НТЦ "Альфа-М" широко известно в кораблестроительной сфере, как разработчик оптических систем посадки вертолета на авианесущие корабли одиночного и группового базирования. За последние 15 лет на нашем предприятии разработано, испытано и принято на вооружение Министерством Обороны несколько разновидностей оптических систем посадки вертолёта на корабли различных проектов. Начиная с простых систем с пассивной стабилизацией и заканчивая многофункциональными комплексами, включающими себя интегрированный пульт руководителя полета, который объединил в себе около десяти старых корабельных систем.
О последних разработках направления рассказывает Сергей Великовский, начальник НТО-1, АО НТЦ "Альфа-М".
О последних разработках направления рассказывает Сергей Великовский, начальник НТО-1, АО НТЦ "Альфа-М".
Главная цель работы предприятия – обеспечение безопасности посадки на ВППл днем, ночью в простых и сложных метеоусловиях.
При производстве наших систем мы используем передовые технологии на всех этапах, начиная с проектирования и заканчивая выпуском и приемкой готовой продукции.
Однако мы не хотим останавливаться на достигнутом, а желание освоить новые области подталкивает к закономерному решению – проектированию бортовой радиоэлектронной аппаратуры. Ведь для морской авиации максимально эффективное обеспечение безопасности полета может быть достигнуто только при условии активного взаимодействия бортовой (корабельной и авиационной) аппаратуры.
Наиболее опасным и сложным этапом применения вертолета морского базирования является посадка на палубу корабля. При выполнении посадки пилот должен снижаться по глиссаде, постоянно контролируя дальность до корабля и выдерживая соответствующую ей высоту. При этом у экипажа вертолета отсутствует точная и оперативная информация о дальности до корабля. В большинстве случаев контроль этого важнейшего параметра осуществляется на глазок.
Мы предлагаем несколько способов решения данной проблемы.
СПУТНИКОВАЯ НАВИГАЦИЯ
Самым точным методом определения дальности между кораблем и вертолетом является использование относительного режима спутниковой навигации. В этом случае один блок, принимающий сигналы от навигационных спутников, размещается на борту вертолета, а второй на корабле. Обмен данными осуществляется с помощью радиомодема. Каждый блок на выходе формирует пакет данных о взаимном расположении и параметрах движения корабля и вертолёта. Преимущество – высокая точность измерений. Минусами данного метода является интенсивный радиообмен между кораблем и вертолетом, а также недостаточная помехозащищенность.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ
Для обеспечения измерения дальности до корабельной ВППл можно использовать средства технического зрения. Данный метод основан на анализе видеоинформации, полученной от видеокамеры, установленной на вертолете. При этом большинство современных вертолетов штатно оборудованы стабилизированными системами оптического наблюдения, которые могут быть использованы для решения задач с использование технического зрения. Также отсутствует необходимость в оснащении кораблей дополнительной оборудованием.
Таким образом для оснащения вертолета подобной системой не потребуется размещение на борту дополнительной аппаратуры. Соответственно не потребуется внесение изменений в конструкцию, не изменится вес и энергопотребление БРЭО. Все доработки будут осуществляться исключительно путем разработки дополнительного программного обеспечения.
Техническое зрение может быть эффективно использовано и для решения задач обеспечения безопасности при выполнении маловысотного полёта. Основная проблема — это повышенная опасность столкновения с различными препятствиями естественного и искусственного происхождения.
В настоящее время наша компания находиться на стадии наземных экспериментов в сфере решения задач определения препятствий по видеоизображению. Нами разработаны алгоритмы, позволяющие выделять даже малозаметные объекты на значительном расстоянии. А также формировать по полученным данным рекомендации пилоту для обеспечения безопасного полета.
Новейшие разработки Альфа-М могут значительно повысить безопасность выполнения полётов вертолетов на самых "опасных" этапах над морем и сушей.
КОРАБЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
И в заключении хотелось бы упомянуть о совершенно новой для нас линейке продуктов – корабельные источники питания. На нашем предприятии разрабатывается и скоро будет запущена новая серия источников питания, собранная исключительно на российской элементной базе и имеющих приемку 5.
Источник оснащен интеллектуальной системой управления с защитой от перекоса фаз и системой бесперебойного питания. Данные технологии позволяют поддерживать работоспособность, подключенных к источнику питания систем до 1 минуты, при мощности потребления 2кВт и рабочем напряжении 27В. По окончанию испытаний мы планируем получить свидетельство "Российского морского регистра судоходства".
При производстве наших систем мы используем передовые технологии на всех этапах, начиная с проектирования и заканчивая выпуском и приемкой готовой продукции.
Однако мы не хотим останавливаться на достигнутом, а желание освоить новые области подталкивает к закономерному решению – проектированию бортовой радиоэлектронной аппаратуры. Ведь для морской авиации максимально эффективное обеспечение безопасности полета может быть достигнуто только при условии активного взаимодействия бортовой (корабельной и авиационной) аппаратуры.
Наиболее опасным и сложным этапом применения вертолета морского базирования является посадка на палубу корабля. При выполнении посадки пилот должен снижаться по глиссаде, постоянно контролируя дальность до корабля и выдерживая соответствующую ей высоту. При этом у экипажа вертолета отсутствует точная и оперативная информация о дальности до корабля. В большинстве случаев контроль этого важнейшего параметра осуществляется на глазок.
Мы предлагаем несколько способов решения данной проблемы.
НТЦ "Альфа-М" |
СПУТНИКОВАЯ НАВИГАЦИЯ
Самым точным методом определения дальности между кораблем и вертолетом является использование относительного режима спутниковой навигации. В этом случае один блок, принимающий сигналы от навигационных спутников, размещается на борту вертолета, а второй на корабле. Обмен данными осуществляется с помощью радиомодема. Каждый блок на выходе формирует пакет данных о взаимном расположении и параметрах движения корабля и вертолёта. Преимущество – высокая точность измерений. Минусами данного метода является интенсивный радиообмен между кораблем и вертолетом, а также недостаточная помехозащищенность.
НТЦ "Альфа-М" |
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ
Для обеспечения измерения дальности до корабельной ВППл можно использовать средства технического зрения. Данный метод основан на анализе видеоинформации, полученной от видеокамеры, установленной на вертолете. При этом большинство современных вертолетов штатно оборудованы стабилизированными системами оптического наблюдения, которые могут быть использованы для решения задач с использование технического зрения. Также отсутствует необходимость в оснащении кораблей дополнительной оборудованием.
Таким образом для оснащения вертолета подобной системой не потребуется размещение на борту дополнительной аппаратуры. Соответственно не потребуется внесение изменений в конструкцию, не изменится вес и энергопотребление БРЭО. Все доработки будут осуществляться исключительно путем разработки дополнительного программного обеспечения.
Техническое зрение может быть эффективно использовано и для решения задач обеспечения безопасности при выполнении маловысотного полёта. Основная проблема — это повышенная опасность столкновения с различными препятствиями естественного и искусственного происхождения.
В настоящее время наша компания находиться на стадии наземных экспериментов в сфере решения задач определения препятствий по видеоизображению. Нами разработаны алгоритмы, позволяющие выделять даже малозаметные объекты на значительном расстоянии. А также формировать по полученным данным рекомендации пилоту для обеспечения безопасного полета.
Новейшие разработки Альфа-М могут значительно повысить безопасность выполнения полётов вертолетов на самых "опасных" этапах над морем и сушей.
НТЦ "Альфа-М" |
КОРАБЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
И в заключении хотелось бы упомянуть о совершенно новой для нас линейке продуктов – корабельные источники питания. На нашем предприятии разрабатывается и скоро будет запущена новая серия источников питания, собранная исключительно на российской элементной базе и имеющих приемку 5.
Источник оснащен интеллектуальной системой управления с защитой от перекоса фаз и системой бесперебойного питания. Данные технологии позволяют поддерживать работоспособность, подключенных к источнику питания систем до 1 минуты, при мощности потребления 2кВт и рабочем напряжении 27В. По окончанию испытаний мы планируем получить свидетельство "Российского морского регистра судоходства".