Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Первый "полет" "Грифона" (фоторепортаж)

2 6723 3 мин
В четверг, 19 октября, с достроечной набережной Средне-Невского судостроительного завода в свой первый пассажирский рейс отправился катамаран "Грифон" проекта 23290. Прогулка по Неве была приурочена к III Международному форуму "SmartTransport", который проходил в Северной столице.
 
Катамаран "Грифон" проекта 23290 / Корабел.ру

"Грифон" сделан полностью из отечественного углепластика, произведенного компанией "Препрег СКМ". 
 
Катамаран проекта 23290 "Грифон" / Корабел.ру

Вмещает 150 человек + 2 члена экипажа.
 
Корабел.ру

Катамаран оснащен системой кондиционирования и тремя санузлами в том числе для пассажиров с ограниченными возможностями.  Кресла размещены с шагом 860 мм, ширина проходов - 900 мм.
 
Корабел.ру

Высота потолка всего 2 метра, такая же как у судов типа "Фонтанка". Как объяснили сами заводчане, приходилось экономить, чтобы катамаран мог свободно проходить под мостами. 
 
Основные характеристики катамарана / Корабел.ру

Силовая установка катамарана состоит из двух двигателей MTU 10V2000M72 мощностью по 900 кВт каждый, что позволяет судну развивать скорость до 30 узлов при максимальной загрузке. Эксплуатационный расход топлива – 6,5 л/км, расход масла – 7,74 г/час.
 
Катамаран проекта 23290 "Грифон" / Корабел.ру

Класс регистра КМ [2] R2-RSN MHC HSC Passenger A дает возможность судну ходить на всех внутренних водоемах и в прибрежных районах морей с удалением от места-убежища до 20 миль с максимальным волнением до 4 баллов. 
 
Катамаран проекта 23290 "Грифон" / Корабел.ру

Благодаря небольшим габаритам: длина – 25,6 метра, ширина – 9,04 и осадка при полном водоизмещении – 1,5 метра, судно может легко маневрировать в узкостях. 
 
Катамаран проекта 23290 "Грифон" / Корабел.ру

Сравнительная таблица характеристик катамарана 23290 и СПК типа "Метеор":
 
  СПК "Метеор" Катамаран проекта 23290
Мореходность (высота волны) Не более 1,2 м До 2 м
Осадка габаритная на плаву 2,35 м 1,5 м
Экипаж 3 чел.  2 чел.
Пассажировместимость 116-128 чел. 150 чел.
Дальность плавания 600 км 1000 км
Скорость 70 км/ч 54,6 км/ч
Материал корпуса АМг Композитный материал
Затраты на обслуживание судна Необходимость ежегодного докования, очистки и грунтовки корпуса Отсутствия коррозии композитного корпуса
Необходимость спец. причальных сооружений Да  Нет
Уровень шума в салоне Стандартный Низкий
Ремонтопригодность корпуса Необходимость обеспечения специальных условий для выполнения ремонтных работ (отапливаемое помещение, высокий уровень квалификации персонала) Возможность осуществления ремонт корпуса без специального оборудования методом ручного формирования.
Уровень автоматизации Стандартный Высокий
Возможность перевозки пассажиров с ограниченными возможностями Нет Да (возможно размещение 3х специальных кресел и санузла для пассажиров с ограниченными возможностями)
Возможность эксплуатации судна в ночное время Нет Есть

В демонстрационном рейсе принимали участие заводчане, специалисты ОСК, подрядчики и контрагенты, представители администрации города, специалисты отрасли и представители операторов пассажирских судов.

Презентацию вел лично генеральный директор СНСЗ - Владимир Середохо.
 
Владимир Середохо/Корабел.ру

Несмотря на различные технические разногласия, все специалисты отметили значимость произошедшего события. Ведь аналогов подобных судов отечественной постройки в России нет.
 
Презентация катамарана 23290 на СНСЗ/Корабел.ру

Директор Агентства внешнего транспорта Александра Бахмутская рассказала: "Замена пассажирского флота в стране - одна из самых актуальных проблем сегодня. Причем не только для Санкт-Петербурга, но и для всех регионов страны, где есть водные пути сообщения".

При этом город неоднократно проявлял заинтересованность в подобных судах.
 
Катамаран проекта 23290 "Грифон" / Корабел.ру

Так, начальник отдела туристической инфраструктуры Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Алексей Китиков в ходе форума Smart TRANSPORT 2017 отметил: "Город предусматривал развитие территории, прилегающей к Морскому фасаду, но ряд моментов и экономический кризис не дали это реализовать в полной мере. Сегодня мы возвращаемся к этой идее".

"В свое время просчитывался вариант создания там причала для речных скоростных судов", - сообщил он. По словам чиновника, идея заключается в том, чтобы пассажиры, прибывшие на круизных судах, ехали осматривать Санкт-Петербург не на автобусах, а на водном транспорте. Это позволило бы сэкономить время в пути и разгрузить дороги.
 
Катамаран проекта 23290/Корабел.ру

Если говорить о впечатлениях, то в пассажирском салоне нового катамарана весьма комфортно и просторно. На скорости около 23 узлов особой качки и вибрации не ощущалось. Но нужно заметить, что презентационный рейс проходил в акватории Невы. Возможно в морских условиях судно будет вести себя по-другому. Неудобство доставляла и шумная работа главных двигателей. 
 
Катамаран проекта 23290 "Грифон" / Корабел.ру

Судно снабжено системой видеонаблюдения, что явно облегчает работу с "Грифоном" при сложном маневрировании и швартовке, что сразу же отмечала сдаточная команда. 
Владимир Середохо/Корабел.ру

По словам руководства завода, катамаран проекта 23290 будет модернизироваться и улучшаться. В том числе дорабатываться, исходя из требований заказчика. О технических деталях нового катамарана мы расскажем в отдельном материале. 
 
Катамаран проекта 23290 "Грифон" / Корабел.ру
 
"Средне-Невский судостроительный завод", АО
Санкт-Петербург
+7 (812) 648-30-50, +7 (812) 648-30-51
"Объединенная Судостроительная Корпорация", АО Москва
+7 (495) 617-33-00
"Препрег-СКМ", АО Москва
+7 (495) 984-22-24



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Масленников Виталий
30.10.2017, 10:46
Аналоги есть. Восточная верфь г. Владивосток несколько лет назад построила. http://www.vverf.com/galereya?lightbox=dataItem-iyzddaze
-1+
#Францев Михаил Эрнстович
30.10.2017, 15:02
В таблице много сомнительной информации. Например, утверждается, что катамаран может использоваться в темное время суток.  Но в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации
П.2. В целях понимания настоящих Правил используются следующие термины и определения:
скоростное судно - судно на подводных крыльях или воздушной подушке, скорость движения которого составляет 30 километров в час и более;
П. 144  Движение скоростных судов в неводоизмещающем положении разрешается только в светлое время суток, когда не менее чем за 1 км невооруженным глазом видны и отчетливо опознаются навигационные знаки.
То есть, катамаран со скоростью 54 км/час является скоростным судном, которому как и СПК "Метеор" запрещена эксплуатация в темное время суток. Не знать или игнорировать нормативные документы Минтранса РФ, как минимум странная позиция...
Всем известно, что СПК "Метеор" зимуют на открытых площадках или баржах на кильблоках (в Сети можно найти множество фотографий). Там же они ремонтируются (кстати, грунтуются и красятся не каждый год - для корпусов из легких сплавов в этом нет необходимости). Уже больше полувека. Как ремонтировать корпус из композитов при температуре меньше +18 градусов Цельсия (уже не говоря об отрицательных температурах) ни один композитчик не ответит, потому что это невозможно. Так что ремонт корпуса катамарана возможен только в хорошо отапливаемом цехе. В обычных эллингах для такого ремонта очень холодно. Как поведет себя корпус из углепластика при зимовке во льду, тоже никто не скажет, потому что это неизвестно. Скорее всего катамаран будет зимовать так же, как СПК - на кильблоках. Только он тяжелее (48 тонн против 36,4 т у "Метеора), поэтому для подъема катамарана на берег потребуется кран большей грузоподъемности, а значит более дорогой. далее...
Свежие новости