Сложная ситуация на мировом рынке морских перевозок миновала российские компании, их положение остается стабильно тяжелым, пишет газета "Ведомости".
Согласно публикации, перевозки морским транспортом в России выросли на 26,1% до 17,9 млн тонн за январь-октябрь 2016 года, в сравнении с прошлогодним периодом. Объем перевозок внутренним водным транспортом за январь - октябрь 2016 года снизился на 1,4% до 107 млн тонн. Однако стабилизация в секторе не помогла российским судовладельцам улучшить экономику.
"На протяжении последних нескольких лет основные проблемы - это недостаток грузовой базы, излишки флота и, как следствие, - низкие ставки", - приводит газета комментарий первого заместителя генерального директора компании "Совфрахт" по морским перевозкам Карена Степаньяна. Считая настоящее положение судовладельцев близким к критическому, он уверен, что ситуацию может спасти лишь стабилизация рынка и рост экономики, но пока спрогнозировать изменение тренда в индустрии морских перевозок в положительную сторону очень сложно.
Один из собеседников "Ведомостей" замечает, что если консолидация на международном рынке и банкротство Hanjin привели к локальному всплеску ставок, хоть и краткосрочному, то для российских компаний стоимость контейнерных перевозок уже к концу ноября вернулась на уровень сентября.
"Контейнерные морские перевозки - глобальный бизнес, в котором российские игроки занимают десятые доли процента", - добавил он. Однако на рынке перевозок нефти и газа российские компании, в частности "Совкомфлот", играют более заметную роль, напомнил эксперт. При этом из российских портов нефть и газ отгружаются менее крупными судами, потому что основные российские порты не могут принимать большегрузы из-за недостаточных глубин. Это приводит к более высокой стоимости доставки.
Генеральный директор и председатель правления "Совкомфлота" Сергей Франк считает, что внешняя торговля могла бы оказать поддержку российским судовладельцам. По его оценке, объем российской внешней торговли составляет порядка 400 млрд долларов и 5% от этой суммы - фрахт. Сегодня на долю российских компаний приходится лишь незначительная часть всего ежегодного фрахта при перевозке нефти и нефтепродуктов. Например, в 2015 году иностранные судоходные компании перевезли почти 94% нефти, которая прошла через российские порты. Условия, на которых отечественные нефтяные и газовые компании сейчас продают свою продукцию, сформировались в 90-е года таким образом, что фрахтование идет на иностранной территории. По мнению Франка, эффективно решить вопрос импортозамещения можно, если увязать допуск на рынок перевозок со строительством судов внутри страны. В таком случае более стабильный доступ к национальной грузовой базе позволит российским судоходным компаниям сформировать источник финансирования для размещения коммерческих заказов на российских верфях.
"В текущий момент присутствует определенное ослабление конъюнктуры мирового рынка танкерных перевозок: в некоторых сегментах танкерного рынка спотовые ставки снизились примерно на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что, безусловно, сказалось на результатах всей отрасли", - цитирует газета Франка.
Благодаря низкому рынку однако, правительство принимает меры, направленные на поддержку отечественного судостроения и самих судовладельцев, а у судовладельцев появилась возможность за сравнительно невысокую стоимость приобретать более новые суда, в том числе и у обанкротившихся компаний.
Источник: ИТАР ТАСС