Мы очень ждем этого знакового момента – ведь "Янтарь" с дальневосточными рыбаками оказались первопроходцами в этой масштабной госпрограмме.
Чтобы читатель мог оценить смысл вершащейся на наших глазах истории, предлагаем ему экспериментальное интервью в стереоформате. Наши сегодняшние собеседники находятся на противоположных концах страны. Сначала вы познакомитесь со взглядом на завершение строительства серии траулеров со стороны завода, прочитав интервью с генеральным директором Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" Эдуардом Ефимовым. А потом перейдете к беседе с заказчиком - "Рыболовецким колхозом имени Ленина" в лице его председателя Сергея Тарусова. И все это в рамках одного материала!
Готовы к двум голосам, двум взглядам. двум позициям, двум сторонам света? Тогда поехали!
Сторона первая, западная
– Эдуард Александрович, завод "Янтарь" первым в России построил не просто судно в рамках инвестквот, но уже целую серию траулеров. Расскажите, каково это – быть первопроходцем? В чем плюсы и минусы такого статуса, ведь наверняка было и то, и другое?
– Действительно, статус первопроходца имеет свои достоинства и проблемные стороны. Быть первым в таком важном деле, как обновление отечественного рыбопромыслового флота, – предмет гордости для завода и каждого его работника. Успешное выполнение контракта на серию траулеров упрочило нашу репутацию и конкурентоспособность. Этот серийный заказ, безусловно, положительно сказался на загрузке предприятия. И на нем завод приобрел новые компетенции и ценный опыт, что стало хорошим вкладом в дальнейшее наше развитие и дает нам преимущество в освоении новых проектов.
Но надо понимать, что все эти плюсы приобретаются большим трудом. Каждый новый гражданский заказ – это определенный интеллектуальный и технический вызов для любой верфи, а для нашей в особенности, ведь в последние годы мы занимались строительством военных кораблей и судов специального назначения. Тем более что прежде "Янтарь" не строил рыболовецкие суда, и камчатские траулеры стали для нас тоже первыми в своем роде. Так что под их строительство понадобилось частично перестроить наше производство, работу и взаимодействие заводских служб.
Главной же проблемой для нас стал проект зарубежного производства: заказчик пришел с норвежским концепт-проектом, не адаптированным к требованиям Российского морского регистра судоходства и действующих у нас норм и правил. Пришлось его дорабатывать собственными силами. Это препятствие мы преодолели и здесь тоже приобрели новый опыт, но это потребовало немало времени и дополнительных затрат.
Другая проблема, с которой мы столкнулись, была вызвана антироссийскими санкциями: ряд зарубежных контрагентов начали отказываться от своих обязательств – от поставок оборудования и пусконаладочных работ, а импортного оборудования на траулерах очень много. Что неизбежно замедлило процесс строительства серии. В итоге понадобилось перезаключать контракты и искать пути решения проблем с оплатой, которые возникли из-за блокировки банковского сектора.
То есть быть первыми, конечно, почетно, однако нелегко.
– Поскольку вы были на переднем крае, на вас должно было быть обращено внимание коллег. Насколько ваш опыт изучался другими российскими верфями? Интересовались ли те же выборжане или "адмиралтейцы" нюансами работы?
– Наши коллеги, естественно, были у нас и на закладках траулеров, и на их передаче заказчику. Они интересовались ходом строительства, его нюансами – на уровне специалистов, эта связь налажена. Насколько можем, мы передаем коллегам свой опыт. Делимся своими наработками по поставкам оборудования, его монтажу, пусконаладочным работам, по взаимодействию с нашими зарубежными партнерами. Так что – да, в рамках Объединенной судостроительной корпорации в рабочем порядке мы постоянно обмениваемся опытом с другими предприятиями.
– Мы уже несколько раз поднимали эту тему, но все-таки коснемся ее еще раз. Были определенные задержки со сроками сдачи судов. Перечислите вкратце основные причины и меры, которые были приняты.
– В общем, можно только повторить то, что было сказано выше. Проект зарубежного производства потребовал его доработки, что и было сделано нашими конструкторами. А санкции существенно затруднили работу с импортным оборудованием, начиная с его поставки и заканчивая испытаниями. Кстати, испытания последнего траулера в серии, "Ударника", сейчас натолкнулись на новую, совершенно непредвиденную, проблему объективного характера: из-за пандемии коронавируса на завод не могут приехать наши контрагенты, чтобы завершить наладку оборудования. Соответственно, мы вынуждены корректировать сроки завершения испытаний судна и его передачи заказчику.
– Как к таким моментам относился заказчик, было ли понимание с его стороны, готовность идти навстречу?
– Наш заказчик, а по гражданской тематике он у завода один – "Рыболовецкий колхоз имени Ленина", – идет навстречу нам и понимает, какие сложности нам приходится преодолевать. Так что мы сейчас урегулировали вопросы по срокам и с колхозом, и с Росрыболовством, и с Минпромторгом. Наше сотрудничество конструктивно, каждый из участников процесса идет навстречу. К счастью, везде есть понимание того, что первопроходцам всегда трудно.
– Ваша работа с рыбаками на этом не только не останавливается, но и набирает обороты. Расскажите о том, что сейчас строится на верфи и что в ближайших планах?
– Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в последние годы гражданское судостроение приобрело для нашего завода стратегическое значение. Это направление стало одним из векторов развития предприятия, наравне с выполнением гособоронзаказа.
Сейчас мы проводим испытания последнего траулера камчатской серии, "Ударник", который должен быть передан заказчику в этом году.
А в прошлом году мы начали строить большой морозильный траулер проекта 5670WSD "Виктор Гаврилов" по заказу того же "Рыболовецкого колхоза имени Ленина". На сегодня в России это самый крупный БМРТ, и подобного российские верфи еще не строили. Так что это очень важный и значимый заказ для "Янтаря".
На пятилетнюю перспективу в направлении гражданского судостроения мы рассматриваем еще ряд предложений по постройке рыболовецких судов. На первом месте здесь траулеры-процессоры, а кроме того ожидается развитие темы крилеловов, поскольку криль – это огромный биоресурс Мирового океана, и Россией он практически не осваивается. Сейчас это направление планирует развивать Росрыболовство, и мы надеемся в нем участвовать.
– Невозможно проигнорировать недавнее падение рубля. Оборудование для рыболовецкого флота пока в основном закупается за рубежом, и такие валютные скачки наверняка несут свои проблемы для предприятия. Как это на вас отразилось?
– Валютные скачки отразились на первом контракте, по серии траулеров, и тогда вся нагрузка легла на плечи предприятия. Сейчас оборудование все закуплено, так что этот фактор на нас уже не влияет. А вот на следующем контракте, по строительству БМРТ, мы немного застраховались, заказчик был за изменение схемы взаимодействия, и взял переменную часть на себя. Туда вошло все оборудование и материалы – заказчик сам их выбирает и сам за них платит. При этом стоимость наших собственных работ зафиксирована.
– И последний вопрос, его сейчас задают всем и везде. Какие меры завод предпринимает для борьбы с коронавирусом? Как в плане гигиены, так и в плане внедрения каких-то дистанционных методов работы?
– Все необходимые меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции завод принял с самого начала этого сложного периода, тогда же у нас был создан оперативный штаб. Прежде всего – обеспечили всех заводчан средствами индивидуальной защиты и антибактериальными средствами. Чтобы не подвергать риску сотрудников, мы по максимуму перешли на дистанционные методы работы, и до сих пор совещания проводим через видеоконференции. После майских праздников завод заработал в полную силу, но и до сих пор мы не привлекаем к работе людей из групп риска. А у всех, кто приходит на завод, ежедневно проверяем температуру с помощью специально закупленных тепловизоров.
Беседовал Ренарт Фасхутдинов
Сторона вторая, восточная
– Сергей Борисович, оправдал ли новострой ожидания и вложения рыбаков?
– "Ленинец" работает у нас уже с февраля, поймал больше 3000 тонн. В целом мы довольны работой судна, качеством постройки. Можно сказать, оно даже более чем оправдало наши ожидания. Очень удачно сегодня работает на трале, в ближайшее время подготовим его под промысел на снюрреводе. А уже во второй половине августа планируем отправить судно на лов сельди, иваси, причем работать "Ленинец" будет кошельковым неводом. Где-то в сентябре, я думаю, сможем оценить и эти результаты.
Наш третий пароход – "Ударник" – пока еще в Калининграде. Он полностью готов, ждем пусконаладочных работ. Эти работы должны осуществлять иностранные специалисты, то есть мы должны принять судно непосредственно у них, но, как известно, в связи с пандемией иностранные граждане были вынуждены покинуть страну.
А так – пароход с апреля готов. Я надеюсь, что в июне специалисты все-таки смогут подъехать, а дальнейшая программа нам уже ясна: по ходовым испытаниям, по приемке оборудования, механизмов, узлов. Поэтому все-таки надеюсь, что в конце июня мы пароход примем, поднимем государственный флаг и будем делать переход домой Северным морским путем. То есть где-то в первое декаде – середине августа пароход прибудет в Петропавловск-Камчатский и в сентябре уже приступит к ведению промысла.
Как раз к этому времени мы подготовим и береговую фабрику, которую запускаем также по проекту инвестиционных квот. Пока по ней мы испытываем аналогичные сложности с пусконаладочными работами. Так как оборудование у нас полностью исландское, запуск должны производить иностранные специалисты.
– Стоит пояснить, что для зарубежных специалистов – наладчиков оборудования правительство РФ предусмотрело особый режим, открыв для них границу (изменения внесены распоряжением Правительства РФ от 29.04.2020 № 1170-р). Список таких лиц должен направить в ФСБ федеральный орган исполнительной власти, в сфере ведения которого находится организация – заказчик оборудования иностранного производства.
– Да. Мы уже подали данные и в Росрыболовство, и в Минвостокразвития, чтобы организовать приезд иностранных специалистов.
– Ваш второй новострой, "Командор", на промысел еще не выходил?
– Также ждем приезда специалистов, которые запустят траловый комплекс.
Это норвежский траловый комплекс, полностью аналогичен тому, который стоит на "Ленинце". Но по контракту пароход после постройки прибывает в порт приписки, и уже после этого приезжают специалисты и настраивают траловый комплекс (системы автоматики) непосредственно в районе промысла. Так что "Командор" пока также в ожидании.
– Расскажите о работе с "Янтарем" – к судостроителям по срокам вопросов не возникало, укладывались в график?
– Вопрос был больше в проектанте, потому что строительство и проектирование судна шли практически параллельно. Это была ошибка, которую мы допустили в самом начале, потому что не имели достаточного опыта в строительстве. И зачастую проектант нас подводил: документы поступали на завод с опозданием. А объем документации довольно-таки большой. Так что все эти задержки в основном происходили по причине проектанта. (Проектантом выступала норвежская компания Skipskompetanse – прим. корр.). Судостроители свою работу выполняли, старались. Были какие-то проблемы, но серьезных задержек они не вызывали.
Потом уже на этапе окончания строительства мы столкнулись с тем, что ряд иностранных специалистов ввиду санкций отказался приезжать. Поэтому пришлось на ходу производить их замену – приезжали уже другие компании.
Так что и с санкциями мы тоже столкнулись.
– Действительно, как-то так сложилось, что за время строительства произошло слишком много непредвиденного…
– Да на самом деле из любой ситуации есть выход, только для этого нужно время.
А так, сам завод "Янтарь" нам помог из этой санкционной ситуации выйти: нашли замену норвежской компании, которая отказалась приезжать, – приехали другие.
– А как показало себя судно на ходовых, промысловых испытаниях?
– Все показатели, указанные в техзадании, были выполнены. То есть по скорости, ходовым качествам замечаний не было.
– То есть не возникало таких ситуаций, как с новыми БАТМами (проекта 1288 типа "Пулковский меридиан"), которые в конце 1980-х гг. начали прибывать на Камчатку? Тогда рыбакам приходилось направлять свои замечания конструкторам для совершенствования модели, а что-то прямо на промысле доделывать, адаптировать.
– Вы знаете, у нас таких моментов, на которые можно было бы сослаться, практически нет. Пароход полностью готов к работе, и буквально с первых дней начал показывать хорошие результаты. Первый же улов у "Ленинца" был больше 200 тонн.
Поэтому, как я говорил, пароход более чем оправдал наши ожидания. Мы довольны и качеством работы, и самим судном. И экипаж доволен: хорошие условия для труда и отдыха.
– Можно сказать, что эксплуатация на промысле полностью оправдала затраты на строительство?
– Да, оценку я объективно могу поставить "4+", это однозначно. Какие-то есть нюансы, но они никоим образом не сказываются на работе судна и уловах.
– Эти новые суда заменяют устаревшие во флоте вашей компании?
– Да, одно судно заменяет два старых, по всем показателям – и по производительности, и по эффективности. Мы сразу списали два судна, как только пришел "Ленинец".
– Тем более вы полностью участвовали в процессе проектирования и строительства судна – то есть можно сказать, что вы изначально создавали для себя рабочий инструмент.
– И построили, я считаю, очень успешно. Есть чем гордиться и чему радоваться.
Самое главное, что результат есть, и он положительный и для предприятия, и для экипажа, для людей. Пароход высокоэффективный, комфортный. Можно сказать, что это судно по-настоящему нового поколения.
– Каковы объемы инвестиций в строительство судов?
– В строительство трех судов мы вложили 4,5 млрд рублей. Хотя цена уже изменилась, стала выше. Но суда хорошие, конечно, этих денег они стоят.
– Как я понимаю, вы совершено не жалеете затраченных сил и финансов?
– На каких-то этапах у меня, конечно, возникали сомнения: действительно были непростые ситуации, разные рабочие моменты. Сейчас это уже вспоминается, конечно, иначе – обычно все плохое забывается. Я благодарен и заводу, и директору – Ефимову Эдуарду Александровичу. Во многих отношениях именно благодаря его настойчивости и опыту эти проекты были завершены и что самое главное – завершены успешно. Немало было злопыхателей, которые говорили, что в России строить нельзя. Но опыт, сама жизнь показала – они были неправы. В России умеют строить хорошие суда.
Беседовала Наталья Сычева,
специально для "Корабел.ру"
Материалы по теме:
Какие рыболовецкие суда сегодня строятся в России (обзор строящихся судов)
"Ленинец" сдан! В России впервые за долгое время построили траулер для рыбаков (интервью с гендиректором "Янтаря")
ПСЗ "Янтарь" – как идет строительство траулеров?
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)