Действительность все время ставит перед нами интересные задачи. Вот и события настоящего времени заставили задуматься о многом, ранее не вызывавшем каких-либо размышлений. Давайте по порядку.
Ивакин Н. Н., главный редактор "Корабел.ру" Фото: Корабел.ру |
Зависимость от иностранных поставщиков
Конечно, за последние несколько десятилетий мы сильно интегрировались в мировую экономику. И теперь, когда рвутся налаженные связи, необходимость замещения того, что стало недоступно, неприятна, но не фатальна. Надо понимать, что связи у нас сложились лишь с теми, кто активно стремился на наш рынок и преуспел в этом благодаря личным связям, близости географической или культурной, имеющейся в нашем информационном пространстве репутации. Вместе с тем в мире есть огромное количество компани о существовании которых мы просто не знаем и уж тем более не понимаем, что они могут и готовы делать. Я далек от мысли, что в Юго-Восточной Азии или в Южной Америке используется исключительно то же оборудование, что и у нас. Наверняка везде есть свои региональные авторитеты в тех или иных секторах производства.
Надо узнавать о них. И теперь уже не ждать, когда кто-то придет на наш рынок, а активно завязывать контакты и находить альтернативу отказывающимся от поставок в Россию бывших партнеров.
Есть еще и проблема сервиса ранее поставленного и работающего у нас оборудования, но и эту задачку можно решить. Во-первых, никто не отменял практику приобретения чего-то недоступного через «третьих лиц», а, во-вторых, в мире существует целая индустрия производства и продажи «неоригинальных» запчастей или расходных материалов: посмотрите на автомобильный сервис или расходники для копировальной техники. И я рекомендовал бы нашим предпринимателям внимательно присмотреться к этому вопросу.
Ведь, как не крути, а фильтры на двигателях MAN или VOLVO менять надо, значит нужны и такие фильтры, и всякие прокладки, реле или лампочки, да мало ли всякой мелочевки требуется для нормального обслуживания техники, особенно сложной, а другой на флоте, в общем-то, и нет. Конечно, ни одно крупное предприятие, с устоявшейся номенклатурой поставок и загруженным производством за эту тематику не возьмется, никакой Минпромторг программу не организует, но спрос, наверняка, будет судовладелец за эту «мелочевку» платить согласится. Кроме всего вышесказанного, того, что уже не первый год называют «импортозамещением», тоже никто не отменял. Значит что-то произведем и в России.
И еще один момент – кадровый. За годы работы в России все иностранные поставщики организовали здесь свои сервисные центры, как бы они не назывались. Набрали персонал, обучили его, эти специалисты прошли стажировки и получили практику обслуживания поставляемой нам техники, научились работать по стандартам лучших мировых компаний. Теперь они, эти компании, уходят с нашего рынка. Но люди-то остаются. Конечно, кто-то уйдет вслед за своим бывшим работодателем и будет продолжать делать то, чему его научили где-нибудь во Вьетнаме или в Черногории, но, думаю, большая часть их останется в России. И было бы неразумно потерять этих специалистов, ведь уже все поняли, что с кадрами в стране ситуация неважная, да и с образованием, особенно прикладным, тоже совсем нерадужно. А тут готовые, образованные, обученные, имеющие кругозор и опыт работы в крупных иностранных компаниях техники и инженеры. И таких немало, думаю, как минимум, – сотни.
Было бы расточительством допустить, чтобы они растворились среди, к сожалению, в своем большинстве, не очень мотивированных, не обладающих широким кругозором в своей специальности и мало интересующимися новинками в отрасли российских инженеро-технических работников.
С уважением,
Николай Ивакин,
главный редактор
Николай Ивакин,
главный редактор