Первая крупная партия сжиженного водорода отправлена морем из Австралии в Японию на борту уникального танкера Suiso Frontier, специально разработанного для транспортировки этого сверхлегкого газа.
Танкер Suiso Frontier под загрузкой у причала п. Гастингс (Австралия) / Фото: HESC
Согласно информации руководства пилотного проекта по организации цепи поставок водородной энергии (HESC), в ходе поставки первой пробной партии жидкого водорода будут проверены как собственно судовые системы и механизмы, «отвечающие» за создание комфортных условий сверхлетучего газа, так и готовность береговых инфраструктрурных объектов к организации эффективных погрузо-выгрузочных операций с минимальными потерями ценного груза.
Как ранее сообщал Korabel.ru, 116-метровый (380 фт.) танкер Suiso Frontierбыл спроектирован японскими корабелами и построен на верфи компании Kawasaki Heavy Industries. Его основной особенностью стали специальные емкости/танки для хранения сжиженного водорода, снабженные вакуумной изоляцией. Судно было спущено на воду в 2019 году и конце прошлого года вышло в свой первый рейс к берегам Австралии.
По данным HESC, загрузка танкера в первом коммерческом рейсе составит 70% от проектной (75 тонн жидкого водорода). Предварительно газ был охлажден до температуры –253°C на береговой сжижающей станции австралийского порта Гастингс, после чего закачен на танкер, где при той же температуре будет храниться на протяжении всего времени перевозки.
Загруженное сжиженным водородом судно вышло из п. Гастингс вечером 28 января, а в середине февраля ожидается его прибытие в японский порт Кобе, где его груз все при той же низкой температуре перекачают в береговое хранилище. Таким образом, будет на практкие испытана вся логистическая цепочка морской перевозки «зеленого» газа, одним из ключевых звеньев которой является танкер Suiso Frontier.
Заметим, что сам проект обеспечения потребителя «чистой» энергией водорода по сути своей является противоречивым, поскольку этот абсолютно экологичный сам по себе газ, все же вырабатывается из бурого австралийского угля (лигнита) и биомассы, то есть с применением чисто углеродного топлива и соответствующим выбросом в атмосферу вредных веществ и соединений.
Тем не менее, разработчики HESC намерены вывести проект на коммерчески оправдываемый уровень, нарастив объемы выпуска и транспортировки сжиженного водорода до 225 тыс. тонн. в год уже к середине 2020-х. Примечательно, что преимущественным потребителем (и, возможно, реэкспортером) экологически чистого водородного топлива станет Япония, в то время как достаточно вредное с экологической точке зрения производства достанется в Австралии.
В любом случае, от успеха первого рейса Suiso Frontier во многом зависит дальнейшее совершенствования технологий, обеспечивающих длительное безопасное хранение водорода в сжиженном состоянии, а также предотвращения его неконтролируемого испарения и значительных потерь.
Успешное решение подобных проблем послужит дополнительным стимулом для применения жидкого водорода в качестве топлива – в том числе и на морских судах: от буксира и самоходного плавкрана до пассажирского парома.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+