Мощный флот – один из главных показателей государственной экономической независимости. Любое судно – сложный комплекс, в строительстве которого участвуют сотни машиностроительных предприятий-изготовителей и поставщиков судового комплектующего оборудования различных отраслей промышленности как России, так и стран ближнего и дальнего зарубежья.
В последние годы в судостроительной отрасли России намечается определенный рост. Строятся и проектируются суда как военного, так и гражданского назначения с разнообразным перечнем решаемых задач. И для многих проектов одним из основных устройств является судовое грузовое оборудование, отвечающее за выполнение как решающих, так и вспомогательных задач. Показательным примером является исследовательское судно проекта 20183 "Академик Александров", заложенное в Северодвинске на предприятии "Звездочка". Уникальность "Академика Александрова" заключается в его технической оснащенности, где грузовое оборудование представлено тремя судовыми электрогидравлическими кранами производства ЗАО "СММ".
Сложность создания грузовых устройств связана с тем, что еще на этапе проектирования возникает ряд противоречий, затрудняющих принятие решения о выборе лучшего варианта с точки зрения повышения надежности и производительности изделий. Для решения подобного рода задач необходимо широкое внедрение эффективных методов научных исследований в практику проектно-конструкторских работ. Многие из технических решений, реализованных в конструкции кранов, позволили существенно расширить область использования грузового устройства судна, некоторые получили статус правовой охраны в виде патентов на изобретения и полезные модели.
Трудно представить, но за достаточно длительную историю как Советского, так и Российского краностроения, в стране не было полноценно освоено производство мощных судовых кранов, тем более обладающих грузоподъемностью 100 т и выше. Обеспечение поставок подобной продукции осуществлялось по импорту из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Выход из сложившейся ситуации предложил отечественный лидер на российском рынке тяжелого грузоподъемного оборудования – ЗАО "СММ". Освоенные производственные мощности, устойчивый рост и развитие позволили компании в рамках собственной программы импортозамещения спроектировать, произвести и установить на новое судно "Академик Александров" судовые краны "С2500", "С15" и "С120".
К началу работ над указанными изделиями ЗАО "СММ" уже имело ряд достижений. Компанией был в полной мере освоен рынок портальных кранов России и СНГ, что позволило существенно сократить и свести импортные поставки портового перегрузочного оборудования к минимуму. Количество поставленных электрических портальных кранов серий "Аист", "Стриж" и "Витязь" превысило 100 единиц. Помимо этого, за годы деятельности компании были освоены следующие типы грузоподъемного оборудования для судостроительной отрасли: козловые, мостовые, монтажные портальные краны, а также специальное грузоподъемное оборудование для гидротехнических сооружений и атомных Первые станций, балансовые гидравлические краны-манипуляторы, мобильные краны, сменные грузозахватные приспособления.
Итак, в конце 2015 года решениями Министерства обороны РФ ЗАО "СММ" было определено как разработчик, изготовитель и поставщик трех судовых кранов для нового судна "Академик Александров", строящегося для нужд Военно-морского флота страны. Одновременно с началом проектирования изделий руководство компании инициировало строительство испытательных стендов для судовых кранов в поселке Шушары г. Санкт-Петербурга. Принятые в качестве исходных данные по несущей способности испытательных стендов впечатляют. Стенд для судовых кранов повышенной грузоподъемности способен выдерживать опрокидывающий момент до 5500 тм, вертикальные нагрузки до 420 т, горизонтальные – до 80 т, что делает его единственным в стране с подобными характеристиками. Стенд для судовых кранов средней и малой грузоподъемности способен выдерживать опрокидывающий момент 1000 тм, рассчитан на вертикальные нагрузки до 125 т, горизонтальные – до 30 т.
Главный результат продолжительной и слаженной работы специалистов ЗАО "СММ" получил короткое название "Судовой кран С2500". Грузоподъемность крана постоянная на всем диапазоне вылетов стрелы и составляет 100 т на вылете 25 м. Особенности работы судового крана в условиях морского волнения обуславливают целесообразность применения в конструкции устройств, предназначенных для компенсации, преобразования или рассеивания энергии колебания груза на канатах под действием качки. "С2500" оснащен особой системой вспомогательных тяговых лебедок для стабилизации пространственного положения груза, которая позволяет эффективно бороться с раскачиванием груза при выполнении погрузочно-разгрузочных операций. Александр Георгиев, главный конструктор крана, описывает его уникальность простым примером: "Суровые морские погодные условия, скорость ветра достигает 25 м/с и высота волн доходит до 2 м. Перед командой поставлена задача – поднять и предельно точно переместить тяжелый габаритный груз. Для "С2500" подобная задача в полной мере выполнима. Кран не только поднимет груз, ограничив его раскачивание на канатах, но и опустит его на палубу, обеспечив мягкую посадку на скорости не более 1 м/мин с точностью до миллиметра". Кран "С2500" – самый мощный отечественный судовой кран из всех произведенных ранее не только в современной России, но и в Советском Союзе.
Не меньшего внимания заслуживают еще два крана производства ЗАО "СММ", поставка которых запланирована на судно "Академик Александров" в ближайшее время – "С120" и "С15". Максимальная грузоподъемность электрогидравлического судового крана-манипулятора "С15" составляет 2 т, а вылет стрелы достигает 15 м. Все электро- и гидрооборудование смонтировано непосредственно на самом кране и дополнительно не требуется размещать отдельные составные части изделия на палубе, предусмотрен носимый пульт управления.
Специальный судовой кран "С120" с телескопической стрелой обладает грузоподъемностью до 16 т. в зависимости от вылета стрелы, максимальный вылет составляет 20 м. "С120" оснащен устройством снижения динамических нагрузок и системой компенсации качки и позиционирования груза под водой на глубинах до 500 м. При подъеме грузов с поверхности воды этот кран обеспечивает компенсацию взаимных вертикальных перемещений крана и груза со скоростями до 50 м/мин. Анализируя рынок грузоподъемного оборудования, как отечественный, так и импортный, очевидно, что при видимом большом многообразии фирм и предлагаемой ими техники, подобные "С120" машины в мире проектируют и изготавливают считанные единицы, в России – только ЗАО "СММ".
Специалисты ЗАО "СММ" будут участвовать в швартовых, ходовых и государственных испытаниях судна, обеспечив бесперебойную работу кранов, передачу навыков эксплуатации и управления экипажу судна. В дальнейшем ЗАО "СММ" будет проводить комплексное сервисное обслуживание поставленного оборудования.
На сегодняшний день многоцелевое судно усиленного ледового класса "Академик Александров" – достойный пример успешного использования российского судового грузоподъемного оборудования.
Обеспечение конкурентоспособности изделий судового машиностроения является сложной экономической задачей, а наращивание темпов развития экономики страны – приоритетная задача для всех отечественных производственных предприятий. Уже сейчас в рамках государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" подпрограммы "Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса" ЗАО "СММ" заключен государственный контракт на разработку и создание опытных образцов шести типов судовых кранов-манипуляторов, ранее никогда не производившихся на территории РФ. Создаваемые для судов ВМФ России и ПС ФСБ России в качестве основной составляющей части грузового устройства краны обладают различными характеристиками, грузоподъемность самого мощного из них достигает 29 т, а на максимальном вылете стрелы 19 м кран способен поднимать грузы массой до 15 т.
Подводя итоги, важно отметить, что в настоящее время замещение импортных морских кранов отечественными приобретает особое значение ввиду освоения морского шельфа и ЗАО "СММ" способно в полной мере справиться с поставленной задачей.
Электрогидравлический судовой кран "С 2500" установлен на судно «Академик Александров» / Олег Кулешов |
Сложность создания грузовых устройств связана с тем, что еще на этапе проектирования возникает ряд противоречий, затрудняющих принятие решения о выборе лучшего варианта с точки зрения повышения надежности и производительности изделий. Для решения подобного рода задач необходимо широкое внедрение эффективных методов научных исследований в практику проектно-конструкторских работ. Многие из технических решений, реализованных в конструкции кранов, позволили существенно расширить область использования грузового устройства судна, некоторые получили статус правовой охраны в виде патентов на изобретения и полезные модели.
Трудно представить, но за достаточно длительную историю как Советского, так и Российского краностроения, в стране не было полноценно освоено производство мощных судовых кранов, тем более обладающих грузоподъемностью 100 т и выше. Обеспечение поставок подобной продукции осуществлялось по импорту из стран ближнего и дальнего зарубежья.
|
|
|
Выход из сложившейся ситуации предложил отечественный лидер на российском рынке тяжелого грузоподъемного оборудования – ЗАО "СММ". Освоенные производственные мощности, устойчивый рост и развитие позволили компании в рамках собственной программы импортозамещения спроектировать, произвести и установить на новое судно "Академик Александров" судовые краны "С2500", "С15" и "С120".
К началу работ над указанными изделиями ЗАО "СММ" уже имело ряд достижений. Компанией был в полной мере освоен рынок портальных кранов России и СНГ, что позволило существенно сократить и свести импортные поставки портового перегрузочного оборудования к минимуму. Количество поставленных электрических портальных кранов серий "Аист", "Стриж" и "Витязь" превысило 100 единиц. Помимо этого, за годы деятельности компании были освоены следующие типы грузоподъемного оборудования для судостроительной отрасли: козловые, мостовые, монтажные портальные краны, а также специальное грузоподъемное оборудование для гидротехнических сооружений и атомных Первые станций, балансовые гидравлические краны-манипуляторы, мобильные краны, сменные грузозахватные приспособления.
Итак, в конце 2015 года решениями Министерства обороны РФ ЗАО "СММ" было определено как разработчик, изготовитель и поставщик трех судовых кранов для нового судна "Академик Александров", строящегося для нужд Военно-морского флота страны. Одновременно с началом проектирования изделий руководство компании инициировало строительство испытательных стендов для судовых кранов в поселке Шушары г. Санкт-Петербурга. Принятые в качестве исходных данные по несущей способности испытательных стендов впечатляют. Стенд для судовых кранов повышенной грузоподъемности способен выдерживать опрокидывающий момент до 5500 тм, вертикальные нагрузки до 420 т, горизонтальные – до 80 т, что делает его единственным в стране с подобными характеристиками. Стенд для судовых кранов средней и малой грузоподъемности способен выдерживать опрокидывающий момент 1000 тм, рассчитан на вертикальные нагрузки до 125 т, горизонтальные – до 30 т.
Судовой кран-манипулятор "СМ 300" / "СММ", ЗАО |
Главный результат продолжительной и слаженной работы специалистов ЗАО "СММ" получил короткое название "Судовой кран С2500". Грузоподъемность крана постоянная на всем диапазоне вылетов стрелы и составляет 100 т на вылете 25 м. Особенности работы судового крана в условиях морского волнения обуславливают целесообразность применения в конструкции устройств, предназначенных для компенсации, преобразования или рассеивания энергии колебания груза на канатах под действием качки. "С2500" оснащен особой системой вспомогательных тяговых лебедок для стабилизации пространственного положения груза, которая позволяет эффективно бороться с раскачиванием груза при выполнении погрузочно-разгрузочных операций. Александр Георгиев, главный конструктор крана, описывает его уникальность простым примером: "Суровые морские погодные условия, скорость ветра достигает 25 м/с и высота волн доходит до 2 м. Перед командой поставлена задача – поднять и предельно точно переместить тяжелый габаритный груз. Для "С2500" подобная задача в полной мере выполнима. Кран не только поднимет груз, ограничив его раскачивание на канатах, но и опустит его на палубу, обеспечив мягкую посадку на скорости не более 1 м/мин с точностью до миллиметра". Кран "С2500" – самый мощный отечественный судовой кран из всех произведенных ранее не только в современной России, но и в Советском Союзе.
Не меньшего внимания заслуживают еще два крана производства ЗАО "СММ", поставка которых запланирована на судно "Академик Александров" в ближайшее время – "С120" и "С15". Максимальная грузоподъемность электрогидравлического судового крана-манипулятора "С15" составляет 2 т, а вылет стрелы достигает 15 м. Все электро- и гидрооборудование смонтировано непосредственно на самом кране и дополнительно не требуется размещать отдельные составные части изделия на палубе, предусмотрен носимый пульт управления.
Судовой кран-манипулятор "СМ 10-01" / "СММ", ЗАО |
Специальный судовой кран "С120" с телескопической стрелой обладает грузоподъемностью до 16 т. в зависимости от вылета стрелы, максимальный вылет составляет 20 м. "С120" оснащен устройством снижения динамических нагрузок и системой компенсации качки и позиционирования груза под водой на глубинах до 500 м. При подъеме грузов с поверхности воды этот кран обеспечивает компенсацию взаимных вертикальных перемещений крана и груза со скоростями до 50 м/мин. Анализируя рынок грузоподъемного оборудования, как отечественный, так и импортный, очевидно, что при видимом большом многообразии фирм и предлагаемой ими техники, подобные "С120" машины в мире проектируют и изготавливают считанные единицы, в России – только ЗАО "СММ".
Специалисты ЗАО "СММ" будут участвовать в швартовых, ходовых и государственных испытаниях судна, обеспечив бесперебойную работу кранов, передачу навыков эксплуатации и управления экипажу судна. В дальнейшем ЗАО "СММ" будет проводить комплексное сервисное обслуживание поставленного оборудования.
На сегодняшний день многоцелевое судно усиленного ледового класса "Академик Александров" – достойный пример успешного использования российского судового грузоподъемного оборудования.
Обеспечение конкурентоспособности изделий судового машиностроения является сложной экономической задачей, а наращивание темпов развития экономики страны – приоритетная задача для всех отечественных производственных предприятий. Уже сейчас в рамках государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" подпрограммы "Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса" ЗАО "СММ" заключен государственный контракт на разработку и создание опытных образцов шести типов судовых кранов-манипуляторов, ранее никогда не производившихся на территории РФ. Создаваемые для судов ВМФ России и ПС ФСБ России в качестве основной составляющей части грузового устройства краны обладают различными характеристиками, грузоподъемность самого мощного из них достигает 29 т, а на максимальном вылете стрелы 19 м кран способен поднимать грузы массой до 15 т.
Подводя итоги, важно отметить, что в настоящее время замещение импортных морских кранов отечественными приобретает особое значение ввиду освоения морского шельфа и ЗАО "СММ" способно в полной мере справиться с поставленной задачей.