Летом 2013 года был принят ожидаемый Федеральный закон "Об аквакультуре" (рыбоводстве), который вступает в силу с 1 января 2014 г. Он устанавливает правовые основы регулирования в области аквакультуры (разведение и выращивание рыб, ракообразных, моллюсков, водорослей), в том числе в части защиты прав и интересов работников данной области. Целью закона являются обеспечение производства рыбной и другой продукции аквакультуры и сохранение водных биологических ресурсов. Принятие закона об аквакультуре — тот редкий случай, когда все — и рыбоводы, и чиновники, и наука — солидарны по большинству пунктов и оценивают его как шаг вперед.
Обсуждение закона началось еще в 1998 - 1999 годах, когда с наступлением экономического кризиса резко возросла экспортная ценность российских морепродуктов. По мнению ведущего специалиста "Кронштадт", нынешнее вступление закона в силу позволит не только увеличить объемы производства гидробионтов, оказывая очевидно положительное влияние на экономику страны, но и будет способствовать восстановлению популяции осетровых и лососевых пород сильно поврежденной несанкционированным выловом и деятельностью НПЗ экосистемы Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна. По словам исполнительного директора Дальневосточной ассоциации аквакультуры Александра Платонова, закон поддерживает промышленность, которая использует чистую воду — а это одно из ключевых требований к усилению охраны окружающей среды. Аквакультура способна восстановить те потери морских ресурсов, которые ежегодно наносятся рыболовством. Это мировой тренд развития хозяйства, и закон сможет привлечь много иностранных инвесторов, в частности, на Дальний Восток, так как он гарантирует возврат вложений. Инвестиционный цикл аквакультуры составляет два — три года, поэтому результат от этого закона потребители увидят через пять — десять лет. Но эти результаты стоят того: возрастет качество продукции, увеличится импортозамещение, кроме того, элитные морепродукты станут более доступными.
Итак, в чем реальная, ощутимая польза закона? Он учитывает интересы всех участников рынка современной рыбной промышленности и даёт несколько необходимых предпосылок развития рыбоводства, в том числе товарного:
- выращенная в воде на частных рыбозаводах аквакультура признаётся собственностью производителя;
- для организации производства в собственность передаётся земля с береговой линией;
- земля может быть отдана в залог банку для получения кредитной линии на закупку оборудования;
- законом рыбоводы отнесены к сельхозпроизводителям, а это - налоговые льготы и льготные кредиты Россельхозбанка. По словам старшего научного сотрудника лаборатории экологии шельфовых сообществ института биологии моря Дальневосточной академии наук Сергея Масленникова, фермеры получат поддержку как сельскохозяйственные производители. Учитывая тот факт, что водная нива гораздо трудозатратнее, чем земельная, это — большой плюс для морских производителей. Также данный пункт снижает коррупционный фактор, так как аквакультура выходит из-под чрезмерного контроля Федерального агентства по рыболовству;
- частичная компенсация процентов по кредиту и затрат на закупку рыбопосадочного материала и кормов;
- в случае строительства нового рыбоводного завода с выпуском молоди, или покупкой государственного рыбоводного завода, квоту на вылов в соответствии с процентами промвозврата рыбы (2% для мальков, до 70 %- если выпускаются годовички), автоматически получает собственник ЛРЗ (лососевого рыбоводного завода).
Только последний пункт привёл к формированию "очереди" из фирм и частных лиц на приобретение ЛРЗ на Сахалине (27 госзаводов), Курильских островах, Камчатке, Колыме, Чукотке, где есть реальный промвозврат лосося, а также на приобретение участков вдоль неиспользуемых рек для строительства новых ЛРЗ. Промвозврат лосося в относительном (%) и абсолютном (тыс. экз., т) выражении является основным показателем эффективности работы ЛРЗ. К такого рода показателям относят и вклад каждого завода в общее воспроизводство конкретного вида в бассейне главной реки. Сегодня на Дальнем Востоке обстановка тяжёлая, но стабильная: вылов лососёвых держится на уровне 140-150 тыс. тонн, без учёта ННН-промысла (незаконный, нерегистрируемый, нерегулируемый промысел) Японии, Кореи, Китая. На Дальнем Востоке планируется строительство рыбного кластера (портовая инфраструктура с глубокой переработкой морепродуктов и холодильными мощностями для хранения) с целью уйти от продажи рыбы-сырца за рубеж "за копейки" при государственно-частном партнёрстве.
С семейством осетровых (осётр, белуга, калуга, севрюга, шип, стерлядь) дела обстоят хуже. Осётры, живущие на Земле 350 млн. лет, со времён динозавров, готовы повторить судьбу мамонтов, истреблённых людьми. Так, в Каспийском море популяция осетровых почти полностью уничтожена. Во времена СССР каспийские рыборазводные заводы стабилизировали уловы осетровых на уровне 20 тыс. тонн в год (1986 год), но уже в 1999 году там было выловлено 0,9 тыс. тонн, а сегодня в бассейне не удаётся осуществить вылов производителей осётров даже для искусственного воспроизводства. Браконьерство на Каспии – дело рук не только России, но и Казахстана, Азербайджана, Туркмении, поскольку межправительственное соглашение о запрете на вылов осётров хотя бы на 5 лет не подписано до сих пор.
Исходя из вышесказанного, становится понятна роль аквакультуры в нашей стране, как по государственным ФЦП, так и в частном бизнесе.
Компания "Кронштадт" оценивает развитие аквакультуры как высокоперспективное, экономически и экологически выгодное направление работы, которое в ближайшее время привлечет к себе внимание множества заинтересованных отечественных организаций, а также развитие и интенсификацию деятельности рыбоводческих морских и пресноводных ферм.
Для удовлетворения потребности в строительстве новых и оснащении существующих ферм, в конце 2013 года между "Кронштадт" и датской компанией Billund Aquakultur Service ApS, было заключено официальное дилерское соглашение, которое позволит поставлять в Россию качественные и успешно опробованные европейскими рыбозаводами системы для выращивания рыбы. Billund работает в сфере проектирования и строительства полноцикличных рыбоводных заводов с применением рециркуляциионных технологий (от инкубации икры и получения личинки, до выращивания товарной и половозрелой рыбы как в пресной, так и в соленой воде) уже более 20 лет.