– СПГ-бункеровка в России – довольно таки молодое направление в отечественном судоходстве. Какие важные этапы в своем становлении она прошла с технологической и флотской точки зрения?
– Если говорить о деятельности "Газпромнефть Шиппинг", то можно выделить несколько ключевых этапов. Это и запуск проекта СПГ-бункеровщика – большая подготовительная работа, создание проектной документации, научная и техническая экспертиза. Судно должно было получиться максимально технологичным, безопасным, соответствующим экологическим стандартам. Важный момент – адаптация стандартов по бункеровке СПГ для использования в российском судоходстве.
Работа велась при участии наших специалистов – в стране универсальных и исчерпывающих нормативных документов по СПГ-заправкам судов до этого не было. И еще выделил бы важный момент, уже после сдачи "Дмитрия Менделеева" в эксплуатацию: серия тестовых испытаний и стыковок с судами на СПГ и береговыми терминалами. Это было крайне важно для отладки технической совместимости агрегатов и проверки работоспособности всех систем, а также, отмечу отдельно, для тренировки слаженного взаимодействия персонала.
– Раз речь зашла о персонале, расскажите, требуется ли для работы на СПГ–бункеровщике дополнительная подготовка? В нашей стране СПГ-бункеровщиков до "Дмитрия Менделеева" не было – откуда вы приглашали моряков?
– Для работы на СПГ-бункеровщике нужны специальные компетенции – это регламентируется требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. В зависимости от занимаемой должности, каждый член экипажа проходит начальную или расширенную подготовку, после чего сдаёт экзамен и получает специальное подтверждение для работы на танкерах-газовозах от Администрации порта. Что и было в нашем случае – кандидаты дополнительно получили необходимую квалификацию. Кроме того, среди наших моряков есть те, кто имел опыт работы с СПГ. Так что сложностей с комплектованием экипажей для "Дмитрия Менделеева" не было – мы готовились заранее.
– Кроме "Дмитрия Менделеева" ни одно судно в российском коммерческом флоте не выполняет бункеровки СПГ "борт-в-борт". А в чем заключается преимущество такого способа бункеровки по сравнению с другими – с автоцистерн или береговых терминалов?
– Главное – это универсальность бункеровочной операции: заправка может проходить как у причала, так и на рейде. Если причал погрузки бункеруемого судна не имеет разрешений на проведение СПГ-бункеровки, то рейдовая передача топлива остаётся единственным возможным вариантом.
В то же время стоит учитывать, что бункеровщик обладает значительно большим объемом СПГ-резервуаров и более производительными насосами, что позволяет сократить время выдачи бункерного топлива, а также обеспечить стабильное качество и однородность топлива. Также в случае необходимости проведения процедуры захолаживания, то есть охлаждения бункерных танков принимающего судна, требуется дополнительный объем СПГ и его длительная подача, что с лёгкостью обеспечивается именно судном-бункеровщиком.
– Сколько времени занимает СПГ-бункеровка "борт-в-борт"? Где удобнее бункеровать – у причала или на рейде?
– Время проведения бункеровочной операции "борт-в-борт", включая все подготовительные мероприятия, составляет в среднем 8-10 часов, из которых непосредственно заправка занимает до четырех часов. Длительность зависит от множества факторов, в том числе, естественно, от количества принимаемого топлива.
Как такового понятия удобства бункеровки для судна не существует, и принципиальной разницы, проводить операцию на рейде или у причала, тоже нет. В любом случае перед проведением бункеровки производится ряд подготовительных операций, включая оценку совместимости судов, оценку схемы швартовки и оценку рисков.
– Какова разница между традиционными судовыми видами топлива и СПГ с точки зрения воздействия на судовые энергетические установки?
– Как показывает практика, при использовании СПГ моторесурс двигателя повышается, масла в двигателе дольше сохраняют свои свойства, на элементах силовой установки образуется значительно меньше отложений. Не забываем и о физических свойствах СПГ – он обладает теплотворной способностью выше на 15% по сравнению с традиционным топливом, соответственно, увеличивается КПД двигателя.
– Сколько бункеровок в месяц выполняет "Дмитрий Менделеев"?
– Количество бункеровокв месяц зависит от потребности наших клиентов и графика движения их судов. Сейчас мы поставляем СПГ на новые железнодорожные паромы "Маршал Рокоссовский" и "Генерал Черняховский", выполняющие перевозки между Усть-Лугой и Калининградом, а также нефтяные танкеры типа Green Aframax. В среднем в месяц "Дмитрий Менделеев" осуществляет пять СПГ-бункеровок.
– Вместимость "Дмитрия Менделеева" составляет 5800 куб. м. На сколько бункеровок хватает этого количества газа?
– Количество бункеровок зависит от потребностей клиента, в том числе от запланированного рейса бункеруемого судна, но можно считать, что полной вместимости танков хватает в среднем на 6-8 бункеровок.
– Есть ли какие-то ограничения в работе судна из-за использования в качестве топлива отпарного газа?
– Ограничений нет. Судно имеет двухтопливный двигатель и может работать как на дизельном топливе, так и на СПГ. В то же время СПГ является более экологичным видом топлива, что позволяет его использовать в регионах с самыми высокими экологическими требованиями, в том числе в Арктическом регионе.
– Речное судно с двухтопливными двигателями, способное работать на СПГ, имеет ряд конструктивных отличий. Кроме криогенных емкостей для хранения газа, оно должно иметь два машинных отделения, специальную систему подачи топлива к двигателям, усиленные меры безопасности... А каковы отличительные особенности морского СПГ-бункеровщика?
– Морской СПГ-бункеровщик – это полноценный танкер-газовоз. Наше судно соответствует требованиям "Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом". На сегодняшний день в мире построено более 40 СПГ-бункеровщиков, однако уникальность "Дмитрию Менделееву" придает наличие ледового класса. Это позволяет работать в акватории Балтийского моря круглый год, в том числе зимой – самостоятельно без ледокольной проводки во льду с толщиной до 0,8 метра.