Что это за установка такая и почему к ней должно быть приковано внимание?
Вообще, плавучие регазификационные установки — это стационарные объекты, которые ставятся на рейде или к специальному причалу, принимают сжиженный природный газ, подвозимый судами-газовозами, и преобразуют его в обычный газ, пригодный к использованию. На берег газ подается после этого через гибкие подводные трубы, если установка стоит на рейде, или через морской загрузочный рукав, когда ПРГУ пришвартована у причала.
Такие установки — это выгодное решение для стран и регионов, испытывающих проблемы с традиционными маршрутами и способами доставки газа для нужд промышленности и населения. Они требуют меньших вложений в строительство и могут быть развернуты "с нуля" в достаточно сжатые сроки. Мировой опыт показывает, что создание такого плавучего терминала занимает от года до трех лет. Наземный же терминал будет строиться раза в два дольше. Отдельный плюс — большая экологическая безопасность, что для Балтики тоже имеет немаловажное значение.
Первая ПРГУ была запущена в 2005 году американской компанией Excelerate Energy. И за прошедшие 13 лет в мире появилось немало таких проектов. Однако в России до сих пор ничего подобного не создавалось. Первой ласточкой как раз и должен стать "Маршал Василевский", которому предстоит снабжать газом Калининградскую область.
В самый западный российский регион, отрезанный от основной территории страны Белоруссией и Литвой, газ сейчас поступает по газопроводу Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград. Первая нитка была проложена еще в советские годы, и ее давно перестало хватать. Вторую протянули в 2009 году, доведя пропускную способность до 2,5 млрд кубометров в год. Достаточно ли таких показателей? Нет! Сейчас уровень газификации области составляет 64,2 %.
Скорее всего, вопрос с обеспечением газом российского эксклава решался бы в неспешном темпе еще долгие годы. Но поворотным пунктом стал украинский майдан, а вернее, развернувшаяся после него на политическом и экономическом фронте холодная война США и Евросоюза против России. Вдруг оказалось, что энергетическая безопасность Калининграда зависит от взаимоотношений с соседними государствами. И если Белоруссия - наш стратегический союзник, то Литва — один из самых агрессивных оппонентов нашей страны во внешней политике.
В 2014 году Владимир Путин публично поручил главе "Газпрома" Алексею Миллеру сделать все, чтобы отвести в этом плане любые угрозы от Калининградской области. И в такой ситуации плавучая регазификационная установка должна стать настоящим спасением — морской путь снабжения газом этого региона позволит избежать любых форм давления со стороны Запада.
В апреле 2015 года "Газпром флот" объявил конкурс на строительство плавучей регазификационной установки. Сумма тендера составила 21,781 млрд рублей. 29 декабря 2015 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о строительстве в Калининградской области морского СПГ-терминала. А в январе 2016-го "Газпром" заключил контракт с южнокорейским заводом Hyundai Heavy Industries на строительство того, что позже получит название ПРГУ "Маршал Василевский".
Какие характеристики были заложены в эту установку?
Судно, по данным Российского морского регистра судоходства, обладает длиной 287,2 м, шириной — 46,4 м, осадкой — 12,5, дедвейтом — 93,3 тыс. т. Ему присвоен ледовый класс Arc4, дающий право на хождение во льду до 0,9 м — больше на Балтике и не требуется. А благодаря специальной защите от обледенения, установка способна выдерживать заморозки до минус 30 градусов.
"Маршал Василевский" оснащен двумя главными двигателями мощностью по 11,7 тыс. кВт и двумя вспомогательными двигателями по 5,85 тыс. кВт. Объем хранения СПГ достигает 174,1 тыс. куб. м, а максимальная производительность испарителя СПГ — 13,2 млн кубометров в сутки.
Начать работу он должен был еще в конце прошлого года, но сроки сдвинулись — корейцы тоже умеют срывать графики. Уже практически готовое судно вышло на испытания, но случилось ЧП: взорвался один котлов-регазификаторов, поставленных компанией Mitsubishi. Сообщили об этом 17 ноября 2017 года корреспонденты TradeWinds — крупнейшего мирового издания в сфере судостроения и судоходства. "Газпром флот" отказался от ремонта котла и потребовал от производителя его замены. Это затянуло сроки сдачи объекта, но компания отнеслась к этому философски, тем более что строительство береговой инфраструктуры в Калининградской области тоже запаздывало.
Уже в 2018 году заместитель председателя правления "Газпрома" Виталий Маркелов смог назвать журналистам обновленные сроки ввода в строй ПРГУ — до конца ноября 2018-го. И судя по темпам движения судна, если эта дата и сдвинется, то совсем ненамного.
А напоследок — о том, что даст в итоге жителям региона прибытие "Маршала Василевского". Мы задали этот вопрос заместителю генерального директора "Корпорации развития Калининградской области" Олегу Скворцову.
— Ситуация с газом в последние годы достаточно сложная, потому что количество промышленных предприятий в Калининградской области растет и развивается жилое строительство. Это сказывается на том, что объемы потребления газа увеличиваются. СПГ — это дополнительный ресурс, который появляется в Калининградской области и поможет региону с газоснабжением. Областные ресурсы газа увеличиваются практически на миллиард кубометров в год. И это действительно дает возможности для развития промышленности, для развития жилого сектора. В газовой сфере региона этот проект позволит закрыть долю в 20-30% от общего потребления, — ответил журналистам "Корабел.ру" представитель корпорации.
И совсем-совсем напоследок... У некоторых возникает вопрос — а почему столь мирное сооружение, как СПГ-установка, получило грозное имя знаменитого советского полководца? Все просто: в Калининградской области маршала Александра Василевского особенно чтят. Именно он в 1944 году был командующим 3-м Белорусским фронтом и руководил блестящей операцией по штурму Кенигсберга — нынешнего Калининграда.
Материалы по теме:
СПГ, ледоколы, Севморпуть... Как выполнить задачу президента? (о планах экспорта СПГ по Севморпути)
Что там Россия заказала у Южной Кореи? Разбираемся с экспертом (о слухах про 45 судов, заказанных Россией у корейцев)
Ямал да удал (о проекте "Ямал СПГ")