В четверг, 19 октября, с достроечной набережной Средне-Невского судостроительного завода в свой первый пассажирский рейс отправился катамаран "Грифон" проекта 23290. Прогулка по Неве была приурочена к III Международному форуму "SmartTransport", который проходил в Северной столице.
Катамаран "Грифон" проекта 23290 / Корабел.ру |
"Грифон" сделан полностью из отечественного углепластика, произведенного компанией "Препрег СКМ".
Катамаран проекта 23290 "Грифон" / Корабел.ру |
Вмещает 150 человек + 2 члена экипажа.
Корабел.ру |
Катамаран оснащен системой кондиционирования и тремя санузлами в том числе для пассажиров с ограниченными возможностями. Кресла размещены с шагом 860 мм, ширина проходов - 900 мм.
Корабел.ру |
Высота потолка всего 2 метра, такая же как у судов типа "Фонтанка". Как объяснили сами заводчане, приходилось экономить, чтобы катамаран мог свободно проходить под мостами.
Основные характеристики катамарана / Корабел.ру |
Силовая установка катамарана состоит из двух двигателей MTU 10V2000M72 мощностью по 900 кВт каждый, что позволяет судну развивать скорость до 30 узлов при максимальной загрузке. Эксплуатационный расход топлива – 6,5 л/км, расход масла – 7,74 г/час.
Катамаран проекта 23290 "Грифон" / Корабел.ру |
Класс регистра КМ [2] R2-RSN MHC HSC Passenger A дает возможность судну ходить на всех внутренних водоемах и в прибрежных районах морей с удалением от места-убежища до 20 миль с максимальным волнением до 4 баллов.
Катамаран проекта 23290 "Грифон" / Корабел.ру |
Благодаря небольшим габаритам: длина – 25,6 метра, ширина – 9,04 и осадка при полном водоизмещении – 1,5 метра, судно может легко маневрировать в узкостях.
Катамаран проекта 23290 "Грифон" / Корабел.ру |
Сравнительная таблица характеристик катамарана 23290 и СПК типа "Метеор":
СПК "Метеор" | Катамаран проекта 23290 | |
Мореходность (высота волны) | Не более 1,2 м | До 2 м |
Осадка габаритная на плаву | 2,35 м | 1,5 м |
Экипаж | 3 чел. | 2 чел. |
Пассажировместимость | 116-128 чел. | 150 чел. |
Дальность плавания | 600 км | 1000 км |
Скорость | 70 км/ч | 54,6 км/ч |
Материал корпуса | АМг | Композитный материал |
Затраты на обслуживание судна | Необходимость ежегодного докования, очистки и грунтовки корпуса | Отсутствия коррозии композитного корпуса |
Необходимость спец. причальных сооружений | Да | Нет |
Уровень шума в салоне | Стандартный | Низкий |
Ремонтопригодность корпуса | Необходимость обеспечения специальных условий для выполнения ремонтных работ (отапливаемое помещение, высокий уровень квалификации персонала) | Возможность осуществления ремонт корпуса без специального оборудования методом ручного формирования. |
Уровень автоматизации | Стандартный | Высокий |
Возможность перевозки пассажиров с ограниченными возможностями | Нет | Да (возможно размещение 3х специальных кресел и санузла для пассажиров с ограниченными возможностями) |
Возможность эксплуатации судна в ночное время | Нет | Есть |
В демонстрационном рейсе принимали участие заводчане, специалисты ОСК, подрядчики и контрагенты, представители администрации города, специалисты отрасли и представители операторов пассажирских судов.
Презентацию вел лично генеральный директор СНСЗ - Владимир Середохо.
Владимир Середохо/Корабел.ру |
Несмотря на различные технические разногласия, все специалисты отметили значимость произошедшего события. Ведь аналогов подобных судов отечественной постройки в России нет.
Презентация катамарана 23290 на СНСЗ/Корабел.ру |
Директор Агентства внешнего транспорта Александра Бахмутская рассказала: "Замена пассажирского флота в стране - одна из самых актуальных проблем сегодня. Причем не только для Санкт-Петербурга, но и для всех регионов страны, где есть водные пути сообщения".
При этом город неоднократно проявлял заинтересованность в подобных судах.
Катамаран проекта 23290 "Грифон" / Корабел.ру |
Так, начальник отдела туристической инфраструктуры Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Алексей Китиков в ходе форума Smart TRANSPORT 2017 отметил: "Город предусматривал развитие территории, прилегающей к Морскому фасаду, но ряд моментов и экономический кризис не дали это реализовать в полной мере. Сегодня мы возвращаемся к этой идее".
"В свое время просчитывался вариант создания там причала для речных скоростных судов", - сообщил он. По словам чиновника, идея заключается в том, чтобы пассажиры, прибывшие на круизных судах, ехали осматривать Санкт-Петербург не на автобусах, а на водном транспорте. Это позволило бы сэкономить время в пути и разгрузить дороги.
Катамаран проекта 23290/Корабел.ру |
Если говорить о впечатлениях, то в пассажирском салоне нового катамарана весьма комфортно и просторно. На скорости около 23 узлов особой качки и вибрации не ощущалось. Но нужно заметить, что презентационный рейс проходил в акватории Невы. Возможно в морских условиях судно будет вести себя по-другому. Неудобство доставляла и шумная работа главных двигателей.
Катамаран проекта 23290 "Грифон" / Корабел.ру |
Судно снабжено системой видеонаблюдения, что явно облегчает работу с "Грифоном" при сложном маневрировании и швартовке, что сразу же отмечала сдаточная команда.
Владимир Середохо/Корабел.ру |
По словам руководства завода, катамаран проекта 23290 будет модернизироваться и улучшаться. В том числе дорабатываться, исходя из требований заказчика. О технических деталях нового катамарана мы расскажем в отдельном материале.
Катамаран проекта 23290 "Грифон" / Корабел.ру |