Итоги строительства рыбопромыслового флота Публикуем главные выдержки из обсуждений между судостроителями и рыбаками, состоявшихся в рамках круглого стола на выставке и форуме SeaFood |
Я присутствовал на разных этапах реализации проекта по инвестиционным квотам, и сегодня пребываю в восторге от выступлений заказчиков. Говорю это искренне, поскольку вижу, что с одной стороны, серьезно вовлечены в работу, с другой, вы очень предметно и глубоко анализируете - что происходит с этим проектом. Честно говоря, когда шел сюда, думал, что к судостроителям будет больше претензий. Но вы о нас искренне заботитесь, предлагаете действительно всем вместе оценить реальное положение дел.
Александр Сергеевич Соловьев, директор Выборгского судостроительного завода, был вовлечен в этот проект раньше меня и знает всю эту историю изнутри судостроения еще глубже. Но, по-моему, выглядит это следующим образом.
В 2014-2015 годах, когда все рьяно начали эту тему продвигать, риски оценивались - ниже плинтуса. Была организована большая кампания, итоги мы сегодня пожинаем. Сегодня любому судостроителю стало понятно, что строить рыболовецкие суда - это сложно, это круто, и это совсем не то, чем мы занимались до сих пор. Этому есть объективное объяснение - между прочим, мы с вами в этом историческом периоде создаем новые для России компетенции. Когда в России строились большие рыболовецкие суда? Никогда. Штучные проекты, может, вспомним. Раньше такой флот строили в Украине, в Польше и так далее. Повторюсь, риск, который не учли на первых этапах программы, сейчас нам аукается.
Я смотрю на контракты, которые были заключены с Северной верфью… Там у нас четыре ярусолова, и одновременно шесть подписанных траулеров с компанией "Норебо". И они запущены, по сути, с разницей в месяц.
Ну это же просто судостроительная авантюра!
Я не знаю ни одного подобного примера в судостроении. У нас сейчас четыре головных судна двух проектов. Все это было запущено без должного подхода. Разрыв в строительстве настолько небольшой, что любое изменение в насыщении обходится финансово в двойных затратах.
А не пора ли нам проанализировать наш опыт? Обсуждения и конференции - это, конечно, хорошо, но теперь судостроению нужно помочь выйти из массового запуска головных судов. Мы действительно несем финансовые потери. И рыбаки совершенно логично задают вопрос - почему они должны платить за переделку? В ПДСП это не отражается, это наша, заводская, рабочая документация. Я их прекрасно понимаю. Нужен компромисс, который бы всех устроил, при этом в нем должен участвовать тот, кто все это запустил - наше государство.
Что касается кадров
Ресурсов, действительно, не хватает. Я уже не знаю, как бы мне из Выборга, Балтзавода, с Адмиралтейских верфей переманить пару десятков специалистов и рабочих.
Работы - немерено. Я за один день могу хоть триста человек принять и всем им сразу же дать работу.
Все траулеры, кроме шестого, кстати, уже все в корпусе, в сборке - все собраны в полном объеме. Не хватает специалистов, чтобы оперативно провести финальные технические настройки.
И еще хотелось бы обратить внимание на следующее. Мы взяли хороший проект. Когда мы обсуждали работу с рыбаками, когда они сформировали перечень оборудования, конечно, они хотели все самое лучшее на свое собственное судно. И все это в кратчайшие сроки было необходимо скомпоновать, вписать в единый проект. И я вам скажу, по итогу наши коллеги из разных импортных компаний-разработчиков славно на нас нажились. И это тоже повлекло большое количество разного рода переделок, в том числе с Регистром. ПДСП примерно на 10-13% не соответствует тому, чтобы можно было по ней построить судно. И все это отражается в РКД - возникает конфликт документаций. И эта история, связанная с тем, что проект сначала принимают, а потом уже приводят его в рабочее состояние - это большой вызов. Так что выявилась проблема, что и в проектно-конструкторских компаниях тоже не хватает необходимых трудовых ресурсов.
И вот у нас по итогу уже готовы к сдаче три разных судна. Проект - прекрасный. Риски мы осознали. Теперь с учетом всего этого нужно только реализовывать. Экспортный потенциал на этом поприще - огромный. Безусловно, благодаря в том числе заказчику, мы делаем лучшие суда этого сегмента в мире. Нужно сформировать адекватные условия по цене и по срокам. Нужно работать, не истерить, анализировать и исправлять ошибки. "Северная верфь" также строила головной фрегат. Это было долго, трудно. Сейчас такие серийные корабли сдаем раз в два года.
В ближайшее время мы опубликуем мнения других участников дискуссии - в текстовом формате, а также подготовим видеосюжет.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |