Огромное количество великовозрастных дубов везут в Санкт-Петербург буквально со всей страны. Именно здесь, в яхт-клубе Лахты на верфи «Полтава» идет практически беспрецедентное для нашей страны строительство. Буквально уже через два с половиной года жители и гости Северной столицы смогут увидеть, каким на самом деле был легендарный корабль Петра I «Полтава». На территории клуба будет реализован масштабный проект — музейный комплекс. Именно его главной частью и станет линейный корабль.
Сегодня строительные работы идут полным ходом. Практически готова уже половина основания корабля. Как нам рассказали на верфи, сделано уже 20 шпангоутов, а всего их будет 50. На данный момент никто уже не сомневается в том, что такой сложный проект все-таки удастся реализовать. Но на начальных этапах, из-за недостаточности информации и отсутствия полноценных чертежей историкам и конструкторам пришлось потрудиться. Ведь кроме гравюры Пикарта, дающей представление о внешнем виде корабля и его кормовом украшении, практически ничего не было.
«Главная сложность — это полное отсутствие чертежей и крайне скудная информация о корабле. Когда занялись вплотную проектом «Полтавы», в Библиотеке Академии наук в папке Скляева — сподвижника Петра, корабельного мастера, капитана Преображенского полка — был найден чертеж мидель-шпангоута, при нем была приписка с размерениями корабля. Тогда других кораблей с такими размерениями не существовало, поэтому мы пришли к выводу, что это характеристики именно «Полтавы», - рассказал руководитель отдела научных исследований исторической верфи Филипп Кузьмичев.
Потом по английской системе постройки чертежей 18 века был сделан эскизный проект. Его разработкой занимались специалисты Дизайн-бюро «Рикошет». По словам его генерального директора, Юрия Александровича Ситникова, когда корабль будет полностью готов, то мало кто из историков сможет упрекнуть конструкторов и строителей - работа, проделанная для подготовки этого проекта, была колоссальной.
«Когда мы приступили к воссозданию этого корабля, информации появилось больше, поэтому, нам кажется, что это будет более достоверная реконструкция. Данная тема сегодня, безусловно, престижная, однако есть и определенная специфика. Например, ты проделал уже определенную часть работ, и тут поступает новая информация, исходя из которой, приходится все корректировать. Наш заказчик тоже отмечает, что это скорее не проектные работы, а НИОКР. Здесь все время открывается что-то новое. Это, конечно сроки затягивает, но в итоге мы понимаем, что получим максимально приближенную к реальности действующую модель», - об этом «Корабелу» Юрий Александрович рассказывал еще летом.
В 2013 году к «Рикошету» присоединились и специалисты собственного КБ исторической верфи. Его костяк составляют ведущие эксперты страны по деревянному судостроению.
Как отмечают на исторической верфи, корабль – живой организм, а конструкторы и историки сродни археологам, которые проделывают долгую кропотливую работу, чтобы представить нечто цельное. Поэтому постоянные изменения в чертежах неизбежны. Плюс ко всему существуют и некоторые спорные моменты. Например, это касается носового украшения «Полтавы».
«У нас есть гравюра Пикарта, по которой можно судить о кормовом украшении — оно достаточно хорошо читаемо, видно, что изображен миф о Фаэтоне, низвергнутом Зевсом. Но споры возникли по поводу носового украшения — лев или всадник. Мы считаем, что на самом деле был лев, потому как Петр I использовал как ориентир английскую кораблестроительную школу, а в Великобритании корабли 4 ранга имели носовое украшение в виде льва», - сказал Филипп Кузьмичев.
Совместно конструкторы проверили и скопировали эскизный проект, на его основе были подготовлены рабочие чертежи, по которым 2 июня 2013 года на «Полтаве» заложили мидель-шпангоут линейного корабля.
Основное финансирование проекта взяла на себя компания «Газпром». При этом у «Полтавы» есть и другие «спонсоры», которые помогают в реализации проекта. Некоторые производители ручного инструмента, станков, лакокрасочных материалов, предоставляют свой товар бесплатно.
Историческая верфь, появившаяся благодаря реализации этого проекта, сегодня включает в себя лесную биржу, пилораму и сборочный ангар. Вскоре в полную силу должны заработать объединенные мастерские, где по образцам 18 века будут делать паруса, мачты и такелаж.
«В мастерских будет также небольшой интерактивный отдел, где посетители смогут увидеть, как делают паруса мачты, и какие-то вещи смогут сделать сами, попробовать вязать узлы или шить паруса, смогут узнать, как весь этот процесс проходил в начале 18 века. Все это — паруса и отделка – будут делаться вручную», - отмечает Филипп Кузьмичев.
Вообще по плану «Полтаву» должны построить за три года, практически как во времена Петра. За это время мастера используют около трех тысяч дубовых стволов. Хотя на верфи признают, что дерево – не самый удачный материал для строительства кораблей. Тем более, что в одном месте найти столько древесины просто нереально. Вот и получается, что, на «Полтаву» работает полстраны. В частности дубовые стволы доставляют в Петербург из Краснодара, Тамбова, Брянска, Смоленска, из-под Тулы и из других регионов.
«На самом деле с хорошим материалом, с хорошим дубом большие проблемы, так как еще при Петре свели 6 миллионов гектаров леса. Поэтому он и ездил везде высаживал эти дубы, понимая, что для будущего флота этот материал будет крайне необходим. А дерево для такого корабля должно расти около двухсот лет. Ствол должен быть от метра в обхвате и от шести метров в высоту. К сожалению, при отправке леса приблизительная оценка его проходит, только здесь уже потом мы можем определить, какое дерево может подойти, а какое нет. Даже если отбраковывавается ствол для применения в основных деталях корпуса, то все равно он потом используется в другом месте», - рассказал на руководитель научного отдела верфи.
Из целого ствола делают детали, которые впоследствии станут частью одного из шпангоутов. Сначала ствол превращают в лафет, снимают с него горбыли, и потом уже в соответствии с лекалом изготавливают необходимую деталь, которая будет подгоняться с помощью полноразмерных чертежей.
«Хотя мы используем современные станки, некоторую технику, которые в каком-то смысле ускоряют работу, но все идет по чертежам, которые мы адаптировали на современный манер. Конечно, для сохранения корабля используются материалы для пропитки, их в то время не применяли в строительстве. Однако, чтобы «Полтава» как можно дольше смогла радовать глаз, пришлось кое-где уступить место современности. Тем не менее, даже в мелочах отделки, корабль является точной копией корабля Петра I», - отмечает Филипп Кузьмичев.
Элементы внутренней отделки корабля также будут создавать на верфи мастера объединенных мастерских. В специально оборудованном ангаре отведут место для резчиков, которые займутся резными украшениями, плотников, которые в соответствии с чертежами воссоздадут корабельные станки и кузнецов, кующих оковки для них. Там же будут шить паруса и плести канаты. Все – точно такое же, как и на корабле-оригинале. Единственное, что не удастся изготовить мастерам верфи - это пушки. Две из 54-х уже готовы и стоят на территории яхт-клуба, причем это еще не самые большие орудия. Примерный вес одной такой пушки около полутора тонн.
При Петре I подобный корабль строили примерно 300 — 350 человек. Новую «Полтаву» - гораздо меньше. Коллектив верфи – это примерно 60 человек. Многие из них имеют колоссальный опыт в деревянном судостроении, в частности, часть корабелов принимала участие в строительстве фрегата «Штандарт».
«Корпус «Полтавы» будет завершен в ангаре, потом для него сделают обшивку вместе со всеми палубами и декоративными украшениями. Затем стены ангара разберут, и корабль спустят на воду, где его будут полностью достраивать — ставить мачты, устанавливать такелаж, рангоут, паруса», - сообщил Филипп Кузьмичев.
Спускаться «Полтава» будет на специальных воздушных мешках. Точно так же в Европе спускали исторические корабли «Батавиа» и «Гермиона». Для петербургской верфи такая технология новая – ее еще будут осваивать. Вероятно, что спуск «Полтавы» произойдет не раньше лета 2015 года. По последним данным, глубины в акватории яхт-клуба «Геркулес» хватает, но вероятно, что ближе к завершению строительства будут проведены еще раз исследования и дополнительные дноуглубительные работы.
Как отмечают на верфи, «Полтава» в принципе может ходить в море. Однако, к сожалению, у Морского регистра нет раздела посвященного историческим судам, поэтому корабль не может выйти в плавание по правилам техники безопасности самостоятельно.
Планируется, что «Полтава» станет центральным экспонатом музейного комплекса, который будет сформирован в Лахте. Корабль будет стоять в специальном доке. Рядом будет создан интерактивный музей, посвященный Петру I, но не как императору, а как человеку, который покорил море и начал строить флот. Там же разместятся экспозиции музея подводной археологии, некоторые из экспонатов которых уже можно увидеть на территории исторической верфи. Это части торгового судна «Архангел Рафаил», затонувшего в Финском заливе у острова Березовый, - части корпуса и уникальный материал – элементы костюма матроса, которому уже 300 лет. Музейный центр начнет работу ориентировочно в 2018 году. Но уже сейчас на верфи «Полтава» проводятся экскурсии для всех желающих.
Многие эксперты, работающие над «Полтавой», подчеркивают, что гости корабля смогут увидеть, в каких условиях жили и работали моряки в 18 веке. И хотя их нельзя назвать комфортабельными даже близко, но все это – часть нашей истории, один из ее важных этапов – начало строительства флота.
«Полтава» — русский 54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга, в строительстве которого принимал участие лично Петр I. Был спущен на воду 15 (26) июня 1712 года со стапеля Санкт-Петербургского адмиралтейства. Проект «Полтавы»был разработан к концу 1709 года лично Петром I при участии известного в будущем корабельного мастера Федосея Моисеевича Скляева. При проектировании оба кораблестроителя использовали новейшие достижения современной им отечественной и иностранной кораблестроительной практики.
Корабль входил в состав Балтийского флота. Корабль получил своё название в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами в Полтавской битве. Во время своей службы (1712-1732гг.), до окончания Великой Северной войны «Полтава» принимала участие в шести морских кампаниях; позднее участвовала в практических плаваниях кронштадтской эскадры в Балтийском море.
Характеристики «Полтавы»:
- длина корабля между штевнями – 34,6 м,
- длина по гондеку — 39,82 м,
- ширина по набору корпуса без учёта обшивки равнялась -11,69 м,
- глубина трюма (интрюма) - 4,6 м,
- водоизмещение - от 1100 до 1200 тонн.
Штатное вооружение корабля состояло из 54 пушек. На нижней палубе (гондеке) устанавливались 18-фунтовые пушки, на верхней палубе (опердеке) — 12-фунтовые пушки и на шканцах — 3-фунтовые. В состав вооружения корабля, помимо 54 бортовых пушек, входила также пара резервных кормовых пушек.
«Главная сложность — это полное отсутствие чертежей и крайне скудная информация о корабле. Когда занялись вплотную проектом «Полтавы», в Библиотеке Академии наук в папке Скляева — сподвижника Петра, корабельного мастера, капитана Преображенского полка — был найден чертеж мидель-шпангоута, при нем была приписка с размерениями корабля. Тогда других кораблей с такими размерениями не существовало, поэтому мы пришли к выводу, что это характеристики именно «Полтавы», - рассказал руководитель отдела научных исследований исторической верфи Филипп Кузьмичев.
"Полтава" / www.korabel.ru |
Потом по английской системе постройки чертежей 18 века был сделан эскизный проект. Его разработкой занимались специалисты Дизайн-бюро «Рикошет». По словам его генерального директора, Юрия Александровича Ситникова, когда корабль будет полностью готов, то мало кто из историков сможет упрекнуть конструкторов и строителей - работа, проделанная для подготовки этого проекта, была колоссальной.
«Когда мы приступили к воссозданию этого корабля, информации появилось больше, поэтому, нам кажется, что это будет более достоверная реконструкция. Данная тема сегодня, безусловно, престижная, однако есть и определенная специфика. Например, ты проделал уже определенную часть работ, и тут поступает новая информация, исходя из которой, приходится все корректировать. Наш заказчик тоже отмечает, что это скорее не проектные работы, а НИОКР. Здесь все время открывается что-то новое. Это, конечно сроки затягивает, но в итоге мы понимаем, что получим максимально приближенную к реальности действующую модель», - об этом «Корабелу» Юрий Александрович рассказывал еще летом.
В 2013 году к «Рикошету» присоединились и специалисты собственного КБ исторической верфи. Его костяк составляют ведущие эксперты страны по деревянному судостроению.
Как отмечают на исторической верфи, корабль – живой организм, а конструкторы и историки сродни археологам, которые проделывают долгую кропотливую работу, чтобы представить нечто цельное. Поэтому постоянные изменения в чертежах неизбежны. Плюс ко всему существуют и некоторые спорные моменты. Например, это касается носового украшения «Полтавы».
«У нас есть гравюра Пикарта, по которой можно судить о кормовом украшении — оно достаточно хорошо читаемо, видно, что изображен миф о Фаэтоне, низвергнутом Зевсом. Но споры возникли по поводу носового украшения — лев или всадник. Мы считаем, что на самом деле был лев, потому как Петр I использовал как ориентир английскую кораблестроительную школу, а в Великобритании корабли 4 ранга имели носовое украшение в виде льва», - сказал Филипп Кузьмичев.
Совместно конструкторы проверили и скопировали эскизный проект, на его основе были подготовлены рабочие чертежи, по которым 2 июня 2013 года на «Полтаве» заложили мидель-шпангоут линейного корабля.
Основное финансирование проекта взяла на себя компания «Газпром». При этом у «Полтавы» есть и другие «спонсоры», которые помогают в реализации проекта. Некоторые производители ручного инструмента, станков, лакокрасочных материалов, предоставляют свой товар бесплатно.
Историческая верфь, появившаяся благодаря реализации этого проекта, сегодня включает в себя лесную биржу, пилораму и сборочный ангар. Вскоре в полную силу должны заработать объединенные мастерские, где по образцам 18 века будут делать паруса, мачты и такелаж.
«В мастерских будет также небольшой интерактивный отдел, где посетители смогут увидеть, как делают паруса мачты, и какие-то вещи смогут сделать сами, попробовать вязать узлы или шить паруса, смогут узнать, как весь этот процесс проходил в начале 18 века. Все это — паруса и отделка – будут делаться вручную», - отмечает Филипп Кузьмичев.
"Полтава" / www.korabel.ru |
Вообще по плану «Полтаву» должны построить за три года, практически как во времена Петра. За это время мастера используют около трех тысяч дубовых стволов. Хотя на верфи признают, что дерево – не самый удачный материал для строительства кораблей. Тем более, что в одном месте найти столько древесины просто нереально. Вот и получается, что, на «Полтаву» работает полстраны. В частности дубовые стволы доставляют в Петербург из Краснодара, Тамбова, Брянска, Смоленска, из-под Тулы и из других регионов.
«На самом деле с хорошим материалом, с хорошим дубом большие проблемы, так как еще при Петре свели 6 миллионов гектаров леса. Поэтому он и ездил везде высаживал эти дубы, понимая, что для будущего флота этот материал будет крайне необходим. А дерево для такого корабля должно расти около двухсот лет. Ствол должен быть от метра в обхвате и от шести метров в высоту. К сожалению, при отправке леса приблизительная оценка его проходит, только здесь уже потом мы можем определить, какое дерево может подойти, а какое нет. Даже если отбраковывавается ствол для применения в основных деталях корпуса, то все равно он потом используется в другом месте», - рассказал на руководитель научного отдела верфи.
Из целого ствола делают детали, которые впоследствии станут частью одного из шпангоутов. Сначала ствол превращают в лафет, снимают с него горбыли, и потом уже в соответствии с лекалом изготавливают необходимую деталь, которая будет подгоняться с помощью полноразмерных чертежей.
«Хотя мы используем современные станки, некоторую технику, которые в каком-то смысле ускоряют работу, но все идет по чертежам, которые мы адаптировали на современный манер. Конечно, для сохранения корабля используются материалы для пропитки, их в то время не применяли в строительстве. Однако, чтобы «Полтава» как можно дольше смогла радовать глаз, пришлось кое-где уступить место современности. Тем не менее, даже в мелочах отделки, корабль является точной копией корабля Петра I», - отмечает Филипп Кузьмичев.
"Полтава" / www.korabel.ru |
Элементы внутренней отделки корабля также будут создавать на верфи мастера объединенных мастерских. В специально оборудованном ангаре отведут место для резчиков, которые займутся резными украшениями, плотников, которые в соответствии с чертежами воссоздадут корабельные станки и кузнецов, кующих оковки для них. Там же будут шить паруса и плести канаты. Все – точно такое же, как и на корабле-оригинале. Единственное, что не удастся изготовить мастерам верфи - это пушки. Две из 54-х уже готовы и стоят на территории яхт-клуба, причем это еще не самые большие орудия. Примерный вес одной такой пушки около полутора тонн.
При Петре I подобный корабль строили примерно 300 — 350 человек. Новую «Полтаву» - гораздо меньше. Коллектив верфи – это примерно 60 человек. Многие из них имеют колоссальный опыт в деревянном судостроении, в частности, часть корабелов принимала участие в строительстве фрегата «Штандарт».
«Корпус «Полтавы» будет завершен в ангаре, потом для него сделают обшивку вместе со всеми палубами и декоративными украшениями. Затем стены ангара разберут, и корабль спустят на воду, где его будут полностью достраивать — ставить мачты, устанавливать такелаж, рангоут, паруса», - сообщил Филипп Кузьмичев.
Спускаться «Полтава» будет на специальных воздушных мешках. Точно так же в Европе спускали исторические корабли «Батавиа» и «Гермиона». Для петербургской верфи такая технология новая – ее еще будут осваивать. Вероятно, что спуск «Полтавы» произойдет не раньше лета 2015 года. По последним данным, глубины в акватории яхт-клуба «Геркулес» хватает, но вероятно, что ближе к завершению строительства будут проведены еще раз исследования и дополнительные дноуглубительные работы.
"Полтава" / www.korabel.ru |
Как отмечают на верфи, «Полтава» в принципе может ходить в море. Однако, к сожалению, у Морского регистра нет раздела посвященного историческим судам, поэтому корабль не может выйти в плавание по правилам техники безопасности самостоятельно.
Планируется, что «Полтава» станет центральным экспонатом музейного комплекса, который будет сформирован в Лахте. Корабль будет стоять в специальном доке. Рядом будет создан интерактивный музей, посвященный Петру I, но не как императору, а как человеку, который покорил море и начал строить флот. Там же разместятся экспозиции музея подводной археологии, некоторые из экспонатов которых уже можно увидеть на территории исторической верфи. Это части торгового судна «Архангел Рафаил», затонувшего в Финском заливе у острова Березовый, - части корпуса и уникальный материал – элементы костюма матроса, которому уже 300 лет. Музейный центр начнет работу ориентировочно в 2018 году. Но уже сейчас на верфи «Полтава» проводятся экскурсии для всех желающих.
Многие эксперты, работающие над «Полтавой», подчеркивают, что гости корабля смогут увидеть, в каких условиях жили и работали моряки в 18 веке. И хотя их нельзя назвать комфортабельными даже близко, но все это – часть нашей истории, один из ее важных этапов – начало строительства флота.