О ярусолове-процессоре
"Гандвик-1" - головное судно проекта MT1112XL, который разработало норвежское КБ "Marin Teknikk AS". Стоит особенно подчеркнуть, что РКД, а также эксплуатационную, плазово-технологическую и приемосдаточную документации прорабатывало конструкторское бюро "Северной верфи". Всего в серии будет три подобных судна - два для "Вирмы" и одно для ООО "Глобус" (объединение рыболовецких колхозов Архангельской области).
Подобные суда предназначены для высокотехнологичного и экологического лова рыбы. Согласно проекту, на серии судов предусмотрены автоматизированные линии установки и выборки ярусов, оборудование для глубокой и безотходной переработки и хранения улова на самом ярусолове.
Основные характеристики судна:
- Длина, м - 58,6;
- Ширина, м - 13,0;
- Высота борта, м - 5,9;
- Валовая вместимость, т - 2200;
- Мощность ГД, кВт - 2х1350;
- Скорость при полном грузе, уз - 13;
- Экипаж, чел. - 30;
- Автономность - 45 дней;
- Класс - AUT1-ICS;
- Ледовый класс - ICE-3.
Известно, что на ярусолове будет представлено преимущественно импортное оборудование. Это объясняется тем, что сегодня специализированные рыболовецкие устройства для ловли и обработки рыбы никто в стране не производит. Главные двигатели и винто-рулевой комплекс для "Гандвика-1" поставит финская компания "Wartsila", а промысловое оборудование в виде ярусной линии - 60 тыс. крючков - отгрузит фирма "Mustad Longline" из Норвегии. Но в списке основных контрагентов числятся и российские компании. Так, радионавигационный комплекс поставит петербургская фирма "НТИ", а мурманская фирма "БаренцКул" установит холодильное оборудование для повышения процента локализации отечественной продукции.
Остановимся немного на ярусном лове. Это метод промышленного рыболовства, при котором для лова рыбы используются крючки с наживкой, прикрепленные к донному ярусу. Считается, что подобный метод является одним из самых экологически безопасных способов лова, потому что в процессе промысловых операций не повреждается грунт и не наносится ущерб среде обитания гидробионтов. Об этом свидетельствуют данные норвежского исследовательского центра NOFIMA - крупнейшего в Европе в области рыболовства.
По информации от "Северной верфи", резка металла для "Гандвика-2" началась накануне закладки "Гандвика-1" в корпусосборочном цехе завода.
Долгожданный для завода
На церемонию закладки ярусолова были приглашены директор рыболовецкой компании "Вирма" Иван Пасынков, заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук, первый заместитель генерального директора "Северной верфи" Дмитрий Ермаков, член комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Игорь Зубарев и заместитель генерального директора Российского морского регистра судоходства Владимир Евенко.
В поздравительном слове Петр Савчук отметил первоначальный скептицизм касательно строительства рыболовного судна на "Северной верфи", которая специализируется на кораблестроении: "Два года назад посещали завод и знакомились с возможностями предприятия для строительства рыболовецких судов. Тогда у многих коллег было некоторое сомнение о готовности "Северной верфи", производящей превосходные военные корабли. Сейчас хотелось бы, чтобы строительство современного рыболовного флота на заводе стало доброй традицией. Вы знаете, что на предприятии собирается строить четыре рыболовецких судна компания "Норебо", есть заказы от ряда других фирм. И я подчеркну, мы планируем строительство более 100 единиц подобных судов на российских верфях для отечественных судовладельцев".
Первый заместитель генерального директора "Северной верфи" Дмитрий Ермаков рассказал, что завод был готов к реализации заказа изначально. Тем более в условиях масштабной модернизации производства предприятия. Поэтому для строительства "Гандвика-1" на "Северной верфи" не проводились какие-то дополнительные работы и не закупалось оборудование - текущих мощностей вполне хватает.
Директор рыболовецкой компании "Вирма" Иван Пасынков в своей речи подчеркнул, что год назад фирма остановила свой выбор на "Северной верфи" для строительства двух ярусоловов проекта MT1112 XL: "Ярусоловы - это прогрессивное высокоэффективное судно экологичного промысла. Задача нашей компании - увеличить выпуск рыбной продукции высокого качества с наименьшим ущербом для природы".
"Карельский рыболовный флот" насчитывает шесть траулеров. Как подчеркнули представители группы компаний, пополнение в виде двух ярусоловов-процессоров позволит начать процесс замещения старых судов. По словам Пасынкова, одно судно уже снято с промысла и отправлено на утилизацию. Это дает возможность компании попасть под программу Минпромторга по утилизационному гранту.
Директор "Вирмы" также отметил, что главный фактором, который склонил выбор в сторону "Северной верфи", стало качественное строительство судов в эллинге, без достроечных работ на набережной завода.
Церемония закладки ярусолова "Гандвик-1" продолжилась освящением судна.
Событие завершилось помещением закладной доски в металлический "карман" "Гандвика-1". Для этого были приглашены сварщики "Северной верфи", которые заварили кожух вместе с памятной доской в корпус судна.
Пример работы инвестквот
По словам Савчука, отечественная рыбная отрасль нуждается в 100-150 единицах рыболовецкого флота. Поэтому в 2018 году на российских судостроительных заводах будет заложено 33 рыболовных судна - как средне-, так и крупнотоннажных. И закладка ярусолова на "Северной верфи" идет согласно этим планам.
В свою очередь "Гандвик-1" будет передан заказчику в июле 2020 года. Всю серию "Северная верфь" должна закрыть в 2022 году. Стоимость контракта составляет порядка 25 млн евро. Уже известно, что ярусолов будет эксплуатироваться в Баренцевом и Норвежском морях. А наша редакция продолжит следить за ходом строительства "Гандвика-1".
[Больше фотографий в галерее снизу]
Материалы по теме:
Что строят рыбаки Северо-Запада? (статья о строительстве рыболовного флота на заводах Северо-Запада)
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)
Первый результат "квот под киль" (о закладке траулера проекта ST-118L-ATF на Выборгском СЗ)
"Квоты под киль" – не принуждение, а определение правил" (интервью с гендиректором завода "Янтарь").