– Расскажите подробнее о цифровой верфи, что она из себя подразумевает?
– У нас проходит глубокая модернизация Онежского судостроительно-судоремонтного завода. Строится новый блок, разработана интегрированная информационная система цифрового производства. То есть это одно предприятия, на котором появляются дополнительные мощности, площади и новое технологическое оборудование. Так что это было и будет одно предприятие только более современное, с дополнительными мощностями, новым высокотехнологическим оборудованием.
– В цехе мы видели блок от строящегося буксира, расскажите как он связан с цифровой верфью?
– Это блок буксира с ледовым классом ARC4, который мы строим по заказу "Росморпорта" и сдан он будет в конце 2025 года. Так что это судно можно назвать построенным на цифровой верфи, так как строится оно с участием новых мощностей. Насыщение топливными системами и электрооборудованием, кабельной проводкой будет выполнено уже на новом стапеле, а спущено на старом слипе.
– Успеете ли Вы завершить работы и сдать цифровую верфь в 2024 году?
– Нам поставлена задача Помощником Президента с 1 декабря начинать работы на новых мощностях и мы 100% в эту задачу выполняем.
– Какие работы осталось выполнить?
– На сегодняшний день ведутся работы по строймонтажу, по нанесению защитных покрытий на металлоконструкции, не зашит еще контур сэндвич-панелями, не подведены системы отопления и воды. Работы действительно много, но есть четкое понимание, что мы делаем.
– Успеете ли вы заложить в этом году первое судно на цифровой верфи?
– На новой верфи мы не планировали закладывать новые суда. Мы будем здесь строить и достраивать те суда, которые у нас уже есть, потому что у нас нет отдельного завода для строительства судов, у нас есть дополнительные мощности, которые мы строим в рамках проекта модернизации завода.
– Как скажется увеличение мощностей на производительности завода? Сколько судов сможет уходить со стапелей предприятия в год?
– Новые технологические процессы, новое оборудование в блоке корпусных цехов, которое в том числе строится, это увеличение производительности труда, это новые современные технологии, это качество продукции. И как я уже сказал, это производительность труда и улучшенные условия труда для рабочих.
Цифровая система управления трудом будет способствовать повышению эффективности производства. То, что нам было поручено и то, что мы делаем – отработка ряда новых технологических процессов и новых подходов с учетом тех возможностей, которые дает цифровая верфь, будет находиться в общей сети предприятия.
В ближайшее время на предприятие должны поставить центр обработки данных – то оборудование, которое увеличит уже используемую сеть. Параллельно с модернизацией завода у нас идет доработка и внедрение системы управления предприятием GlobalMarine. Сейчас мы входим в стадию опытной эксплуатации данной системы. Мощность по переработке металлопроката увеличится в 10 раз, а количество судов, которое будет выпускаться будет зависеть от того какого типа и размерения будут строится суда, а также его сложности и тд.
– Какой на сегодня портфель заказов Онежского судостроительно-судоремонтного завода?
– В настоящий момент, мы завершаем строительство серии краболовов для ГК "Русский Краб". В этом году сдадим третье судно в серии и в 2025 году передадим заказчику четвертое, последнее в этой серии судно.
Кроме того, для ФГУП "Росморпорт" мы строим два нефтемусоросборщика, три буксира ледового класса ARC4, два мелкосидящих ледокола проекта 22741. И наши новые дополнительные мощности будут использованы во время строительства всех этих судов.
– Сколько людей сегодня требуется на завод?
– Дополнительно по проектной документации на завод требуется порядка 550-600 человек. Кадры сегодня это действительно большая проблема, но мы прибегаем к разным путям решения этой проблемы, например, привлекаем подрядчиков. Часть из них будет работать на новых мощностях, а часть на старых. Кого-то из наших работников мы тоже будем переводить на новые мощности.
На базе пяти учебных учреждений был сформирован "Петрозаводский автотранспортных техникум", несмотря на непрофильное название, там есть много лабораторий, которые ориентированы на подготовку кадров для судостроения. Среди них: сборщики корпусов металлических судов, сварщики, а также в этом году будет выпущена первая группа по профессии "Судостроитель".
Более того, мы являемся базовым предприятием для специалитета. Из выпускников 2025 года мы двух студентов уже приняли на работу в конструкторско-технологический отдел. Они будут работать у нас на заводе и параллельно завершать обучение в техникуме.
Также мы взаимодействуем и с центром занятости республики Карелия и безработных набираем, подготавливаем их к работе. Начинаем более активно работать в школах.
Также есть задача, которую нам и СПБГМТУ ставил Николай Платонович Патрушев, – создание филиала Корабелки в Петрозаводске, для обучения и освоения тех технологий, которые сейчас вводятся на нашем заводе.
По проекту реализации глубокой модернизации завода сейчас проводится та часть, которая была разработана "Союзпроектверфью" с участием петербургской Корабелки и других профильных организаций. В рамках разработки проекта было очень много идей, которые повлекли за собой определенные затраты. Также за последние годы появились еще какие-то идеи и задачи, когда мы уже рассказали, что это не просто на бумаге делается. В связи с этим Правительством было выделено финансирование на проведение определенного вида работ и последующей модернизации завода. Продолжение модернизации завода и реализации новых идей будет зависеть от результатов того, как мы будем работать сейчас.