, включая регулярные спутниковые снимки.

 

Наряду с этим, зарубежные отраслевые эксперты отмечают и текущие достижения России в реализация проекта "Арктик СПГ-2". Помимо предварительного решения проблем с поставками газовых турбин и плавучей электростанции (которое характеризуется как "преодоление важного и, возможно, последнего препятствия") к ним также относят организацию промежуточных плавучих хабов по перевалке сжиженного газа для оптимизации его поставок как в восточном, так и в западном направлениях.

 

В частности, речь идет о ходе установки в местах штатного базирования (у побережья Камчатки и неподалеку от Кольского полуострова) двух плавучих хранилищ СПГ без регазификации (FSU). Ожидается, что первое из них "Коряк", вместимостью в 354 000 кубометров – будет ошвартовано в заданной точке с некоторым опережением графика уже в текущем году и начнет работу в 2024-м. Важность этого FSU особо подчеркивается тем, что через него ожидается перевалка до 80% всего добываемого на месторождениях "Арктик СПГ-2" природного газа для азиатских потребителей.

 

В водах же Кольского полуострова уже прибыло к месту своей будущей работы FSU "Саам". При длине 400 метров и дедвейте в 192 234 тонн, оно рассчитано на хранение 360 кубометров СПГ и признается крупнейшей в мире плавплатформой подобного типа. Западные наблюдатели с некоторым разочарованием отмечают, что несмотря на санкции FSU "Саам" в феврале текущего года удалось успешно покинуть "одну из южно-корейских верфей" (порт Окпо) и всего за четыре месяца успешно совершить трансокеанский переход до Ура-Губы (ЗАТО Видяево), преодолев свыше 12 000 морских миль.

 

В качестве значительных достижений в сегменте инфраструктуры проекта "Арктик СПГ-2" непосредственно в месте будущей установки платформ на Гыданском полуострове, зарубежные комментаторы выделяют создание (совместными усилиями госкорпорации "Росатом" и ее дочерних компаний) ледозащитного барьера длиной в 4,5 км, а так же существенное углубление и расширение судового хода подходного канала длиной в 5,6 км и максимальной шириной в 510 метров.

 

Таким образом, иностранные наблюдатели в целом объективно оценивают ход реализации проекта "Арктик СПГ-2", с некоторым вполне ожидаемым преувеличением текущей зависимости российской стороны от помощи присоединившихся к санкциям стран. Нам же, в свою очередь, представляется целесообразным сравнить сложившуюся у западных экспертов картину с реальным положением дел на проекте безусловно учитывая вскрытые ими недостатки и используя достигнутые преимущества, которые нашим зарубежным коллегам пока не известны.


Читайте также: Чем и как дышит судостроение России: взгляд со стороны

                        Ледоколы России в зеркале западной аналитики
                        Цифровая верфь: взгляд с другой стороны

                        Сколько денег корабелам даст государство?




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
--1+
#Воскресенский Михаил Олегович
10.09.2023, 23:54
Дорогу осилит идущий... Так держать !
Свежие новости
Круизный сезон в Ивановской области показал рекордные результаты
21:45 , 21 Ноября 2024 / судоходство