На сентябрь этого года намечена отгрузка тысячной партии СПГ с терминала первого и единственного в России завода по сжижению природного газа на острове Сахалин. Завод успешно функционирует уже более шести лет. За время реализации проекта "Сахалин-2", основным объектом которого является завод СПГ в Пригородном, валовой региональный продукт Сахалинской области вырос более чем в 20 раз. На данный момент Сахалин является единственным в России производителем СПГ, занимая до 5% мирового производства СПГ.
В мировой практике выбор места строительства дорогостоящего и технологичного производственного комплекса по сжижению природного газа обуславливают два фактора – близкое расположение к месторождению и наименее короткий путь к потребителю. К примеру, одним их основных покупателей СПГ из Индонезии, Австралии является Япония. Поставки углеводородов в эту страну осуществляются только морским транспортом — трубопроводов, связывающих острова и материки, нет. Может, именно поэтому первый в России завод по производству СПГ располагается в южной части Сахалина, на берегу незамерзающего залива Анива.
В отличие от большинства "тёплых" заводов, холодный морской климат южной части Сахалина, которая по закону РФ приравнена к районам Крайнего Севера, является скорее плюсом, чем минусом. На заводе используется технология сжижения газа с применением двойного смешанного хладагента (Double Mixed Refrigerant — DMR). Она была разработана компанией Shell специально для сахалинских проектов. Природный газ охлаждается в двух циклах: со смешанным хладагентом предварительного охлаждения и в основном цикле. Новаторский принцип технологии заключается в использовании цикла со смешанным хладагентом, который состоит из смеси лёгких углеводородов, в основном из пропана. Изменяя его состав в зимний и летний периоды, можно регулировать объём производства СПГ за счёт использования преимуществ холодного климата.
В начале 90-х на берегу нерестовой реки Мерея располагался дачный посёлок Пригородное, собиравший на выходные земледельцев со всей округи, а главным образом, из районного центра — города Корсаков, до которого 13 км. Но долго он не просуществовал. В 2003 году в рамках проекта "Сахалин-2" началось строительство первого в России завода по сжижению природного газа. В нём было задействовано 10 тысяч рабочих и специалистов из более 40 стран, а на пике выполнения работ в построенном неподалёку вагонном городке проживало 25 тысяч человек. Впрочем, все остались при своих – граждане дачники получили достойные компенсации от Sakhalin Energy и "свернули удочки".
Говорит капитан морского порта Пригородное Сергей Евдокимович Яковлев: "Не могу сказать наверняка, почему выбор расположения завода сделан в пользу Пригородного, но как моряк могу уверить, что место для порта подобрано очень удачно. В том же Корсакове есть такое явление, как тягуны, – когда длина волны примерно сравнима с длиной судна и его "отрывает" от причала. Здесь этих "тягунов" нет. В этом районе преобладают ветра северного направления, с моря порт от них закрыт. Очень редко ветер меняется и нагоняет волну, но её высота не превышает трёх метров".
Ещё до открытия комплекса, в 2006 году разгорелся внушительный скандал по первому в истории нашей страны соглашению о разделе продукции (СРП). Результатом действий Генеральной прокуратуры РФ в суде стал отзыв экологического разрешения, пересмотр СРП и вхождение в состав акционеров компании-оператора проекта "Сахалин-2" Sakhalin Energy ОАО "Газпром".
Раздел продукции по проекту начался в марте 2012 года. Общая сумма возмещенных затрат на реализацию проекта "Сахалин-2" составила $24,5 млрд. Эта сумма включает в себя капитальные и операционные затраты по первому и второму этапу проекта. Всего в 2011 году в бюджеты разных уровней было перечислено более $1,14 млрд долларов в виде налогов и других обязательных платежей. До конца проекта платежи российской стороне превысят $100 млрд.
В марте 2008 года руководитель строительства завода Хилари Мерсер в интервью корпоративной газете Sakhalin Energy "Вести" сказала о завершении строительства завода и вводе его в эксплуатацию в 2008 году. Однако производство открылось лишь 18 февраля 2009 года.
Практически вся продукция завода (расчётная производительность каждой из двух технологических линий – 4,8 миллиона тонн СПГ в год) ещё до окончания строительства была законтрактована на долгосрочной основе покупателями из Японии, Южной Кореи и Северной Америки.
"Я уверен, что новое производство укрепит наши возможности по поставкам газа и позиции России в качестве глобального поставщика энергоресурсов в мире. Выход завода на полную мощность позволит обеспечить около 5% мировых поставок этого вида углеводородов", – сказал на церемонии открытия президент Дмитрий Анатольевич Медведев.
Компанию Дмитрию Анатольевичу составили многие высокопоставленные личности: премьер-министр Японии Таро Асо, Его Королевское Высочество герцог Йоркский, министр экономики Королевства Нидерландов Мариа ван дер Хувен, вице-премьер Игорь Сечин, помощники президента Аркадий Дворкович, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Олег Сафонов, министр энергетики Сергей Шматко, министр транспорта Игорь Левитин, министр регионального развития Виктор Басаргин, глава Приморского края Сергей Дарькин, губернатор Амурской области Олег Кожемяко, председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко, председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер, главный исполнительный директор Shell Йерун ван дер Вир, президент и главный исполнительный директор "Мицуи" Шое Уцуда, президент и главный исполнительный директор "Мицубиси" Йорихико Кодзима. Смею предположить, что со времён визита товарища Хрущёва на островную землю разом не ступало и трети столь уважаемых особ.
В 2010 году завод вышел на проектную производственную мощность — 9,6 млн тонн СПГ в год (что эквивалентно 13 млрд м³ природного газа). Сейчас порт Пригородное в среднем принимает 160 судов в год для перевозки СПГ и 100 нефтеналивных танкеров класса "Афрамакс".
Основная часть природного газа для производственного комплекса в Пригородном добывается с платформы "Лунская-А". На ней размещается всё необходимое буровое и добывающее оборудование, установки разделения углеводородных жидкостей, а также жилые блоки для персонала.
Система подготовки газа и газоконденсата, расположенная на платформе, включает в себя две линии сепарации. Каждая из них перерабатывает примерно по 25,5 млн м³/сут. неосушенного газа и попутного конденсата, нефти и воды. Разделение происходит в трехфазном сепараторе. На выходе из сепаратора конденсат должен содержать в среднем не более 2,0% воды.
После отделения пластовых вод конденсат и газ направляются на берег по двум отдельным 30-дюймовым трубопроводам для дальнейшей их переработки на береговых технологических сооружениях ОБТК. Перед транспортировкой на берег в линии конденсата/нефти и газа вводится бедный гликоль (МЭГ) для предотвращения гидратообразования.
Для энергообеспечения платформы "Лунская-А" используются два подводных кабеля по 35 КВ соединённых с ОБТК, где и производится энергия. Для собственных нужд на ОБТК осуществляется выработка электроэнергии четырьмя газовыми турбинами по 25 МВт каждая.
Объединенный береговой технологический комплекс (ОБТК) – одно из главных звеньев проекта "Сахалин-2". Он расположен на площади около 62 га на северо-восточном побережье Сахалина, в 7 км от Ныйского залива Охотского моря и в 70 км от ближайшего населенного пункта. Его основная задача – обработка газа и конденсата с Лунского месторождения, подготавливающая углеводороды к последующей транспортировке по транссахалинской трубопроводной системе, которая проложена практически через весь остров, в Пригородное, на завод по производству СПГ и терминал отгрузки нефти (ТОН). Комплекс может перерабатывать 51 млн м3 газа/сут и более 7 тысяч тонн конденсата/нефти в сутки. В настоящее время здесь трудится только российский персонал – примерно 250 человек в зимнее время и около 400 – в летнее. Вахта работников ОБТК продолжается 28 дней.
На ОБТК газожидкостная смесь (мультифазный поток), добытая с морской платформы, поступает сначала на первичную сепарацию, где происходит отделение газа от примесей: конденсата и воды. Затем — в производственные нити на повторное осушение, в том числе при помощи моноэтиленгликоля. После этого уже практически сухой газ отправляют на нажимной компрессор и, после сжатия, в газопровод. Конденсат, полученный при сепарации газа, на ОБТК смешивают с нефтью, что улучшает её качество, делая более легкой.
Нефть и попутный газ с платформ "Пильтун-Астохская-Б" и "Моликпак" сепарируются непосредственно на самих платформах, затем по трубам их подают на ОБТК и далее – через компрессорную станцию – в нефте- и газопроводы. По данным на начало 2008 года, общие извлекаемые запасы Лунского месторождения составляют 1,785 млрд кубометров растворенного газа и 41,859 млн тонн конденсата. По оценке на 2008 год геологические запасы газа Лунского газового месторождения составляют 531 млрд. куб. м.
Подготовленные к транспортировке углеводороды подаются на производственный комплекс "Пригородное" по двум ниткам трубопровода (одна – для нефти, другая – для газа) протяженностью 800 км.
После сжижения СПГ направляется на хранение в резервуары объемом 100 000 м³ каждый, затем отгружается и транспортируется танкерами-газовозами покупателям.
В 2004 году оператором проекта "Сахалин-2" Sakhalin Energy был объявлен тендер на строительство трёх газовозов. Участие в нём приняли 10 компаний, в том числе две российские – в совместных предприятиях с японскими фирмами. ОАО "Совкомфлот" стало партнером Nippon Yusen Kabushiki Kaisha (NYK Line), а ОАО "Приморское морское пароходство" – Mitsui O.S.K Lines и Kawasaki Kisen Kaisha.
Три судна были сданы в эксплуатацию к планируемой дате запуска производства. И к фактическому открытию завода уже имели на лаге по несколько сотен миль, снабжая СПГ индийских, корейских и тайваньских потребителей – метановозы отличаются чрезвычайной капиталоемкостью, их простой недопустим.
По своему размеру суда-газовозы аналогичны авианосцам, но значительно меньше сверхкрупнотоннажных нефтеналивных судов.
Технические характеристики газовоза "Гранд Мерея":
Флот судов обеспечения в порту Пригородное включает в себя следующие суда: четыре портовых буксира ледового класса пр. TundRA 3400, (два построены на "Адмиралтейских верфях", ещё два на ASL Marine, Сингапур); два швартовых катера ледового класса; одно специализированное судно ЛРН ледового класса (Нефтегаз-55); одно ледокольное судно (использующееся в течение ледового сезона).
"В скором времени на смену уже не новому буксиру Нефтегаз-55 из Германии должно прийти многофункциональное аварийно-спасательное судно проекта MPSV06-NY "Берингов пролив" (строитель – Nordic Yards Wismar GmbH), которое как раз сейчас находится в пути. Мы очень ждём спасатель, так как это будет специализированное для ЛАРН судно", – сказал в интервью "Корабелу" руководитель администрации портов Сахалина Курил и Камчатки Владимир Анатольевич Шутько.
По требованию страховых компаний, Sakhalin Energy в холодное время года обязана обеспечивать ледокольную проводку судов через пролив Лаперуза. Для этого с начала февраля и примерно до средины марта здесь базируется ледокол "Капитан Хлебников", арендованный у Дальневосточного морского пароходства. "Ледокол здесь, честно говоря, не нужен. Буксиры ледового класса в случае чего готовы обеспечить проводку. Ледокол "Капитан Хлебников" стоит у причала по два месяца, при том, что в Ванино судов не хватает", – комментирует капитан порта.
Однако, по словам Юрия Синёва, в заливе Анива "редко, но метко" случаются проблемы с зимней навигацией: "В 2005 году впервые за 30 лет порт Корсаков был забит льдом так, что он остановился. Сначала долго дули северо-восточные ветра, и с Охотского моря запрессовало льдом пролив Лаперуза, потом ветер поменялся на юго-восточный, и толстый охотский лёд прибило к берегу, подходы к порту были забиты, и он не работал трое суток".
По наблюдениям капитана порта, за последние шесть лет работы ледовая обстановка в заливе Анива с каждым годом улучшается, и ледокол ни разу не показал себя в деле: "Ледовая обстановка в заливе Анива бывает раз в сто лет, с середины зимы здесь лёд уже не образуется", – подчеркнул Сергей Яковлев.
Начиная с первого ноября, для подхода к причалу Пригородного судно должно иметь ледовый класс не ниже Л2. Порой с севера Охотского моря приносит ледовые поля, которые доходят до Японии: "Поначалу капитаны иностранных судов, как только увидят ледовое поле, командовали: "Стоп машина!". Потом они прошли подготовку по ледовому плаванию в Находке и стали смелее", – говорит Сергей Яковлев.
Комментирует капитан порта: "Экипажи не берег не сходят, и с этим есть проблема – контролирующим органам нечего проверять. Карантинные власти, таможенники, пограничники теряются. С одной стороны, человек на судне пересёк 12-мильную зону, значит находится на территории государства, но с другой, он с судна не сходил, а территория судна – есть территория государства, чей флаг поднят на нём. На сегодняшний момент только пограничники поднимаются на судно – оформляют приход и отход".
Лоцманскую проводку на территории порта осуществляет компания-подрядчик ЗАО "Порт Пригородное" (СП Sakhalin Energy и ПАО "Совкомфлот"). Но согласно положению о капитане порта, проводку могут осуществлять и лицензированные лоцманы, представляющие Сахалинский филиал ФГУП "Росморпорт".
С точки зрения осадки, для судоводителя здесь нет ничего трудного – фарватера, мелей и прочих опасностей. Единственная сложность состоит в том, что швартовка судна к причалу производится кормой.
Получателями сахалинского СПГ сегодня выступают 12 компаний в шести странах мира. Крупнейший из них – нашумевшая Тokyo Electric Power Company, Inc или TEPCO. На её долю приходится четверть поставок сжиженного газа.
Немного о нефти
В декабре 2008 года компания Sakhalin Energy перешла на круглогодичную добычу нефти и ведет ее отгрузку с терминала отгрузки нефти (ТОН) производственного комплекса "Пригородное".
Терминал состоит из резервуаров для хранения нефти, отгрузочного трубопровода и выносного причального устройства (ВПУ) для загрузки танкеров. Его огромные резервуары представляют собой вертикальные цилиндрические стальные конструкции с "плавающей" крышей и огнестойким уплотнением. Диаметр каждого резервуара — 93 м, высота — 18 м, емкость — 95,4 тыс. м3.
Из резервуаров нефть поступает на ВПУ через подводный трубопровод диаметром 762 мм. ВПУ выполняет функцию одноточечного причального устройства и расположен на расстоянии 4,5 км от берега, где глубина моря составляет около 30 м. ВПУ может принимать нефтеналивные танкеры вместимостью от 40 до 150 тыс. м3. Погрузочные работы при этом занимают от 14 до 24 часов, в зависимости от вместимости танкера.
Все управление операциями на площадке ТОН производится из Центра управления, расположенного на территории завода по производству СПГ.
Комитет исполнительных директоров приступил к пересмотру базовой стоимости активов с тем, чтобы и сама компания, и ее деятельность оставались финансово стабильными при понижении цен на базовый сорт нефти Brent до $40 за баррель. В компании этот проект получил название "Robust at 40", или "Стабильность и при 40".
"В рамках этого проекта в феврале мы будем разрабатывать предложения для сокращения расходов, а в марте, после утверждения комитетом исполнительных директоров, начнем работать согласно пересмотренному бюджету. Sakhalin Energy продолжит работать без каких-либо послаблений в вопросах ОТОС и целостности объектов. Однако возможно, что разработка некоторых второстепенных проектов будет отложена, поскольку мы можем оказаться неготовыми к реализации всего портфеля планов при низких ценах на нефть. Мы предполагаем, что положение у компании в таких условиях устойчивее, чем у ее конкурентов. Необходимо принять ситуацию как возможность избавиться от лишнего "жирка", стать более гибкими и сохранить прибыльность, поддерживая в глазах акционеров и российской стороны репутацию эффективно развивающегося бизнеса. Мы сможем успешно преодолеть этот спад и выйти из экономического кризиса в еще лучшей форме, чем раньше", – подытожила Вера Иванцова.
Однако, несмотря на необходимость потуже затянуть пояса, в феврале 2014 года главы компаний Shell и Газпром подписали меморандум о взаимопонимании в вопросе создания третьей технологической линии на заводе по производству СПГ. Акционеры согласовали дорожную карту, в которой изложен план дальнейших действий.
В рамках прошедшего "Петербургского международного экономического форума — 2015" глава Газпрома Алексей Миллер и главный исполнительный директор Shell Бен ван Берден подписали ряд документов о стратегическом сотрудничестве, включая меморандум о реализации проекта строительства третьей технологической линии завода СПГ проекта "Сахалин-2".
Партнеры планируют увеличить мощность завода в 1,5 раза — до 15 млн т в год. Согласно меморандуму, для полной загрузки третьей технологической линии "Газпром" поставит дополнительные объемы газа за счет добычи в рамках проекта "Сахалин-2".
Прежде всего, это современная магистраль, которая вот-вот свяжет юг и север острова. Хочется верить, что дорога спасёт от вымирания многие населённые пункты средины Сахалина. Еще один плюс — многочисленные социальные и благотворительные проекты Sakhalin Energy, а также российские специалисты, которые прошли хорошую школу, работая на сахалинских шельфовых проектах. Хотя в среде нефтяников и бытует мнение, о том, что лучше работать в иностранной компании, чем в отечественной, надеюсь, что российские монополисты найдут способы привлечь квалифицированных работников и кадры не утекут за границу, как это довольно часто происходит сейчас.
Многое говорится и о разделении вырученных по СРП средств между федеральным и местным бюджетом. Правда, точных цифр по распределению сверхдоходов, которые начали поступать в бюджеты разных уровней в марте 2012 года, нам получить не удалось.
Оставим без комментариев ещё один факт – три губернатора Сахалинской области, начиная с 1996 года, покинули посты не по своей воле. Первым был Игорь Павлович Фархутдинов, который со своей командой почти в полном составе разбился на вертолёте над Камчаткой 20 августа 2003 года. Его преемником стал Иван Павлович Малахов, избранный на выборах. 7 августа 2007 года Владимир Путин подписал указ "О досрочном прекращении полномочий губернатора Сахалинской области" в связи с заявлением губернатора о досрочном сложении полномочий. Президент был недоволен организацией спасательных работ и качеством помощи, оказанной пострадавшим от землетрясения в городе Невельск, мэром которого Иван Павлович был пять лет. В.В. Путин назначил исполняющим обязанности губернатора Александра Хорошавина, который впоследствие стал губернатором области. 25 марта 2015 года Хорошавин, находясь под стражей, был снят с должности указом Президента РФ с формулировкой "в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации".
В отличие от большинства "тёплых" заводов, холодный морской климат южной части Сахалина, которая по закону РФ приравнена к районам Крайнего Севера, является скорее плюсом, чем минусом. На заводе используется технология сжижения газа с применением двойного смешанного хладагента (Double Mixed Refrigerant — DMR). Она была разработана компанией Shell специально для сахалинских проектов. Природный газ охлаждается в двух циклах: со смешанным хладагентом предварительного охлаждения и в основном цикле. Новаторский принцип технологии заключается в использовании цикла со смешанным хладагентом, который состоит из смеси лёгких углеводородов, в основном из пропана. Изменяя его состав в зимний и летний периоды, можно регулировать объём производства СПГ за счёт использования преимуществ холодного климата.
Для справки:
Экономичность транспортировки природного газа морем по сравнению с трубопроводным транспортом повышается:
- по мере увеличения дальности перевозки (по расчетам, морская перевозка СПГ на расстояние 5000 км обходится не дороже перекачки по магистральному трубопроводу на расстояние 2500 км);
- по мере увеличения полезной грузоподъемности танкеров-метановозов и повышения коэффициента загрузки этих танкеров;
- при комбинировании процесса сжижения метана с другими процессами глубокого охлаждения, обычно используемыми для получения кислорода, азота и водорода.
Временная лента
В начале 90-х на берегу нерестовой реки Мерея располагался дачный посёлок Пригородное, собиравший на выходные земледельцев со всей округи, а главным образом, из районного центра — города Корсаков, до которого 13 км. Но долго он не просуществовал. В 2003 году в рамках проекта "Сахалин-2" началось строительство первого в России завода по сжижению природного газа. В нём было задействовано 10 тысяч рабочих и специалистов из более 40 стран, а на пике выполнения работ в построенном неподалёку вагонном городке проживало 25 тысяч человек. Впрочем, все остались при своих – граждане дачники получили достойные компенсации от Sakhalin Energy и "свернули удочки".
Говорит капитан морского порта Пригородное Сергей Евдокимович Яковлев: "Не могу сказать наверняка, почему выбор расположения завода сделан в пользу Пригородного, но как моряк могу уверить, что место для порта подобрано очень удачно. В том же Корсакове есть такое явление, как тягуны, – когда длина волны примерно сравнима с длиной судна и его "отрывает" от причала. Здесь этих "тягунов" нет. В этом районе преобладают ветра северного направления, с моря порт от них закрыт. Очень редко ветер меняется и нагоняет волну, но её высота не превышает трёх метров".
Ещё до открытия комплекса, в 2006 году разгорелся внушительный скандал по первому в истории нашей страны соглашению о разделе продукции (СРП). Результатом действий Генеральной прокуратуры РФ в суде стал отзыв экологического разрешения, пересмотр СРП и вхождение в состав акционеров компании-оператора проекта "Сахалин-2" Sakhalin Energy ОАО "Газпром".
Раздел продукции по проекту начался в марте 2012 года. Общая сумма возмещенных затрат на реализацию проекта "Сахалин-2" составила $24,5 млрд. Эта сумма включает в себя капитальные и операционные затраты по первому и второму этапу проекта. Всего в 2011 году в бюджеты разных уровней было перечислено более $1,14 млрд долларов в виде налогов и других обязательных платежей. До конца проекта платежи российской стороне превысят $100 млрд.
В марте 2008 года руководитель строительства завода Хилари Мерсер в интервью корпоративной газете Sakhalin Energy "Вести" сказала о завершении строительства завода и вводе его в эксплуатацию в 2008 году. Однако производство открылось лишь 18 февраля 2009 года.
Практически вся продукция завода (расчётная производительность каждой из двух технологических линий – 4,8 миллиона тонн СПГ в год) ещё до окончания строительства была законтрактована на долгосрочной основе покупателями из Японии, Южной Кореи и Северной Америки.
"Я уверен, что новое производство укрепит наши возможности по поставкам газа и позиции России в качестве глобального поставщика энергоресурсов в мире. Выход завода на полную мощность позволит обеспечить около 5% мировых поставок этого вида углеводородов", – сказал на церемонии открытия президент Дмитрий Анатольевич Медведев.
Компанию Дмитрию Анатольевичу составили многие высокопоставленные личности: премьер-министр Японии Таро Асо, Его Королевское Высочество герцог Йоркский, министр экономики Королевства Нидерландов Мариа ван дер Хувен, вице-премьер Игорь Сечин, помощники президента Аркадий Дворкович, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Олег Сафонов, министр энергетики Сергей Шматко, министр транспорта Игорь Левитин, министр регионального развития Виктор Басаргин, глава Приморского края Сергей Дарькин, губернатор Амурской области Олег Кожемяко, председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко, председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер, главный исполнительный директор Shell Йерун ван дер Вир, президент и главный исполнительный директор "Мицуи" Шое Уцуда, президент и главный исполнительный директор "Мицубиси" Йорихико Кодзима. Смею предположить, что со времён визита товарища Хрущёва на островную землю разом не ступало и трети столь уважаемых особ.
В 2010 году завод вышел на проектную производственную мощность — 9,6 млн тонн СПГ в год (что эквивалентно 13 млрд м³ природного газа). Сейчас порт Пригородное в среднем принимает 160 судов в год для перевозки СПГ и 100 нефтеналивных танкеров класса "Афрамакс".
От точек А до точки Б
Основная часть природного газа для производственного комплекса в Пригородном добывается с платформы "Лунская-А". На ней размещается всё необходимое буровое и добывающее оборудование, установки разделения углеводородных жидкостей, а также жилые блоки для персонала.
Система подготовки газа и газоконденсата, расположенная на платформе, включает в себя две линии сепарации. Каждая из них перерабатывает примерно по 25,5 млн м³/сут. неосушенного газа и попутного конденсата, нефти и воды. Разделение происходит в трехфазном сепараторе. На выходе из сепаратора конденсат должен содержать в среднем не более 2,0% воды.
После отделения пластовых вод конденсат и газ направляются на берег по двум отдельным 30-дюймовым трубопроводам для дальнейшей их переработки на береговых технологических сооружениях ОБТК. Перед транспортировкой на берег в линии конденсата/нефти и газа вводится бедный гликоль (МЭГ) для предотвращения гидратообразования.
Для энергообеспечения платформы "Лунская-А" используются два подводных кабеля по 35 КВ соединённых с ОБТК, где и производится энергия. Для собственных нужд на ОБТК осуществляется выработка электроэнергии четырьмя газовыми турбинами по 25 МВт каждая.
Морской порт Корсаков / Корабел.ру |
Объединенный береговой технологический комплекс (ОБТК) – одно из главных звеньев проекта "Сахалин-2". Он расположен на площади около 62 га на северо-восточном побережье Сахалина, в 7 км от Ныйского залива Охотского моря и в 70 км от ближайшего населенного пункта. Его основная задача – обработка газа и конденсата с Лунского месторождения, подготавливающая углеводороды к последующей транспортировке по транссахалинской трубопроводной системе, которая проложена практически через весь остров, в Пригородное, на завод по производству СПГ и терминал отгрузки нефти (ТОН). Комплекс может перерабатывать 51 млн м3 газа/сут и более 7 тысяч тонн конденсата/нефти в сутки. В настоящее время здесь трудится только российский персонал – примерно 250 человек в зимнее время и около 400 – в летнее. Вахта работников ОБТК продолжается 28 дней.
На ОБТК газожидкостная смесь (мультифазный поток), добытая с морской платформы, поступает сначала на первичную сепарацию, где происходит отделение газа от примесей: конденсата и воды. Затем — в производственные нити на повторное осушение, в том числе при помощи моноэтиленгликоля. После этого уже практически сухой газ отправляют на нажимной компрессор и, после сжатия, в газопровод. Конденсат, полученный при сепарации газа, на ОБТК смешивают с нефтью, что улучшает её качество, делая более легкой.
Нефть и попутный газ с платформ "Пильтун-Астохская-Б" и "Моликпак" сепарируются непосредственно на самих платформах, затем по трубам их подают на ОБТК и далее – через компрессорную станцию – в нефте- и газопроводы. По данным на начало 2008 года, общие извлекаемые запасы Лунского месторождения составляют 1,785 млрд кубометров растворенного газа и 41,859 млн тонн конденсата. По оценке на 2008 год геологические запасы газа Лунского газового месторождения составляют 531 млрд. куб. м.
Подготовленные к транспортировке углеводороды подаются на производственный комплекс "Пригородное" по двум ниткам трубопровода (одна – для нефти, другая – для газа) протяженностью 800 км.
После сжижения СПГ направляется на хранение в резервуары объемом 100 000 м³ каждый, затем отгружается и транспортируется танкерами-газовозами покупателям.
Судостроительный момент
В 2004 году оператором проекта "Сахалин-2" Sakhalin Energy был объявлен тендер на строительство трёх газовозов. Участие в нём приняли 10 компаний, в том числе две российские – в совместных предприятиях с японскими фирмами. ОАО "Совкомфлот" стало партнером Nippon Yusen Kabushiki Kaisha (NYK Line), а ОАО "Приморское морское пароходство" – Mitsui O.S.K Lines и Kawasaki Kisen Kaisha.
Три судна были сданы в эксплуатацию к планируемой дате запуска производства. И к фактическому открытию завода уже имели на лаге по несколько сотен миль, снабжая СПГ индийских, корейских и тайваньских потребителей – метановозы отличаются чрезвычайной капиталоемкостью, их простой недопустим.
По своему размеру суда-газовозы аналогичны авианосцам, но значительно меньше сверхкрупнотоннажных нефтеналивных судов.
Технические характеристики газовоза "Гранд Мерея":
длина, м | 289,5 |
ширина, м | 49 |
экипаж, | 24 |
дальность плавания | 8 тыс. морских миль |
весовой тоннаж | 120 525 тонн |
В своей жидкой форме сжиженный природный газ не имеет способности взрываться или воспламеняться. При испарении природный газ может воспламениться в случае контакта с источником горения и если концентрация испарений в воздухе будет составлять от 5 до 15 процентов. Если концентрация паров газа менее 5 процентов, то для начала возгорания испарений недостаточно, а если более 15 процентов, то в окружающей среде будет нехватка кислорода."В Пригородном всё зависит от условий по которым заключены контракты по СПГ. Часть газа продаётся по правилам, когда Sakhalin Energy доставляет газ своими танкерами, другая часть контрактов составлена так, что покупатель сам, используя свой флот, забирает газ с точки продажи. Покупатели стремятся именно к этому, так как каждый хочет развивать экономику своей страны. Получается, что пять судов зафрахтованы Sakhalin Energy, а 8-12 в зависимости от периода времени, забирают газ от имени покупателя", – пояснил "Корабелу" заместитель директора по оффшорному флоту ООО "Юником менеджментсервисиз" Юрий Станиславович Синёв.
Флот судов обеспечения в порту Пригородное включает в себя следующие суда: четыре портовых буксира ледового класса пр. TundRA 3400, (два построены на "Адмиралтейских верфях", ещё два на ASL Marine, Сингапур); два швартовых катера ледового класса; одно специализированное судно ЛРН ледового класса (Нефтегаз-55); одно ледокольное судно (использующееся в течение ледового сезона).
"В скором времени на смену уже не новому буксиру Нефтегаз-55 из Германии должно прийти многофункциональное аварийно-спасательное судно проекта MPSV06-NY "Берингов пролив" (строитель – Nordic Yards Wismar GmbH), которое как раз сейчас находится в пути. Мы очень ждём спасатель, так как это будет специализированное для ЛАРН судно", – сказал в интервью "Корабелу" руководитель администрации портов Сахалина Курил и Камчатки Владимир Анатольевич Шутько.
Судно снабжения "Витус Беринг" / "Объединенная судостроительная корпорация" |
По требованию страховых компаний, Sakhalin Energy в холодное время года обязана обеспечивать ледокольную проводку судов через пролив Лаперуза. Для этого с начала февраля и примерно до средины марта здесь базируется ледокол "Капитан Хлебников", арендованный у Дальневосточного морского пароходства. "Ледокол здесь, честно говоря, не нужен. Буксиры ледового класса в случае чего готовы обеспечить проводку. Ледокол "Капитан Хлебников" стоит у причала по два месяца, при том, что в Ванино судов не хватает", – комментирует капитан порта.
Однако, по словам Юрия Синёва, в заливе Анива "редко, но метко" случаются проблемы с зимней навигацией: "В 2005 году впервые за 30 лет порт Корсаков был забит льдом так, что он остановился. Сначала долго дули северо-восточные ветра, и с Охотского моря запрессовало льдом пролив Лаперуза, потом ветер поменялся на юго-восточный, и толстый охотский лёд прибило к берегу, подходы к порту были забиты, и он не работал трое суток".
По наблюдениям капитана порта, за последние шесть лет работы ледовая обстановка в заливе Анива с каждым годом улучшается, и ледокол ни разу не показал себя в деле: "Ледовая обстановка в заливе Анива бывает раз в сто лет, с середины зимы здесь лёд уже не образуется", – подчеркнул Сергей Яковлев.
Начиная с первого ноября, для подхода к причалу Пригородного судно должно иметь ледовый класс не ниже Л2. Порой с севера Охотского моря приносит ледовые поля, которые доходят до Японии: "Поначалу капитаны иностранных судов, как только увидят ледовое поле, командовали: "Стоп машина!". Потом они прошли подготовку по ледовому плаванию в Находке и стали смелее", – говорит Сергей Яковлев.
Судоходство
Другие суда, которые подходят со стороны Японского моря, находятся в юном возрасте – не старше 10 лет. Экипажи метановозов иностранные или российские, но флаг всегда иностранный.Комментирует капитан порта: "Экипажи не берег не сходят, и с этим есть проблема – контролирующим органам нечего проверять. Карантинные власти, таможенники, пограничники теряются. С одной стороны, человек на судне пересёк 12-мильную зону, значит находится на территории государства, но с другой, он с судна не сходил, а территория судна – есть территория государства, чей флаг поднят на нём. На сегодняшний момент только пограничники поднимаются на судно – оформляют приход и отход".
Лоцманскую проводку на территории порта осуществляет компания-подрядчик ЗАО "Порт Пригородное" (СП Sakhalin Energy и ПАО "Совкомфлот"). Но согласно положению о капитане порта, проводку могут осуществлять и лицензированные лоцманы, представляющие Сахалинский филиал ФГУП "Росморпорт".
С точки зрения осадки, для судоводителя здесь нет ничего трудного – фарватера, мелей и прочих опасностей. Единственная сложность состоит в том, что швартовка судна к причалу производится кормой.
Причал отгрузки СПГ. Отгрузка сжиженного природного газа (СПГ) в танкеры осуществляется с причала отгрузки СПГ длиной 805 м. Причал оборудован четырьмя рукавами (стендерами) — двумя отгрузочными, одним универсальным и одним для отработанного пара. Эстакада причала состоит из десяти опор и 11 металлических пролётных ферм, образуя два уровня (девять ферм по 80 м и две фермы длиной 40 и 50 м). Верхняя палуба предназначена для дорожного полотна (шириной 4 м) и электрических кабелей. Нижняя палуба используется для трубопровода СПГ, линии коммуникаций и пешеходной дорожки шириной 1 м. СПГ закачивается из резервуаров хранения в параллельные линии загрузки, которые подаются на причал отгрузки СПГ. В головной части причала трубопроводы соединяются с четырьмя рукавами причала. Глубина швартовой стенки составляет 14 метров, грузоподъёмность танкеров, которые способны швартоваться к причалу, — от 18 до 145 тыс м3. Продолжительность погрузочных операций — от 6 до 16 часов, в зависимости от грузоподъемности судна.Экипажи на арендованных судах состоят, в основном, из дальневосточников. Суровые нравы Охотского и Японского морей требуют специфических знаний и навыков, и здесь российский мореходный опыт бесценен. В Находке в тренажерном центре Приморского морского пароходства установлено специальное оборудование, имитирующее условия, с которыми экипажи газовозов будут иметь дело в порту Пригородное и заливе Анива при погрузке и транспортировке СПГ. В комплект этого оборудования входит и тренажер для работы в зимних условиях.
Куда?
После сжижения газ направляется на хранение в два резервуара объемом 100 000 кубометров каждый, чтобы затем отгружаться и транспортироваться танкерами-газовозами покупателям. Пункт назначения загруженного газовоза – приёмный терминал СПГ, или терминал регазификации.
"Энергетические рынки Европы и стран Содружества Независимых Государств останутся основными рынками сбыта продукции российского топливно-энергетического комплекса на весь период действия документа. <...> Вместе с тем доля европейского направления в общем объеме экспорта российских топливно-энергетических ресурсов будет неуклонно сокращаться за счет диверсификации экспортных энергетических рынков в восточном направлении (Китай, Япония, Республика Корея, страны Азиатско-Тихоокеанского региона). При этом к концу третьего этапа (указать время) реализации настоящей Стратегии удельный вес восточного направления в экспорте газа – с 0 до 19 – 20 процентов", – из энергетической стратегии России на период до 2020 года.Sakhalin Energy сотрудничает с "Шелл Истерн Трейдинг Лтд" (SETL) в рамках договора купли-продажи СПГ, который был подписан 17 февраля 2009 года. По его условиям, газ, предназначенный для газовых рынков тихоокеанского побережья Соединенных Штатов и Мексики СПГ, первоначально планировалось поставлять на терминал Коста Азул в мексиканском штате Баха (Калифорния). Однако в связи с революционным освоением нетрадиционных газовых ресурсов в США поставки СПГ в эту страну стали нерентабельными, и компания SETL воспользовалась своим правом переадресовывать партии СПГ на другие рынки за пределами США, в частности в Японию, Корею, Китай и Тайвань.
Получателями сахалинского СПГ сегодня выступают 12 компаний в шести странах мира. Крупнейший из них – нашумевшая Тokyo Electric Power Company, Inc или TEPCO. На её долю приходится четверть поставок сжиженного газа.
Немного о нефти
Терминал состоит из резервуаров для хранения нефти, отгрузочного трубопровода и выносного причального устройства (ВПУ) для загрузки танкеров. Его огромные резервуары представляют собой вертикальные цилиндрические стальные конструкции с "плавающей" крышей и огнестойким уплотнением. Диаметр каждого резервуара — 93 м, высота — 18 м, емкость — 95,4 тыс. м3.
Из резервуаров нефть поступает на ВПУ через подводный трубопровод диаметром 762 мм. ВПУ выполняет функцию одноточечного причального устройства и расположен на расстоянии 4,5 км от берега, где глубина моря составляет около 30 м. ВПУ может принимать нефтеналивные танкеры вместимостью от 40 до 150 тыс. м3. Погрузочные работы при этом занимают от 14 до 24 часов, в зависимости от вместимости танкера.
Все управление операциями на площадке ТОН производится из Центра управления, расположенного на территории завода по производству СПГ.
Стабильность и при 40
Под влиянием текущей экономической ситуации и понижения цен на нефть годовой доход Sakhalin Energy в настоящий момент снизился на 50% по сравнению с 2014 годом. "Мы должны признать, что 2015 год не будет простым", – в интервью корпоративной газете "Вести" говорит финансовый менеджер коммерческого директората Вера Иванцова.Комитет исполнительных директоров приступил к пересмотру базовой стоимости активов с тем, чтобы и сама компания, и ее деятельность оставались финансово стабильными при понижении цен на базовый сорт нефти Brent до $40 за баррель. В компании этот проект получил название "Robust at 40", или "Стабильность и при 40".
"В рамках этого проекта в феврале мы будем разрабатывать предложения для сокращения расходов, а в марте, после утверждения комитетом исполнительных директоров, начнем работать согласно пересмотренному бюджету. Sakhalin Energy продолжит работать без каких-либо послаблений в вопросах ОТОС и целостности объектов. Однако возможно, что разработка некоторых второстепенных проектов будет отложена, поскольку мы можем оказаться неготовыми к реализации всего портфеля планов при низких ценах на нефть. Мы предполагаем, что положение у компании в таких условиях устойчивее, чем у ее конкурентов. Необходимо принять ситуацию как возможность избавиться от лишнего "жирка", стать более гибкими и сохранить прибыльность, поддерживая в глазах акционеров и российской стороны репутацию эффективно развивающегося бизнеса. Мы сможем успешно преодолеть этот спад и выйти из экономического кризиса в еще лучшей форме, чем раньше", – подытожила Вера Иванцова.
Однако, несмотря на необходимость потуже затянуть пояса, в феврале 2014 года главы компаний Shell и Газпром подписали меморандум о взаимопонимании в вопросе создания третьей технологической линии на заводе по производству СПГ. Акционеры согласовали дорожную карту, в которой изложен план дальнейших действий.
В рамках прошедшего "Петербургского международного экономического форума — 2015" глава Газпрома Алексей Миллер и главный исполнительный директор Shell Бен ван Берден подписали ряд документов о стратегическом сотрудничестве, включая меморандум о реализации проекта строительства третьей технологической линии завода СПГ проекта "Сахалин-2".
Партнеры планируют увеличить мощность завода в 1,5 раза — до 15 млн т в год. Согласно меморандуму, для полной загрузки третьей технологической линии "Газпром" поставит дополнительные объемы газа за счет добычи в рамках проекта "Сахалин-2".
Заключение
Строительство завода по сжижению природного газа на Сахалине действительно можно считать проектом века для острова и островитян, пусть и не обошлось без позднего вмешательства властей и наведения порядков в СРП. Но даже с учётом всех потерь, денег, вложенных в чужие экономики путём покупки недостающих технологий, приобретения дорогих автомобилей и техники, строительства и аренды нескромных апартаментов для заграничных квалифицированных работников и прочего — экономика острова очень многое получила и получит от создания производственного комплекса.Прежде всего, это современная магистраль, которая вот-вот свяжет юг и север острова. Хочется верить, что дорога спасёт от вымирания многие населённые пункты средины Сахалина. Еще один плюс — многочисленные социальные и благотворительные проекты Sakhalin Energy, а также российские специалисты, которые прошли хорошую школу, работая на сахалинских шельфовых проектах. Хотя в среде нефтяников и бытует мнение, о том, что лучше работать в иностранной компании, чем в отечественной, надеюсь, что российские монополисты найдут способы привлечь квалифицированных работников и кадры не утекут за границу, как это довольно часто происходит сейчас.
Многое говорится и о разделении вырученных по СРП средств между федеральным и местным бюджетом. Правда, точных цифр по распределению сверхдоходов, которые начали поступать в бюджеты разных уровней в марте 2012 года, нам получить не удалось.
Оставим без комментариев ещё один факт – три губернатора Сахалинской области, начиная с 1996 года, покинули посты не по своей воле. Первым был Игорь Павлович Фархутдинов, который со своей командой почти в полном составе разбился на вертолёте над Камчаткой 20 августа 2003 года. Его преемником стал Иван Павлович Малахов, избранный на выборах. 7 августа 2007 года Владимир Путин подписал указ "О досрочном прекращении полномочий губернатора Сахалинской области" в связи с заявлением губернатора о досрочном сложении полномочий. Президент был недоволен организацией спасательных работ и качеством помощи, оказанной пострадавшим от землетрясения в городе Невельск, мэром которого Иван Павлович был пять лет. В.В. Путин назначил исполняющим обязанности губернатора Александра Хорошавина, который впоследствие стал губернатором области. 25 марта 2015 года Хорошавин, находясь под стражей, был снят с должности указом Президента РФ с формулировкой "в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации".