7 августа 1803 года из Кронштадта стартовала первая русская кругосветная экспедиция на судах "Надежда" и "Нева" под командованием Ивана Крузенштерна и Фёдора Лисянского соответственно. Она стала важной вехой в истории России, развитии её флота, естественных и гуманитарных наук. Плавание также внесло значительный вклад в изучение мирового океана и ранее малоизвестных стран. Прогрессивной общественностью России оно было воспринято с большим воодушевлением. О подробностях этого подвига рассказал учёный, журналист и морской геолог Константин Ранкс:
"Несмотря на то, что ещё Пётр I старался открыть своё отечество всему миру через развитие флота и стимулирование морской торговли, в умах тогдашних элит сохранялась и консервативная точка зрения, которая предполагала достаточным каботажное плавание. Страна, закукленная сама в себе, — такое мировоззрение было привычным.
Неудивительно, что когда молодой морской офицер Иван Крузенштерн в 1799 году выступил с идеей развития транспортировки грузов с Камчатки и Дальнего Востока в Петербург морским путём через океаны, его ждал холодный отказ. Тем не менее, он совершенно справедливо обозначил выгоды такого пути, так как доставка грузов по суше требовала множественной перевалки груза. Риск потерь, как ни странно, был даже больше, чем при морской транспортировке, поскольку требовалась защита от разбойников, порчи и утопления в стремительных сибирских реках.
Идеи Крузенштерна неожиданно поддержала Русско-американская компания в 1802 году, когда её специалисты пришли к выводу, что море — это самый выгодный путь транспортировки грузов с Аляски и Камчатки в европейскую часть России. Тут-то и вспомнили и о Крузенштерне.
Экспедиция не только совершила целый ряд географических открытий и выполнила разнообразные поручения, но и в итоге доставила в Петербург заморские товары, в первую очередь – ценную пушнину. Было доказано, что дальние морские путешествия под умелым командованием способны совершать даже уроженцы мест, где не то что моря – больших рек нет.
На шлюпе "Надежда" за три года плавания не произошло ни одного смертельного случая, что поразило современников. Александр I щедро наградил участников экспедиции, включая нижние чины, которые получили право уйти в отставку с пожизненным пенсионом.
Все спешили узнать подробности экспедиции. Даже простые матросы были нарасхват — все хотели услышать из первых уст о далеких странах, о морских чудищах, об удивительных народах и их традициях. Море открылось совсем с другой стороны — как возможность отправиться к новым берегам, увидеть чудеса света и заработать на этом. Дальний Восток оказался одним из берегов удивительного океана, и идея Петра I "стать на море" раскрылась во всем своём величии".
Таким образом, именно торговое мореплавание послужило толчком к тому, чтобы совершить первую русскую кругосветку.
По материалам Фонтанка.ру
Неудивительно, что когда молодой морской офицер Иван Крузенштерн в 1799 году выступил с идеей развития транспортировки грузов с Камчатки и Дальнего Востока в Петербург морским путём через океаны, его ждал холодный отказ. Тем не менее, он совершенно справедливо обозначил выгоды такого пути, так как доставка грузов по суше требовала множественной перевалки груза. Риск потерь, как ни странно, был даже больше, чем при морской транспортировке, поскольку требовалась защита от разбойников, порчи и утопления в стремительных сибирских реках.
Идеи Крузенштерна неожиданно поддержала Русско-американская компания в 1802 году, когда её специалисты пришли к выводу, что море — это самый выгодный путь транспортировки грузов с Аляски и Камчатки в европейскую часть России. Тут-то и вспомнили и о Крузенштерне.
Экспедиция не только совершила целый ряд географических открытий и выполнила разнообразные поручения, но и в итоге доставила в Петербург заморские товары, в первую очередь – ценную пушнину. Было доказано, что дальние морские путешествия под умелым командованием способны совершать даже уроженцы мест, где не то что моря – больших рек нет.
На шлюпе "Надежда" за три года плавания не произошло ни одного смертельного случая, что поразило современников. Александр I щедро наградил участников экспедиции, включая нижние чины, которые получили право уйти в отставку с пожизненным пенсионом.
Все спешили узнать подробности экспедиции. Даже простые матросы были нарасхват — все хотели услышать из первых уст о далеких странах, о морских чудищах, об удивительных народах и их традициях. Море открылось совсем с другой стороны — как возможность отправиться к новым берегам, увидеть чудеса света и заработать на этом. Дальний Восток оказался одним из берегов удивительного океана, и идея Петра I "стать на море" раскрылась во всем своём величии".
Таким образом, именно торговое мореплавание послужило толчком к тому, чтобы совершить первую русскую кругосветку.
По материалам Фонтанка.ру
Источник: Российский профессиональный союз моряков