Первые траулеры под инвестквоты. Интервью в стереорежиме

Ну что ж, два новых траулера из трех заказанных уже официально включены в состав флотилии "Рыболовецкого колхоза имени Ленина". "Ленинец" уже даже начал промысел, "Командор" скоро последует его примеру, осталось только произвести наcтройку тралового комплекса. Что касается "Ударника", финального судна в этой небольшой серии, то он пока находится в Калининграде, но уже в этом году отправится на Камчатку. Как только он будет торжественно сдан заказчику, завод "Янтарь" можно будет окончательно поздравить с успешным выполнением контракта, заключенного в рамках программы инвестквот.

Мы очень ждем этого знакового момента – ведь "Янтарь" с дальневосточными рыбаками оказались первопроходцами в этой масштабной госпрограмме.

Чтобы читатель мог оценить смысл вершащейся на наших глазах истории, предлагаем ему экспериментальное интервью в стереоформате. Наши сегодняшние собеседники находятся на противоположных концах страны. Сначала вы познакомитесь со взглядом на завершение строительства серии траулеров со стороны завода, прочитав интервью с генеральным директором Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" Эдуардом Ефимовым. А потом перейдете к беседе с заказчиком - "Рыболовецким колхозом имени Ленина" в лице его председателя Сергея Тарусова. И все это в рамках одного материала!

Готовы к двум голосам, двум взглядам. двум позициям, двум сторонам света? Тогда поехали!


Сторона первая, западная
 

Директор Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" Эдуард Ефимов / "Янтарь", ПСЗ


– Эдуард Александрович, завод "Янтарь" первым в России построил не просто судно в рамках инвестквот, но уже целую серию траулеров. Расскажите, каково это – быть первопроходцем? В чем плюсы и минусы такого статуса, ведь наверняка было и то, и другое?

– Действительно, статус первопроходца имеет свои достоинства и проблемные стороны. Быть первым в таком важном деле, как обновление отечественного рыбопромыслового флота, – предмет гордости для завода и каждого его работника. Успешное выполнение контракта на серию траулеров упрочило нашу репутацию и конкурентоспособность. Этот серийный заказ, безусловно, положительно сказался на загрузке предприятия. И на нем завод приобрел новые компетенции и ценный опыт, что стало хорошим вкладом в дальнейшее наше развитие и дает нам преимущество в освоении новых проектов.

Но надо понимать, что все эти плюсы приобретаются большим трудом. Каждый новый гражданский заказ – это определенный интеллектуальный и технический вызов для любой верфи, а для нашей в особенности, ведь в последние годы мы занимались строительством военных кораблей и судов специального назначения. Тем более что прежде "Янтарь" не строил рыболовецкие суда, и камчатские траулеры стали для нас тоже первыми в своем роде. Так что под их строительство понадобилось частично перестроить наше производство, работу и взаимодействие заводских служб.

Главной же проблемой для нас стал проект зарубежного производства: заказчик пришел  с норвежским концепт-проектом, не адаптированным к требованиям Российского морского регистра судоходства и действующих у нас норм и правил. Пришлось его дорабатывать собственными силами. Это препятствие мы преодолели и здесь тоже приобрели новый опыт, но это потребовало немало времени и дополнительных затрат.

Другая проблема, с которой мы столкнулись, была вызвана антироссийскими санкциями: ряд зарубежных контрагентов начали отказываться от своих обязательств – от поставок оборудования и пусконаладочных работ, а импортного оборудования на траулерах очень много. Что неизбежно замедлило процесс строительства серии. В итоге понадобилось перезаключать контракты и искать пути решения проблем с оплатой, которые возникли из-за блокировки банковского сектора.

То есть быть первыми, конечно, почетно, однако нелегко.

Поскольку вы были на переднем крае, на вас должно было быть обращено внимание коллег. Насколько ваш опыт изучался другими российскими верфями? Интересовались ли те же выборжане или "адмиралтейцы" нюансами работы?

– Наши коллеги, естественно, были у нас и на закладках траулеров, и на их передаче заказчику. Они интересовались ходом строительства, его нюансами – на уровне специалистов, эта связь налажена. Насколько можем, мы передаем коллегам свой опыт. Делимся своими наработками по поставкам оборудования, его монтажу, пусконаладочным работам, по взаимодействию с нашими зарубежными партнерами. Так что – да, в рамках Объединенной судостроительной корпорации в рабочем порядке мы постоянно обмениваемся опытом с другими предприятиями.
 

Передача заказчику траулера "Ленинец" / Корабел.ру


Мы уже несколько раз поднимали эту тему, но все-таки коснемся ее еще раз. Были определенные задержки со сроками сдачи судов. Перечислите вкратце основные причины и меры, которые были приняты.

– В общем, можно только повторить то, что было сказано выше. Проект зарубежного производства потребовал его доработки, что и было сделано нашими конструкторами. А санкции существенно затруднили работу с импортным оборудованием, начиная с его поставки и заканчивая испытаниями. Кстати, испытания последнего траулера в серии, "Ударника", сейчас натолкнулись на новую, совершенно непредвиденную, проблему объективного характера: из-за пандемии коронавируса на завод не могут приехать наши контрагенты, чтобы завершить наладку оборудования. Соответственно, мы вынуждены корректировать сроки завершения испытаний судна и его передачи заказчику.

Как к таким моментам относился заказчик, было ли понимание с его стороны, готовность идти навстречу?

– Наш заказчик, а по гражданской тематике он у завода один – "Рыболовецкий колхоз имени Ленина", – идет навстречу нам и понимает, какие сложности нам приходится преодолевать. Так что мы сейчас урегулировали вопросы по срокам и с колхозом, и с Росрыболовством, и с Минпромторгом. Наше сотрудничество конструктивно, каждый из участников процесса идет навстречу. К счастью, везде есть понимание того, что первопроходцам всегда трудно.

Ваша работа с рыбаками на этом не только не останавливается, но и набирает обороты. Расскажите о том, что сейчас строится на верфи и что в ближайших планах?

– Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в последние годы гражданское судостроение приобрело для нашего завода стратегическое значение. Это направление стало одним из векторов развития предприятия, наравне с выполнением гособоронзаказа.

Сейчас мы проводим испытания последнего траулера камчатской серии, "Ударник", который должен быть передан заказчику в этом году.

А в прошлом году мы начали строить большой морозильный траулер проекта 5670WSD "Виктор Гаврилов" по заказу того же "Рыболовецкого колхоза имени Ленина". На сегодня в России это самый крупный БМРТ, и подобного российские верфи еще не строили. Так что это очень важный и значимый заказ для "Янтаря".

На пятилетнюю перспективу в направлении гражданского судостроения мы рассматриваем еще ряд предложений по постройке рыболовецких судов. На первом месте здесь траулеры-процессоры, а кроме того ожидается развитие темы крилеловов, поскольку криль – это огромный биоресурс Мирового океана, и Россией он практически не осваивается. Сейчас это направление планирует развивать Росрыболовство, и мы надеемся в нем участвовать.

Невозможно проигнорировать недавнее падение рубля. Оборудование для рыболовецкого флота пока в основном закупается за рубежом, и такие валютные скачки наверняка несут свои проблемы для предприятия. Как это на вас отразилось?

– Валютные скачки отразились на первом контракте, по серии траулеров, и тогда вся нагрузка легла на плечи предприятия. Сейчас оборудование все закуплено, так что этот фактор на нас уже не влияет. А вот на следующем контракте, по строительству БМРТ, мы немного застраховались, заказчик был за изменение схемы взаимодействия, и взял переменную часть на себя. Туда вошло все оборудование и материалы – заказчик сам их выбирает и сам за них платит. При этом стоимость наших собственных работ зафиксирована.
 

Передача заказчику траулера "Ленинец" / Корабел.ру


И последний вопрос, его сейчас задают всем и везде. Какие меры завод предпринимает для борьбы с коронавирусом? Как в плане гигиены, так и в плане внедрения каких-то дистанционных методов работы?

– Все необходимые меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции завод принял с самого начала этого сложного периода, тогда же у нас был создан оперативный штаб. Прежде всего – обеспечили всех заводчан средствами индивидуальной защиты и антибактериальными средствами. Чтобы не подвергать риску сотрудников, мы по максимуму перешли на дистанционные методы работы, и до сих пор совещания проводим через видеоконференции. После майских праздников завод заработал в полную силу, но и до сих пор мы не привлекаем к работе людей из групп риска. А у всех, кто приходит на завод, ежедневно проверяем температуру с помощью специально закупленных тепловизоров.
 

Беседовал Ренарт Фасхутдинов



Сторона вторая, восточная
 

Сергей Борисович, оправдал ли новострой ожидания и вложения рыбаков?

– "Ленинец" работает у нас уже с февраля, поймал больше 3000 тонн. В целом мы довольны работой судна, качеством постройки. Можно сказать, оно даже более чем оправдало наши ожидания. Очень удачно сегодня работает на трале, в ближайшее время подготовим его под промысел на снюрреводе. А уже во второй половине августа планируем отправить судно на лов сельди, иваси, причем работать "Ленинец" будет кошельковым неводом. Где-то в сентябре, я думаю, сможем оценить и эти результаты.

Наш третий пароход – "Ударник" – пока еще в Калининграде. Он полностью готов, ждем пусконаладочных работ. Эти работы должны осуществлять иностранные специалисты, то есть мы должны принять судно непосредственно у них, но, как известно, в связи с пандемией иностранные граждане были вынуждены покинуть страну.

А так – пароход с апреля готов. Я надеюсь, что в июне специалисты все-таки смогут подъехать, а дальнейшая программа нам уже ясна: по ходовым испытаниям, по приемке оборудования, механизмов, узлов. Поэтому все-таки надеюсь, что в конце июня мы пароход примем, поднимем государственный флаг и будем делать переход домой Северным морским путем. То есть где-то в первое декаде – середине августа пароход прибудет в Петропавловск-Камчатский и в сентябре уже приступит к ведению промысла.

Как раз к этому времени мы подготовим и береговую фабрику, которую запускаем также по проекту инвестиционных квот. Пока по ней мы испытываем аналогичные сложности с пусконаладочными работами. Так как оборудование у нас полностью исландское, запуск должны производить иностранные специалисты.

– Стоит пояснить, что для зарубежных специалистов – наладчиков оборудования правительство РФ предусмотрело особый режим, открыв для них границу (изменения внесены распоряжением Правительства РФ от 29.04.2020 № 1170-р). Список таких лиц должен направить в ФСБ федеральный орган исполнительной власти, в сфере ведения которого находится организация – заказчик оборудования иностранного производства.

– Да. Мы уже подали данные и в Росрыболовство, и в Минвостокразвития, чтобы организовать приезд иностранных специалистов.

– Ваш второй новострой, "Командор", на промысел еще не выходил?

– Также ждем приезда специалистов, которые запустят траловый комплекс.

Это норвежский траловый комплекс, полностью аналогичен тому, который стоит на "Ленинце". Но по контракту пароход после постройки прибывает в порт приписки, и уже после этого приезжают специалисты и настраивают траловый комплекс (системы автоматики) непосредственно в районе промысла. Так что "Командор" пока также в ожидании.
 

– Расскажите о работе с "Янтарем" – к судостроителям по срокам вопросов не возникало, укладывались в график?

– Вопрос был больше в проектанте, потому что строительство и проектирование судна шли практически параллельно. Это была ошибка, которую мы допустили в самом начале, потому что не имели достаточного опыта в строительстве. И зачастую проектант нас подводил: документы поступали на завод с опозданием. А объем документации довольно-таки большой. Так что все эти задержки в основном происходили по причине проектанта. (Проектантом выступала норвежская компания Skipskompetanse – прим. корр.). Судостроители свою работу выполняли, старались. Были какие-то проблемы, но серьезных задержек они не вызывали.

Потом уже на этапе окончания строительства мы столкнулись с тем, что ряд иностранных специалистов ввиду санкций отказался приезжать. Поэтому пришлось на ходу производить их замену – приезжали уже другие компании.

Так что и с санкциями мы тоже столкнулись.

– Действительно, как-то так сложилось, что за время строительства произошло слишком много непредвиденного…

– Да на самом деле из любой ситуации есть выход, только для этого нужно время.

А так, сам завод "Янтарь" нам помог из этой санкционной ситуации выйти: нашли замену норвежской компании, которая отказалась приезжать, – приехали другие.

– А как показало себя судно на ходовых, промысловых испытаниях?

– Все показатели, указанные в техзадании, были выполнены. То есть по скорости, ходовым качествам замечаний не было.

– То есть не возникало таких ситуаций, как с новыми БАТМами (проекта 1288 типа "Пулковский меридиан"), которые в конце 1980-х гг. начали прибывать на Камчатку? Тогда рыбакам приходилось направлять свои замечания конструкторам для совершенствования модели, а что-то прямо на промысле доделывать, адаптировать.

– Вы знаете, у нас таких моментов, на которые можно было бы сослаться, практически нет. Пароход полностью готов к работе, и буквально с первых дней начал показывать хорошие результаты. Первый же улов у "Ленинца" был больше 200 тонн.

Поэтому, как я говорил, пароход более чем оправдал наши ожидания. Мы довольны и качеством работы, и самим судном. И экипаж доволен: хорошие условия для труда и отдыха.

– Можно сказать, что эксплуатация на промысле полностью оправдала затраты на строительство?

– Да, оценку я объективно могу поставить "4+", это однозначно. Какие-то есть нюансы, но они никоим образом не сказываются на работе судна и уловах.

– Эти новые суда заменяют устаревшие во флоте вашей компании?

– Да, одно судно заменяет два старых, по всем показателям – и по производительности, и по эффективности. Мы сразу списали два судна, как только пришел "Ленинец".

– Тем более вы полностью участвовали в процессе проектирования и строительства судна – то есть можно сказать, что вы изначально создавали для себя рабочий инструмент.

– И построили, я считаю, очень успешно. Есть чем гордиться и чему радоваться.

Самое главное, что результат есть, и он положительный и для предприятия, и для экипажа, для людей. Пароход высокоэффективный, комфортный. Можно сказать, что это судно по-настоящему нового поколения.
 

Траулер-сейнер "Ленинец" / "Янтарь", ПСЗ


– Каковы объемы инвестиций в строительство судов?

– В строительство трех судов мы вложили 4,5 млрд рублей. Хотя цена уже изменилась, стала выше. Но суда хорошие, конечно, этих денег они стоят.

– Как я понимаю, вы совершено не жалеете затраченных сил и финансов?

– На каких-то этапах у меня, конечно, возникали сомнения: действительно были непростые ситуации, разные рабочие моменты. Сейчас это уже вспоминается, конечно, иначе – обычно все плохое забывается. Я благодарен и заводу, и директору – Ефимову Эдуарду Александровичу. Во многих отношениях именно благодаря его настойчивости и опыту эти проекты были завершены и что самое главное – завершены успешно. Немало было злопыхателей, которые говорили, что в России строить нельзя. Но опыт, сама жизнь показала – они были неправы. В России умеют строить хорошие суда.
 

Беседовала Наталья Сычева,
специально для "Корабел.ру"


Материалы по теме:
Какие рыболовецкие суда сегодня строятся в России (обзор строящихся судов)
"Ленинец" сдан! В России впервые за долгое время построили траулер для рыбаков (интервью с гендиректором "Янтаря")
ПСЗ "Янтарь" – как идет строительство траулеров?
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)

"Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", АО
Калининград
+7 (4012) 61-30-40; +7 (4012) 61-30-35
"Рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина", ПК Петропавловск-Камчатский
+7(415)22-23-80-13




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости