Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет,
одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.
Петр I
К созданию первого сухого, так называемого Петровского, дока в Кронштадте подтолкнули обстоятельства: начало XVIII в. ознаменовалось войной со Швецией, и нужно было решать вопросы не только строительства флота, но и его ремонта. Также в Кронштадт из Санкт-Петербурга нередко заходили иностранные суда, требующие ремонта. Работы начались 24 марта 1719 г. И это был не просто – сухой док. В Новом Амстердаме (так называлось поселение на острове Котлин), стартовала серьезная стройка: планировалось прорыть четыре канала с доками, построить мастерские и флотские склады, а в центре возвести башню-маяк. В 1724 г. канал, шесть доков и даже эллинг приступили к работе. По тем меркам в доки одновременно могло встать 10 кораблей. Строительством руководил капитан-командор Эдвард Лейн (1670-1729 гг.) – англичанин по происхождению, кораблестроитель, гидротехник, капитан Кронштадтского порта, надзор осуществлял сенатор Михаил Михайлович Самарин. Над замыслом трудилось более 3000 землекопов!
Но на этом работы не были закончены: после смерти Петра I много чего так и не успели сделать. "Эстафетная палочка" перешла к императрице Анне Иоанновне, и в 1732 г. работы продолжились. Уже во главе с военным инженером шведского происхождения Иоганном-Людвигом Люберасом. Этой работе он посвятил всю свою жизнь с 1734 до 1752 гг. (умер спустя две недели после открытия канала имени Петра Великого). Также к доку приложил свои знания и руки русский ученый, механик Андрей Константинович Нартов (1693-1756 гг.). Он разработал главный механизм док-канала – три пары двойных шлюзовых ворот.
А как же сам Петровский док?
Как выясняется, не все было на нем завязано, но его уникальность, как и уникальность всего изобретения, заключалась в том, что к доку прилагался бассейн (ниже уровня дока), в который вода уходила всего за несколько часов самотеком. Инженерная мысль на тот момент оказалась передовой, ведь в Европе выкачивали воду из доков при помощи насосов, работающих на ветряных мельницах, что было более чем неэффективно. На всю процедуру уходило 30 дней.
Характеристики Петровского дока:
- Длина – 384 м;
- Ширина – 34 м;
- Глубина – 10 м.
В этом доке, предположительно в 1986 г., на ремонте стоял прославленный барк "Крузенштерн". Последний раз в Петровский док суда вставали в 2008 г. Сейчас он и вся выстроенная система, связанная с доком, принадлежит г. Кронштадт. Возможно, когда-нибудь его переоборудуют в музей.
Обзор других доков читайте в статье "Что док в грядущем нам готовит?".